СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Мой Дагестан"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке говрится о прекрасной стране гор-Дагестане.Описывается гостеприимство дагестанского народа, а также описывается захватывающая красота лесных массивов,гор,рек.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Мой Дагестан"»

Открытый урок по теме : «Горы – наше настоящее и будущее»

Цель урока: привлечение внимания учащихся к истории родного края и культуре как важным фактором сохранения и развития духовных традиций и ценности горцев, укрепления живой связи поколений.

Задачи :

- информирование учащихся о жизни и деятельности представителей дагестанской культуры, великих просветителей дагестанского народа;

- развитие у школьников интереса к изучению дагестанской истории и культуры;

- воспитание чувства патриотизма, уважения к истории родного края и культуре своего народа.

Оборудование : проектор, рисунки учеников, книжная выставка





















Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Учитель:

Когда я, объездивший множество стран,

Усталый, с дороги домой воротился,

Склонясь надо мной, спросил Дагестан:

«Не край ли далекий тебе полюбился?»



Когда утопал ты в слезах и крови,

Твои сыновья, говорившие мало,

Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви

Звучала жестокая песня кинжала.



И все же, вернувшись к тебе из чужих,

Далеких столиц, и болтливых и лживых,

Мне трудно молчать, слыша голос твоих

Поющих потомков и гор горделивых.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы посвящаем наш урок славному и прекрасному краю Дагестану.

Цель сегодняшнего урока, лучше узнать родной край, его богатую историю, культуру, узнать о деятельности великих представителей дагестанского народа.

В ладони сердце можно уместить,

Но в сердце целый мир не уместишь.

Другие страны очень хороши,

Но Дагестан дороже для души.

Р.Гамзатов

Дагестан-это не просто страна гор. Прежде всего, это страна многочисленных языков и народов, количество которых, несмотря на усилия учёных, до сих пор не установлено достоверно. И у каждого народа свои прославленные аулы. Один аул известен гончарами, другой - знаменитыми мастерами резьбы по камню, третий – сапожниками, четвёртый - кузнецами. В одном ауле ткут фантастические ковры, радующие глаз, в другом делают платки и меховые шапки. Каждый аул-это уникальный уголок Дагестана, маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим.

Гамзатова Хадижат :

Цахурцы, лакцы, кумыки, аварцы,

Каспийск, Махачкала, Дербент, Кизляр.

Переплетением городов и наций

Прославился прекрасный Дагестан.

Лезгин, рутулец, табасаран, агулец.

Даргинец брат, плечом к плечу стоят.

И крепость их как горные вершины.

В которых гордые орлы парят.

В едином духе множество народов,

В лезгинском танце горные орлы

В сердец единстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын- Калы.
Долг горца оказать гостеприимство,
Он никогда его не нарушал.
И каждый там оставил свое сердце,
Кто на Кавказе щедром побывал.
И так заведено в горах Кавказских,
Друзей навеки верных обретешь.
Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских,
За дружбу с ними тост произнесешь.

Учитель:

-Ребята, а чем славится Дагестан?

Гостеприимством славится родной Дагестан. Говорят, что дом, куда не ходят гости, самый несчастный. В этом отношении страна гор самая счастливая. Потому что Дагестан испокон веков славится своим гостеприимством.

Ещё Дагестан-земля талантов, взрастившая множество одарённых и прославленных поэтов и певцов. Поют они на разных языках, но выражают единое чувство - любовь к своему родному краю. Кто-то прославляет в стихах родной Дагестан, кто-то посвящает картины родному краю, а кто-то просто выражает свою любовь поступками.

Далее ученики 8 «а» класса Асулбегов Рамазан, Гумиев Ибрагим, Мусиев Алихан, Замайханов Абдул и Гамзатова Патимат подготовили сценку.

Ведущий: В одном богатом краю, когда горец отошёл от осла, сытые бездельники стали мучить бедное животное. Кололи его острой палкой, колючками, заставляли взбрыкивать. Негодяям казалось, что осел, пляшет от их уколов. Горец увидел, что над его верным другом издеваются, и обнажил кинжал.

Горец: Лучше бы вы раздразнили медведя, чем горца, - сказал он.

Ведущий: Молодые лоботрясы испугались, попросили прощения и кое – как разными добрыми словами добились того, что горец спрятал свой кинжал. Когда начался мирный разговор, молодые люди спросили.

Молодые люди: Что это навьючено на твоём осле? Продай нам.

Горец: У вас не хватит ни золота, ни серебра, чтобы купить это.

Молодые люди: Назначь свою цену, а там посмотрим.

Горец: Этому не может быть цены.

Молодые люди: Что же такое в твоих мешках, чему нет никакой цены?

Горец: Моя родина, мой Дагестан.

Молодые люди: Родина навьючена на осла! – расхохотались молодые люди. Ну-ка, ну-ка, покажи свою родину!

Ведущий: Горец развязал мешок, и люди в нём увидели обыкновенную землю. Впрочем, земля была необыкновенная. На три четверти она состояла из камней.

Молодые люди: И это всё?! Это и есть твоё сокровище?

Горец: Да, это земля моих гор. Первая молитва моего отца, первая слеза моей матери, первая моя клятва, последнее, что оставил мой дед, последнее, что я оставил своему внуку.

Молодые люди: А это ещё что?

Горец: Сперва завяжу мешок.

Ведущий: Завязав и уладив мешок на спине осла, горец открыл кувшин, и все увидели, что там простая вода. Впрочем, вода оказалась солоноватой на вкус.

Молодые люди: Ты возишь воду, которую нельзя даже пить!

Горец: Это вода из Каспия. Как в зеркало смотрится Дагестан в это море.

Молодые люди: Ну а что в третьем мешке?

Горец: Дагестан состоит из трёх частей : 1-я земля, 2-я море, а 3-я - всё остальное.

Молодые люди: Значит в третьем мешке у тебя всё остальное?

Горец: Да, это так.

Молодые люди: Ну и зачем ты возишь с собой этот груз?

Горец: Чтобы родина всегда была со мной. Если умру в пути, могилу посыплют землёй, надгробный камень омоют морской водой.

Ведущий: Горец взял щепотку родной земли, растер её в пальцах и потом сполоснул пальцы водой из кувшина.

Молодые люди: Зачем ты так делаешь?

Горец: Руки, которые прикасались к рукам бездельников, нужно мыть только так.

Ведущий: Горец отправился дальше.

Учитель:

- О Дагестане можно говорить бесконечно. Одного урока не хватит. Мы не раз говорили о промыслах Дагестана, о достопримечательностях нашей замечательной республики. А мне бы хотелось сегодня поговорить о великих представителях дагестанской культуры. Совсем недавно мне позвонила однокурсница, которая живёт в Австрии и учится в университете , с просьбой о помощи. Надо было помочь ей подготовить материал об известных деятелях искусства Дагестана, одним из которых был аварский художник Халил-бег Мусаясул. И тут мне стало неловко: я мало что знала о личности и творчестве Х. Мусаясул. И я начала сама изучать творчество наших выдающихся деятелей культуры, искусства, да и вообще о героях Дагестана. Их не мало, мы должны знать о них. Благодаря русским художникам Россия увидела загадочных и мужественных людей – горцев, осмелившихся мужественно защищать свою родную землю.

Слайды с информацией об Имаме Шамиле - рассказывает Магомедова Жасмин,

о Магомеде Танкаеве - Каримова Патимат

об Абдулхакиме Исмаилове - Акилаева Аминат.

Нельзя не отметить и то. Что Дагестан имеет своих достойных сынов, воспевших «страну гор» в своих творческих трудах. Поэты, писатели и художники писали и пишут произведения о своём родном крае.

Слайды с информацией о Расуле Гамзатове - выступает Магомедалиева Патимат

о Сулеймане Стальском – расскажет Шабазова Рая

о Халил- беге Мусаясул –расскажет Кадиева Фарида.



- А каких ещё известных сынах дагестанского народа вы знаете? (Ответы учащихся)



- Ребята, среди вас тоже, оказывается, есть начинающие таланты, наши яркие звёздочки, которые прочитают нам свои собственные стихи о Дагестане. Это наши будущие поэтессы.

Каримова Хаписат «Моя родина – Дагестан»

Акилаева Аминат «Дагестан».

Ребята также подготовили небольшую выставку своих картин, собрали изделия из серебра, кувшины. Представлена также вашему вниманию книжная выставка, на полках которой вы можете найти много информации о Дагестане и о славных сынах ДАГЕСТАНА.

Итог урока. Все мы разные и все мы из Дагестана. И выезжая за пределы, вы часто будете встречать людей, которым интересно узнать о Дагестане. Я бы хотела, чтобы вы не говорили: « Я не знаю». Наоборот, говорили бы с гордостью и с блеском в глазах о Дагестане, о людях, которые живут в Дагестане. А главное, поступками передавали всю сущность. Ведь плохое люди видят сами. А хорошее нужно показать.

Песня о Дагестане в исполнении учениц 8 «а» класса Каримовой Хаписат, Гитиновой Айшат и Шабазовой Раи.

Учитель:

Мы много говорили о гостеприимстве дагестанского народа. Мне бы хотелось

, чтобы в каждом доме вас встречали с улыбкой и с традиционным дагестанским угощением – хинкалом, чуду ( ученицы заносят национальные блюда в класс).



Мир вашим домам, дорогие ребята. Заканчиваю на этом наш урок. Вы наше настоящее и будущее, берите пример с наших замечательных соотечественников. Спасибо всем!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!