СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: "как выработать хорошие манеры поведения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ: "КАК ВЫРАБОТАТЬ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ".

Цель:

  • сформировать у обучающихся культуру поведения;
  • помочь учащимся задуматься о себе, побудить их к самокритичности, исправлению недостатков в своем поведении;
  • воспитывать в учащихся чувства товарищества и дружбы.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "как выработать хорошие манеры поведения".»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Симферопольский автотранспортный техникум"













КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ: "КАК ВЫРАБОТАТЬ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ".







Разработала и провела

преподаватель Косаковская С.Г.

















2017год

КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ: "КАК ВЫРАБОТАТЬ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ".

Цель:

  • сформировать у учащихся культуру поведения;

  • помочь учащимся задуматься о себе, побудить их к самокритичности, исправлению недостатков в своем поведении;

  • воспитывать в учащихся чувства товарищества и дружбы.



Оборудование:

  • на доске вывешиваются высказывания:

  • "Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям" (Ж - Ж. Руссо),

  • "В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе" (Ф. Бекон);

  • презентация "Культура поведение";

  • видео «Что такое этикет», «Правила этикета. Как здороваться», «Нормы этикета при знакомстве».

Ход классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя.

Ни один человек в своей жизни не избежал напоминаний или указаний о том, что надо уметь себя вести. Это говорят родители дома, преподаватели в техникуме, взрослые на улице… И, как правило, эти замечания делаются за то, что вовремя не сказал "здравствуйте""спасибо""пожалуйста" или "извините".

Выходит, что если вовремя научиться вставлять эти 3-4 "волшебных слова", то, действительно, человек умеет себя вести. Но тогда откуда в нашей жизни столько проблем, недоразумений, конфликтов, почему люди не всегда понимают друг друга? Накормить голодного ребенка, уступить старику место в автобусе, перевести старушку через улицу, хорошо работать, быть обходительным и т.д. – все это просто для любого человека, но очень трудно для всех сразу. Вот поэтому нужно начинать с себя: с воспитания в самом себе вежливости, приветливости, умения сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить настроение другим, быть всегда ровным в обращении с окружающими людьми.




Преподаватель. Работа с «Чашей мудрости». Желающие вынимают из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, обучающийся обосновывает своё решение или комментирует высказывание.

1.Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь?

(В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности. Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват.

Настоящую сенсацию произвёл выпущенный в 1775 г. Философский трактат швейцарского писателя Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором автор пытается найти связь духовных качеств человека со строением его скелета и чертами лица. С ним спорил его современник, руководствовавшийся тезисом: внешность обманчива. И хотя споры длятся до сих пор, нельзя отрицать, что 90% строят свои отношения с человеком на основе первого впечатления.)


2.Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу? («Простите пожалуйста …» или «Будьте добры, пожалуйста …»)


3.Зачем люди ходят в гости?

Пообщаться. Я понимаю, что тут можно возразить, что и по инету можно пообщаться, и никуда ходить не обязательно. А я скажу так - по инету не общаются, по инету передают информацию.

Общение, это получение не только словесной, но ещё и эмоциональной, чувственной информации. Когда можно читать по глазам, видеть улыбку или сомнение. А уткнувшись в монитор, что нового увидишь? Какую информацию почерпнёшь о собеседнике?

Я знаю человека, который не любит писать по инету, он так и говорит: мне нужно в разговоре видеть реакцию другого человека.


4.Почему родилась поговорка: «Дарёному коню в зубы не смотрят»? Выражение «Дареному коню в зубы не смотрят» было понятно каждому еще каких-нибудь сто лет назад. В наше время, когда подавляющее большинство людей коней видят только по телевизору, фраза эта нуждается в некотором пояснении.

В те времена, когда лошадь была основной тягловой силой, все, так или иначе, разбирались в лошадях. Хорошая лошадь была не просто средством передвижения, она была статусным товаром, таким, как нынче дорогой автомобиль. И чем дороже оценивалась лошадь при купле-продаже, тем придирчивее ее осматривали покупатели. И если у автомобиля есть документ под названием «Паспорт транспортного средства», в котором указан его возраст, а также спидометр, отражающий накатанные километры, то у коня таких документов и приборов не было.

Основным критерием возраста лошади были зубы. Лошадь могла как угодно хорошо выглядеть, но чем больше возраст животного, тем в большей степени были сточены зубы. Ибо зубами лошадь не грызет, она ими перетирает траву. От постоянного трения зубы стачиваются. И если внешний лоск на скакуна или тяжеловоза можно было навести – почистить шкуру, причесать гриву, хорошо подковать, то с зубами ничего нельзя было сделать. Не могли тогда  поставить виниры на зубы или какие-то пломбы.  Никакой «лошадиной стоматологии» не существовало. Да и теперь, наверное, нету. Так, что покупатель, при приобретении коня или лошади первым делом «смотрел в зубы». Но это покупатель, который рассчитывает за свои деньги получить соответствующий товар.

Если же коня дарили, то смотреть ему в зубы, то есть оценивать качество подарка в присутствии дарителя было верхом неприличия. Отсюда и выражение – «Дарёному коню в зубы не смотрят». Иными словами, подарок должно принимать таким, какой он есть. Просто потому, что подарок дается бесплатно. Кстати, слово «подарок» произошло от слова «даром»!

5.Что надо помнить, чтобы по усам не текло, а в рот попало?

(Необходимо помнить, какие блюда чем есть.)

6. Как обобщить одним словом советы:

Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси (когда ешь).

- Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

- Около своей тарелкой не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего…(«Юности честное зерцало»)

7. Подходите в супермаркете к кассе…, и денег оплатить покупки не хватает. Везем полную тележку покупок, на кассе все это выгружаем и слышим сумму. Доставая деньги из кошелька, начинаем понимать, что их не хватает, поэтому готовы провалиться сквозь землю от неловкости. Сохраняйте спокойствие! От лихорадочных поисков в сумке заначка не появится. Не надо с испугом озираться вокруг. Улыбнитесь: «Ну и набрала же я... У вас замечательный магазин, просто глаза разбегаются!» После этого спокойно откладывайте то, без чего можно ближайшее время обойтись.

«Испив» полностью «чашу мудрости», мы пришли к выводу, что человек живёт в обществе и должен соблюдать определённые правила поведения. Над своим поведением нужно трудиться и это всегда пригодится. А чтобы было над чем трудиться нужно знать основы этикета и правила поведения, что называется хорошими манерами.

Что же мы подразумеваем под понятием «манеры»?

Студенты: Способность держать себя, внешние формы поведения, обращение с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.

Преподаватель. Что же принято считать хорошими манерами?

Студенты: Скромность, сдержанность, деликатность, способность сдерживать себя, умение контролировать свои поступки.

Преподаватель. Узнаем немного из истории этикета.

Просмотр видео и ответы на вопросы.

    1. Что такое этикет? От слова этикетка, ярлык. Порядок проведения определенной церемонии.

    2. Основы этикета. Культура речи, внимание.

    3. Виды этикета. Придворный, дипломатический, воинский, общегражданский.

Самыми строгими по обязательности соблюдения принятых норм и правил являются военный и дипломатический этикет, самым разнообразным по формам и функциям — общегражданский этикет, который может принимать такие формы, как присутствен­ный этикет (гости, приемы, рестораны, театры и др.); брачный этикет; семейный этикет; спортивный этикет; этикет путешествий; корпоративный этикет; деловой этикет.

Сейчас мы поговорим о ви­дах этикета, которые составляют элементарную основу общеграж­данского этикета: этикет приветствий, обращений и знакомств.

Этикет приветствий

Этикет приветствий сводится к двум основным формам:

а)      невербальные формы приветствий (поклон, рукопожатие, приветственный поцелуй, воздушный поцелуй, приветственная поза, приветственное положение головы);

б)      вербальные формы (разнообразные словесные выражения: «здравствуйте», «до свидания», «до встречи» и т. д.).

Просмотр видео «Как здороваться».

Этикет обращения

Этикет обращения включает несколько уровней: а) обращение «ты — Вы*, где принято различать обращение между хорошо знакомыми и мало знакомыми людьми; к неоднозначным формам относится обращение «ты — Вы» к ребенку: если в России не принято обращаться на «Вы» к малознакомому ребенку, то во Франции это обращение обязательно;

б)      обращение по имени-отчеству; на этом уровне этикетные нормы примерно те же, что и в случаях «ты — Вы

в)      обращения-клички («лапуля». «кисуля», «бамбина»); данная форма обращения используется при дружеских, семейных и дру­гих неформальных и близких отношениях, но по этикетной норме такое обращение не рекомендуется в компании, где больше двух присутствующих;

г)       слова-обращения к незнакомым людям: здесь речь идет о таких обращениях, как «мисс», «миссис», «сэр», «мистер», «сеньор», «сеньора», «пан», «пани», «леди и джентльмены», «дамы и господа» (в одинаковой мере как в официальной, так и неофициальной обстановке).

Этикет знакомства

— Знание и соблюдение норм и правил при знакомстве помогает (особенно молодым людям) вести себя достойно, избегать не­ловких ситуаций, преодолевать стеснительность. Если мыслен­но перебрать все ситуации, то возможностей познакомиться не так много: совместные занятия спортом, пребывание на отдыхе, а также совместная работа или учеба.

Просмотр видео «Нормы этикета при знакомстве».

III. Памятка воспитанного человека

1. Приветствие - знак вежливости

Преподаватель. Предлагаю вам составить памятку воспитанного человека. В нее мы запишем самые важные правила этикета.

- Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)

В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.

«Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»

- А что же говорят при встрече русские? (Здравствуйте!)

То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости.

(Преподаватель читает вопросы, студенты отвечают.

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)

5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)

Классный руководитель. Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим - иначе. Так какое же первое правило мы выведем?

(Студенты высказывают предположения.)

Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку.

2. «Когда в товарищах согласья нет...»

Преподаватель. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».

- Права ли девочка?

(Студенты высказываются.)

Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.

- На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Ответы детей.)

- Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)

- Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а, те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.

- Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? «Уступайте друг другу».)

3. «Встречают по одежке...»

Преподаватель. Продолжаем конкурс знатоков этикета.

1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что... (можно пролить суп).

3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).

4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете... (невоспитанность).

Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.

- Как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.)

Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться.

- Какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)

Анкетирование Как к вам относятся окружающие?

Ведущий (классный руководитель):

Вам, конечно же, не все равно, как относятся к вам окружающие? Но для того чтобы вас уважали, вы сами должны соответствовать принятым в обществе нормам внешнего вида и культуры общения.

Давайте посмотрим на себя? Все ли в порядке?

Я предлагаю тест из серии «Познай себя».

Тест «Как к вам относятся окружающие?»

Выберите ответ, и вы увидите, насколько высок ваш авторитет:

1. Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

2. Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

3. Когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», вы держите язык за зубами?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

4. Обращаются ли к вам за помощью или советом?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

5. Общаясь с людьми, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

6. Позволяете ли вы себе говорить критичным тоном, с сарказмом или с нотами агрессии?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

7. Если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь другого?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

8. Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести знакомство?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

9. Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

Ключ к тесту:

1- (а) 0

(б)

10

(в)

5

2. (а) 0

(б)

10

(в)

0

3. (а) 10

(б)

0

(в)

0

4. (а) 10

(б)

5

(в)

0

5. (а) 0

(б)

5

(в)

10

6. (а) 0

(б)

5

(в)

10

7. (а) 0

(б)

5

(в)

10

8. (а) 10

(б)

5

(в)

0

9. (а) 10

(б)

5

(в)

0

Подсчитайте баллы:

80—100: Это очень высокий результат. Если вы отвечали честно, то вы цените и уважаете людей, а они в свою очередь считают вас надежным человеком. Вы не свернете со своего пути ради похвалы и награды, но ваши поступки принесут вам первое и второе.

45—75: Людям, которые попали в этот диапазон, обычно помогают при условии, что они расширят сферу своих интересов. Им хочется, чтобы их любили, но они ничего для этого не делают, предпочитая отгородиться от мира.

0—40: Люди, которые попали в эту группу, настолько стеснительны, что просто боятся быть на виду. Но как только они вылезают из своей скорлупы, то еще больше привлекают к себе внимание окружающих.




IV. Тест "Что такое воспитанность, вежливость, тактичность?"

Предлагаю вам небольшой тест. Соотнесите данные определения из левого столбика и названия из правого столбика. Время выполнения 3 минуты.

1. Отсутствие воспитанности, грубость, брань

А) Вежливость

2. Привычка, способность владеть собой, удерживать порывы.

Б) Воспитанность

3. Учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий

В) Грубость

4. Всякое грубое действие, оказательство грубого человека, неучтивость, дерзость, обида

Г) Чуткость

5. В дворянско-буржуазном обществе - знание правил поведения в обществе, приобретенное в результате "хорошего"воспитания.

Д) Сдержанность

6. Способность чутко относиться к окружающим и к окружающему, быть чутким

Е) Невежливость

7. Неучтивость, необходительность, грубость, неприличие в обхождении

Ж) Невоспитанность

А теперь проверим. Правильные ответы:

  • 1 – Ж

  • 2 – Д

  • 3 – А

  • 4 – В

  • 5 – Б

  • 6 – Г

  • 7 – Е

(ответы учащихся)

V. Правила этикета.

Зачитывание и обсуждения правил этикета.

VI. Сокровищница народной мудрости.

Составить пословицы и поговорки.

VII. Викторина «Хорошие манеры»

Что принято считать хорошими манерами? (Скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои по­ступки, внимательно и тактично общаться с людьми.)

В каких случаях и как можно приветствовать друг дру­га? (Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще все­го — «здравствуйте*; кивок и жест — при встрече в транс­порте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие — при встрече родственников или близких друзей; пожилой мужчина может приветствовать сидя наклоном головы.)

Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.)

Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).

Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен пред­ставляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, на­чальник, подчиненный? (Всегда действует правило: старший подает руку младшему, женщина — мужчине, начальник — под­чиненному.)

Вы пришли по приглашению, но в доме уже много гостей. Ваши действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклонясь, сказать: «Здравствуйте*.)

Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым? (Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садит­ся за стол первой.)

Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? (Надо пропустить того, кто выходит из магазина.)

Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? ( Первой всегда входит дама.)

Кому отдается предпочтение при входе и выходе из обще­ственного транспорта? (Первой заходит дама, затем — мужчи­на; выходят — наоборот.)

Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым? (Вверх по лестнице —мужчина; вниз — дама.)

Вы собираетесь в театр. За сколько минут до начала спек­такля нужно приходить? (За 30 мин, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять место соответ­ственно купленным билетам.)

Паре нужно в театре, кинозале пройти к своим местам. Кто идет первым? (Первым идет мужчина, причем лицом к сидящим.)

Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать свое место? (Необходимо сесть на ближайшее свободное место.)

Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовет в зрительный зал? (Вы­бросить в урну.)

Что нельзя делать во время спектакля? (Разговаривать, шуршать бумажками, ерзать, есть, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления.)

Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в ком­нату, где никого нет, и предложили подождать. Ваши действия? (Гость ждет стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять и полистать книгу или смот­реть, что происходит за окном.)

Кто здоровается первым при разговоре по телефону? (По­звонивший, представившись.)

Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший.)

Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник (хо­зяин)? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в раз­вернутом виде или в красивой упаковке. Именинник [хозяин] должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем.)

Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем.)

Как мужчины и женщины, супруги должны сидеть за сто­лом? (Мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, муж с женой рядом не сидят.)

За одну минуту вы должны правильно расположить при­боры на столе: тарелку, вилку, ложку, нож. бокал, рюмку, салфетку. (Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 2—5 см; справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку; слева — вилку выпукюй стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку для крепких напит­ков, справа — фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кгшдут на тарелку.)

Как берут из общего блюда хлеб? (Рукой.)

Как надо есть хлеб? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку; едят, отламывая малень­кими кусочками.)

У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как их надо есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очи­стить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать сердцевину, есть маленькими кусочками. Апельсин разрезают дольками ши колечками, разрезав их, в свою оче­редь. пополам.)

Как едят бисквит, пирожные, слоеные пирожки и пиро­ги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькими порция­ми чайной ложкой. Слоеные пирожные и пироги едят, держа в руке.)

Вас угостили стаканом компота, как вы его выпьете? (Сначала надо выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку выплюнуть сначала на ложечку, по­том положить ее па блюдо.)

С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть? (Не имеет значения, просто с тупого удобнее.)

Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? (Нож и вилка крест-накрест — пауза в еде; параллельно — окончание трапезы.)

Как выйти из-за стола по окончании обеда? (Выходят вмес­те с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.)

На обед второе блюдо — рыба. Как ее едят? (Рыбу едят не ножом, а двумя вилками: левой едят, а правой помогают).

Подростки идут по улице и жуют: кто ест пирожок, и повидло капает на платье, кто мороженое лижет языком, кто смакует жевательную резинку. Можно ли есть на улице? (Лучше потерпеть до дома. Единственным исключением может быть мороженое, но едят его, не высовывая языка. Нельзя входить с мороженым в транспорт. Нельзя есть на улице фрукты. )

Что такое «шведский стол»? (Прием, посетители кото­рого могут неоднократно подходить к столам, па которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившееся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают воз­можность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах.)

Вы размешали сахар в чае. Что делать с ложкой? (Поло­жить на блюдечко.)

С какой стороны подают кушанья, а с какой — забирают? (Подают кушанья с левой стороны, супы и напитки — с правой. Забирают тарелки справа.)

Куда вы положите ложку, если уже поели? (Пи во вре­мя еды, ни после ложку для супа нельзя класть на скатерть, а только в тарелку.)

Что такое стол «а-ля фуршет»? (Ассортимент блюд для такого стола — закуски «под вилку*, т. е. без использования ножа.)

В тарелке осталось несколько ложек супа. Куда накло­нять тарелку — к себе или от себя? (Все зависит от того, что вы хотите залить свой костюм или хозяйкину ска­терть. Лучше пожертвовать несколькими ложками супа, ос­тавив его в тарелке.)

Как нужно есть зеленый горошек? (Его нужно слегка прида­вить вилкой, чтобы горошины не катачисъ по тарелке, а потом подбирать.)

Чем чистят мандарин, апельсин? (Мандарин —рукой, апельсин — ножом.)

С какой стороны обходят прохожих? (Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу — справа.)

Вашей спутнице уступили место в транспорте. Кто должен поблагодарить за это — вы или ваша спутница9 (Мужчина.)

Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми — мужчина или женщина? (Оба.)

Какой стороны следует придерживаться при передвиже­нии по тротуару? (Правой.)

Вы пришли в кино и пробираетесь на свое место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить — лицом или спиной к сидящим? (Лицом.)

Может ли девушка отказаться от приглашения на танец? (Этикет разрешает отказаться от приглашения, не объясняя причины.)

Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: «Извините» или «Извиняюсь»? (Извините.)

Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится еще один человек? (Вести разговор, в котором не принимают учас­тие все присутствующие, нельзя: третий может подумать, что речь идет о нем ши что ему не доверяют.)

Какие есть три основных стиля в моде? (Классический, спортивный, романтический.)

Как правильно говорить:     «звоните» или «звоните»?

(Звоните.)

Кто первым кладет телефонную трубку — мужчина или женщина? (Женщина.)

VIII. Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодняшнее занятие мне понравилось тем, что я...

Мне понравилось….

Хотел бы узнать ….



IX. Заключительное слово

Преподаватель. Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением. Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!