СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Холокост - память поколений"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящен памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Холокост - память поколений"»

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема:  «Холокост - память поколений»

Цели:                                                      

Образовательная:

- ознакомление обучающихся с  трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;   познакомить с историей лагерей Освенцим, Майданек,  Дахау и др., как трагической страницей периода Второй мировой войны.

-повышение  информационной грамотности обучающихся;

Воспитательная:

– продолжение  работы по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности, по воспитанию  осознанной гражданской позиции;

 -развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;

- научить понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм;

Развивающая:

– продолжение развития навыков монологической речи, развития  коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

Задачи:

- Способствовать формированию потребностей знать и помнить исторические события.

 -  Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.

- Воспитывать уважительное неравнодушное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности.

-  Учить обучающихся делать выводы, размышлять в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.

Ход классного часа.

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. 

         Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Именно в этот день  в 1945г. Красная армия освободила Освенцим – крупнейший фашистский концлагерь, располагавшийся на территории Польши. За 4 года в Аушвице (немецкое название Освенцима)  уничтожили более 2 млн. чел.

                                                                

Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».

    Холокост –  слово из греческого языка, означающее «всесожжение». «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг.,  а также представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей…

  • Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? На эти вопросы мы попытаемся с вами найти ответ.

  • Что необходимо сделать, чтобы подобные события больше никогда не повторились?


После прихода к власти в январе 1933г. Гитлер проводит  в Германии последовательную политику государственного антисемитизма. Согласно этой политике  австрийцы и немцы были объявлены господствующими, чистокровными расами, остальные же -   недочеловеками, годными лишь к обслуживанию арийцев, - славяне, цыгане, евреи и представители многих других национальностей подлежали  полному уничтожению. Среди всех народов, обреченных нацистами на физическое истребление, евреи ими были объявлены главным врагом и, по их планам, этот народ надо было уничтожить.

        Во время Второй  мировой войны немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран.  Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане России. Выжили чуть больше миллиона.

       Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были  гражданами нашей страны. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.  Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Студент. Бухенвальд  — один из крупнейших  концентрационных лагерей на территории Германии. Бухенвальд имел 138 концлагерей - филиалов. Заключенных эксплуатировали и владельцы крупных промышленных фирм, чьи предприятия были расположены в районе Бухенвальда. В концлагерях Бухенвальда создаются оружейные фабрики, где в подземных цехах изготовлялись самолеты - снаряды "Фау".  Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток.  Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли...

Студент. Лагерь Майданек был создан в августе-сентябре 1941 года, был поделён на пять секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки… Через концлагерь Майданек прошло более  миллиона узников.  В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.

Студент. Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии.  Создан в марте 1933 года. Концлагерь стал первым «опытным полигоном», где отрабатывалась система наказаний и других форм физических и психологических воздействий на заключенных. Многие узники Дахау принудительно трудились в качестве бесплатной рабочей силы на окрестных промышленных предприятиях. Во время войны Дахау приобрел зловещую известность как один из самых ужасных концлагерей, в которых проводились медицинские эксперименты над заключёнными. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран. Из них 70 тысяч погибло.

Студент.  В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау)  комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь,   располагался рядом с железной дорогой. Лагерь в Освенциме был самым большим  концентрационным лагерем для поляков и узников других национальностей, которых гитлеровский фашизм обрекал на  постепенное уничтожение голодом, тяжёлой работой, экспериментами, а также на немедленную смерть в результате массовых и индивидуальных казней. С 1942 года лагерь стал крупнейшим центром истребления европейских евреев. Большинство  евреев погибло в газовых камерах сразу же после прибытия, без регистрации и обозначения лагерными номерами. Наряду с казнями и газовыми камерами, эффективным средством уничтожения узников была изнурительная работа. За время существования Освенцима в нем погибли, по разным оценкам, от 1.5 до 2.2 миллионов человек.

В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключённых искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях.

 Аушвиц-Биркенау был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения, поэтому он стал одним из главных символов Холокоста.

Студент. Саласпилс –  концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший   печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 7 тысяч детей. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови  для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Студент.  Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-ти летнего возраста, гнали в другой барак,  в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты, выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.

Студент. Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие детские  трупики, погибших мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли  лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.  

Студент

Холокост - что это за слово?

Необычного в нем ничего как будто нет.

Но, а если расшифруешь это слово

Сразу станет страшно почему-то всем.

Что же они сделали такого, и за что сожгли их в лагерях?

Может быть война тому виною или время, как порой твердят.

А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.

И побаловаться в школе, и поесть свой завтрак на траве.

Но пришли немецкие солдаты. И отправили детишек в лагеря

Не для отдыха и развлеченья, а для издевательства, и зверств.

Но мы в памяти оставим имена героев навсегда.

И в глазах как слезы засверкают, страшные кровавые слова.

В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концентрационные лагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления - преступлениями против человечества.

  • В начале классного часа вы видели на слайде высказывание И. Бауэра "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями". 

  • Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему мы вспоминаем события тех лет?

 Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время.  А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

          Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев;  русского народа,  а также это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Сирии, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам.

                                Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах  погибших.

Все можно сокрушить,

Смести, предать забвенью,

Заасфальтировать и заковать в бетон,

Взорвать собор, как лишнее строенье,

На месте кладбища построить стадион.

Все можно растерять, что собрано веками,

Все может замолчать, расправами грозя,

И только человеческую память

Забетонировать и истребить нельзя.

 

Стихотворение. И. Яненсон. «Кровавая Сага».
-1- 
В то утро Ганс проснулся очень рано, 
Потягиваясь, встал с большой кровати. 
Ещё вчера, хоть был немного пьяный, 
Он позаботился об автомате. 

Ведь автомат – не детская игрушка,

Его опять сегодня ждёт работа: 
Там, возле речки, на лесной опушке 
Он будет убивать опять кого-то. 

-2- 
В то утро собирала сумки Роза, 
Укладывая ценный скарб в дорогу, 
Не чувствуя в своей душе угрозу, 
Надеясь на удачу и на Бога. 

Фашисты показались ей не звери, 
Вчера поговорили с ней учтиво, 
«И даже появилось к ним доверье»- 
Подумала еврейка торопливо. 

-3- 
К восьми евреи собрались у леса, 
Одеты все практично: строго в чёрном; 
Глаза полны живого интереса: 
Куда их повезёт фургон огромный. 

Вдруг высыпали, как горох, фашисты, 
Случилось то, чего от них не ждали: 
Очередями метко, жёстко, быстро 
В минуту всех евреев расстреляли. 

Стояла среди мёртвых только Роза, 
Её свинцовым градом не задело, 
Раскинув руки и глотая слёзы, 
Лишь прядка у виска чуть поседела. 

-4- 
Ей крикнул Ганс: «А ну, танцуй, жидовка, 
Народ твой к праотцам своим уехал. 
Танцуй, танцуй, а то моя винтовка 
Пропорет твой живот с большим успехом» 

И Роза вдруг пошла, взмахнув руками, 
Из горла вырывалось хрипло пенье, 
Тот танец, что берёг народ веками, 
Поверг фашистов всех в оцепененье. 

Схватив свои винтовки, автоматы, 
Стреляли и безумными глазами, 
Смотрели все фашистские солдаты 
Еврейский танец с кровью и слезами. 

-5- 
Фашисты ненавидели евреев, 
Евреев всех они уничтожали, 
Победным взглядом гору трупов смерив, 
За новыми живыми уезжали. 

Сгущались над страною злые тучи, 
И боль тупая в каждом сердце зрела, 
Когда фашисты вниз смотрели с кручи, 
Курок нажать, готовясь для расстрела. 

И сердце наполнялось диким страхом, 
И скорбь пронзала по своей Отчизне, 
Когда фашист рукой, одним лишь махом, 
Лишал людей такой прекрасной жизни.


Свидетельские показания Дины Проничевой, выжившей в Бабьем Яре

«Русские мужья провожали своих еврейских жен. Русские жены провожали своих еврейских мужей. Приближаясь к Бабьему Яру, мы услышали стрельбу и нечеловеческие крики. Я начала понимать, что здесь происходит, но маме ничего не говорила. (…)

Когда мы вошли в ворота, нам велели сдать документы и ценные вещи и раздеться. Один немец подошел к маме и сорвал с ее пальца золотое кольцо. Я увидела, как группа за группой раздеваются женщины, старики и дети. Всех подводят к открытой яме, и автоматчики расстреливают их. Затем подводят другую группу. (..)

Я своими глазами видела весь этот ужас. Хотя я находилась не совсем близко от ямы, я все равно слышала жуткие крики обезумевших людей и приглушенные голоса детей, звавшие: «Мама, мама…».

Кузнецов А.В. Бабий Яр


Так как расстрелять всех прибывших за одни сутки не успели, в качестве пункта временного содержания использовались помещения военных гаражей. За два дня 29-30 сентября 1941 расстреляли в этом овраге 33 771 человека — практически всё еврейское население Киева. Дальнейшие расстрелы евреев состоялись 1, 2, 8 и 11 октября 1941, за это время было расстреляно около 17 000 евреев.

Массовые казни продолжались вплоть до самого ухода немцев из Киева. 10 января 1942 года были расстреляны 100 матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии. В 1941—1943 годах в Бабьем Яру был расстрелян 621 член ОУН (фракция С. Бандеры), среди них украинская поэтесса Елена Телига и её муж, у которого была возможность спастись, но он предпочел остаться с женой и друзьями по редакции «Украинского слова». Кроме того, Бабий Яр послужил местом расстрела пяти цыганских таборов. В общей сложности, в Бабьем Яру в 1941—1943 было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек. 


И закончить хочется словами И.Бауэра, исследователя Холокоста: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

Выводы:

- Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

- Совершая действия, помни, что ты – Человек!

- Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

- Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.


Используемая литература и Интернет источники:

  1. Панорама методических достижение – 2011/2012. – Екатеринбург : МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2012. – 116с.

  2. Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933-1945. - Стефан Брухфельд, Пол А. Левин. М., 2001г. – 103 с.

  3. Сайт: http://www.ushmm.org. (Мемориальный музей Холокоста США) Статья: Дети во время Холокоста. 21.01.2013г.

  1. http://www.holocf.ru/facts/ Центр и фонд Холокост. Статья: Уроки, внеклассные мероприятия, проекты. Фото. 21.01.2013г.

  2. http://his.1september.ru/2002/40/4.htm Статья: Холокост. Тема для размышления. Авторы: Илья Альтман, Давид Полторак. 19.01.2013 г.

  3. http://www1.yadvashem.org/yv/ru/education/learning_environments/index.asp Статья: Виртуальные учебные проекты. « Дети в гетто».21.01.2013 г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!