СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Коми орнамент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Коми орнамент"»



Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

классного часа

Коми орнамент


Составила студентка 321_группы

Горбунова Анна Александровна

МАОУ СОШ № _18_, класс __2 «а»__ каб. № _2__

Дата проведения занятия: 16.03.2021

Смена __2__ Номер урока _________

Начало урока ________________________

ФИО учителя школы:

Оптовко Валентина Николаевна

ФИО преподавателя-консультанта:
Данилович Ольга Николаевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

(Подпись учителя)

Цель классного часа: углубить представление учащихся о знаках-символах в народном Коми орнаменте

Задачи:

Личностные: воспитывать патриотизм к своему народу. Проявляет учебно-познавательный интерес к познавательному материалу.

Предметные: углубить представление детей о знаках символах в народном коми орнаменте

Метапредметные: научить учащихся различать Коми орнамент

Регулятивные: развивать навык составления узоров из различных элементов

Познавательные:   развитие зрительной памяти, наблюдательности , воображения, творческих способностей

Коммуникативные: умение вступать в диалог, познакомить детей с элементами коми орнамента и традиционным использованием их в быту.


Оборудование: У учителя: проектная доска, компьютер, цветные карандаши, трафарет варежки

У учащихся: цветные карандаши


Образовательные ресурсы: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/12/07/komi-seryas-komi-ornamenty

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Finfourok.ru%2Fproekt-na-temu-komi-ornament-4099891.html&cc_key=




Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

Здравствуйте, дети! Сегодня я Анна Александровна проведу с вами классный час, посвящённый коми орнаменту.


Оглядись, посмотри, как красиво –

Из орнаментов разных узор.

На одежде, рукавичках. Красный с белым,

На клеёнке штришками «забор»,


Разрисован и бабушкин фартук,

На платочках - квадратиков ряд,

И на мамином сереньком платье,

На кайме ярко стразы горят.


Кружева на салфетках, накидках,

Составляют цветочный набор,

А на стёкла зимою налипнет,

Из снежинок и льдинок узор.


- Ребята, скажите, что такое орнамент?


Орнамент – это украшение изделия различными геометрическими, растительными или животными элементами.

А кто знает, где изображают коми орнамент?


Все правильно!

В далекие времена орнамент имел обрядовую, магическую роль. Определенные линии имели свое значение. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. И по нему можно определить время и страну, где была создана та или иная вещь.


Если вы увидите орнамент ,который состоит из фигурок оленей, лосей, морошки, сможете определить где был нарисован орнамент


Правильно, это орнамент северных народов. А почему?

Хорошо, орнамент служит не только украшением, но и заговором от злых сил природы, поэтому вышивались эти узоры там, где одежда кончалась, на подоле, на манжетах, у воротника. Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. Орнаменты вяжут из шерсти, ткут из ниток, плетут, делают из кожи.

Здравствуйте!


















Это символ, узор , украшение




- одежда, дома





- люди, которые живут на севере

- там где холодно


- потому что у нас есть олени ,лоси и морошка






















Воспитывать патриотизм к своему народу. Проявляет учебно-познавательный интерес к познавательному материалу.


умение вступать в диалог, познакомить детей с элементами коми орнамента и традиционным использованием их в быту.

Основной

- Ребята, носят ли сейчас такие пояса? Где мы можем их увидеть?

- В орнаментах встречаются простые геометрические элементы

- Так же было распространено узорное вязание. Узор выглядит так, словно элементы орнамента вкладываются в один другой.

- Ребята, а для чего вывязывали узор?

Вещь становилась теплее, и узор исполнял роль оберега.

- Орнамент можно разделить на несколько групп:

- связаны с орудиями труда
- с животным миром


- с растительным миром
- с изображением фигур людей

- Орудия труда и другие предметы.

А теперь , чтобы продолжить работу мы с вами немного отдохнём.

Вставайте все со своих мест и повторяйте за нами


Девочки и мальчики

скачут все, как мячики.

(Дети ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)

И руками хлопают.

(три раза хлопают в ладоши и снова ставят руки на пояс)

И ногами топают.

(три раза топают ногами)

Глазками моргают.

(три раза зажмуривают глаза)

Всё — все отдыхают.

(свободно опускают руки вниз и три раза встряхивают ими).


Ну вот мы с вами немного отдохнули, теперь присаживайтесь на свои места и мы продолжим.


Перна – наиболее распространенный орнамент Коми. Перна имеет древнее происхождение, защищает от злых духов и нечистой силы, кроме того, служит символом вечных стремлений и счастья.


- Так же представители животного мира. У народа коми олень считается священным животным, потому что выручает в суровые зимние морозы не только в качестве транспорта, но и это ещё и одежда.




- Ребята, что шьют из шкуры оленя?

- Поэтому лучшим подарком для коми оленеводов будет, несомненно, олень – верный друг в беде и радости.

- Солнце– популярный коми орнамент. Солнце дарит тепло и защиту. Если в центр символического изображения солнца добавить точку, то толкование узора меняется, он символизирует росток будущей жизни. Именно такой орнамент вышивали девушки на одежду в качестве приданого (когда отдают девушку замуж, ей должны дать постель, одеяло, подушки…). Девочки и старушки такой узор не носили никогда.

Существует ещё такой орнамент - берегиня - великая древнеславянская богиня, породившая все сущее, стилизованная женская фигура или загадочный могучий цветок, вышивалась чаще всего нитками красного цвета, что символизировало очистительный огонь и солнце, и было связано с охранной магией, очищением и лечением.


- Ребята, даже изображение коми орнамента можно встретить на гербах городов

Республики Коми


А теперь все вместе встали

Руки дружно вверх подняли

Руки в стороны, вперёд

А теперь наоборот

Влево, вправо повернулись

И друг другу улыбнулись

Тихо сели и опять

Будем дело продолжать

Сейчас мы хотим вам показать, на каких предметах люди ещё делали орнаменты.

Практическая работа.

А теперь давайте поиграем


Разгадывание кроссворда.

1. Сшили их из черной кожи,


В них теперь ходить мы можем.

И по слякотной дороге

Не промокнут наши ноги. (сапоги)


5. Внутри – голо, сверху – мохнато,

Теплом богато. (малица)


2. Я на плечиках держусь,

Повернешься – я кружусь. (сарафан)


6. Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу, днем – домой. (валенки)


3. Две сестренки, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (носки)


7. Есть у бабушки-старушки Очень маленький секрет: Платья, книжки и игрушки,


Занавески, погремушки, Кукол и велосипед –


Всё она упрямо прячет, Чтоб не смог добраться внук. Есть у бабушки на даче


Ветхий старенький… (Сундук)


4. Дали братьям теплый дом,

Что бы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (рукавицы)


8. Один вход, два выхода. (штаны)


Хорошо. Молодцы.

Разомнемся !

Миша шёл, шёл, шёл

Земляничку нашёл

Ах, какая ягодка!

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.

-да






































- чтобы было красиво










































































-Пимы















углубить представление детей о знаках символах в народном коми орнаменте




















углубить представление детей о знаках символах в народном коми орнаменте








умение вступать в диалог, познакомить детей с элементами коми орнамента и традиционным использованием их в быту.



































Воспитывать патриотизм к своему народу. Проявляет учебно-познавательный интерес к познавательному материалу.



















углубить представление детей о знаках символах в народном коми орнаменте





























Развивать навык составления узоров из различных элементов.






























умение вступать в диалог, познакомить детей с элементами коми орнамента и традиционным использованием их в быту.

Заключительный

Так как Коми народ украшает свою одежду орнаментом, мы сейчас с вами украсим варежку. Посмотрите на слайд, посмотрите на нашу варежку и украсьте свою - тем узором, который вам больше понравился.

Ребята, вы все большие молодцы! У всех получились замечательные варежки! Наш классный час подходит к концу. Спасибо за внимание! Мне очень понравилось с вами работать! До новых встреч!






До свидания!

развитие зрительной памяти, наблюдательности, воображения, творческих способностей

умение вступать в диалог, познакомить детей с элементами коми орнамента и традиционным использованием их в быту.

Развивать навык составления узоров из различных элементов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!