СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Поговорим о зависти"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему "Поговорим о зависти"

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Поговорим о зависти"»


Тема: «Поговорим о зависти»

Цель: Развить способности коммуникативного общения, сформировать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой, объяснить природу происхождения понятия «зависть»; задуматься над влиянием отрицательных качеств личности, на ее самочувствие в обществе.

Задачи: сформировать неприятие зависти; развить мотивацию к самосовершенствованию

личности. Показать учащимся значение нравственной культуры в жизни человека;- Способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и положительных поступков; продолжить воспитание уважительного отношения к себе и другим людям, ответственности за совершаемые поступки.

Форма проведения: нравственная беседа.


2. Подбор необходимой литературы, презентация слайдов, ЭОР.

Оборудование: цитаты известных учёных и философов, мультимедийный проектор, экран, компьютер, словарь С.И. Ожегова.


Сценарий классного часа.

Подведение учащихся к теме классного часа.

Ребята! Наш разговор сегодня о месте человека в обществе, о том, что такое человеческие пороки, как они влияют на человека. Попытаемся это понять, посмотрим видео – ролик и послушав, песню в исполнении Татьяны Коноваловой.

. на огромную больничную стену, из-за которой не видно абсолютно ничего…


Оставшегося в живых жаль больше, чем умершего. Умерший был хорошим человеком с

чистой душой и ему и на том свете хорошо. А второму придется остаток жизни жить с

осознанием своего поступка.

Вопрос ребятам: Как вы думаете, о чём этот видео-ролик?

(учащиеся обсуждают уведенное)


Учитель поддерживает дискуссию и задаёт наводящие вопросы.

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор? Почему больной, который лежит у окна, так относится к больному?

Учащиеся отвечают и формулируют тему классного часа.

Учитель: Верно! О зависти.

(показ презентации №1 «Поговорим о зависти» классный руководитель, заостряя внимание на теме и цели классного часа)

Учитель: Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)


Вопрос учащимся: Чему завидуют в реальной жизни? (Ребята приводят примеры из жизни)

Завидуют: (все эти пункты на слайде № 4).


1) Успехам одноклассников;

2) Чужим деньгам;

3) Соседям, переселившимся в новую квартиру;

4) Человеку, купившему машину;

5) Подруге, появившейся в новых сапожках или джинсах;

6) Отличным оценкам одноклассника;

7) Ученику, который сам изучает второй иностранный язык, и т.д.

Вопрос: А чему ещё можно завидовать?

II) Учитель: Дайте своё определение зависти? (учащиеся пытаются сформулировать своё определение «Зависти»)


Учитель: - Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его эмоцией, он мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие поступки.

Вопрос учащимся: Какие плохие поступки может совершить человек?


На экране (слайд № 5 все 4 пункта):

1) Злословие – оболгать человека. («Самая опасная ложь – это истина, слегка извращённая»)

2) Подлость. Свою вину переложить на чужие плечи.

3) Воровство (у меня нет, но я украду и будет!)

4) Убийство (самое страшное, что может произойти)

А теперь, ребята, давайте посмотрим небольшое представление ваших товарищей.


Змея (притча о зависти и ненависти)

Однажды змея погналась за бабочкой и преследовала ее день и ночь.

Страх придавал бабочке сил, она била крыльями и летела все дальше и дальше.

А змея не уставала ползти по пятам.

На третий день обессилевшая бабочка почувствовала, что не может больше лететь, она

присела на цветок и спросила свою преследовательницу:

— До того как ты меня убьешь, можно задать тебе три вопроса?

— Не в моих привычках предоставлять такие возможности жертвам, ну да ладно, будем

считать это твоими предсмертными желаниями, можешь спрашивать.

— Ты питаешься бабочками?

— Нет...

— Я сделала тебе что-то плохое?

— Нет.

— Тогда почему ты хочешь убить меня?

— Ненавижу смотреть, как ты порхаешь!!!


Вопрос ребятам: Как вы думаете, о чём эта притча?



Как – то психологи опросили 50 воспитанников детской колонии, совершивших кражи. 42 признались в том, что причиной воровства стала зависть. Захотели иметь то, чего у них не было, а у других было.

Ребята, давайте попробуем дать словесный портрет завистливого человека

IV) Презентации №6,7,8.. (Ребята читают по очереди)

Вопрос: Как уберечь себя от зависти?

Учитель. Известную фразу «Пословица недаром молвится» понимать следует буквально: народ выражал в пословицах свое отношение к человеческим порокам, в том числе к зависти. Какие из них вам известны? О каком отношении народа к зависти свидетельствуют указанные вами пословицы и поговорки?


V) Притча о зависти.

Учитель: Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее.

Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:

- неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?

Тогда старый мастер сказал: ………..

Классный руководитель: - Продолжите фразу.

- Что ответил мастер ученикам?

- Как вы думаете?

- Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит этот подарок?

- Конечно тому, кто его дарит!

- Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью.

Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.


Учитель: Одна из христианских заповедей гласит: «не завидуй».

Об этом человеческом пороке писали в своих произведениях все известные литераторы.

(Слайд № 2. Перечислены все 6 пороков)

1)»Зависть – сестра, соревнования, следственно из хорошего рода». (А.С. Пушкин)

2) «Зависть – признание себя побеждённым» (А. Скрябин)

3) «Не завидуй, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Христианская заповедь)

4) «Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие, кажется благом». (А. Попов)

5) «Зависть, есть скорбь о благополучии ближнего». (Плутарх)

6) «Если кому-то везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей, а кто завидует, тот себе же делает хуже». (Древне – греческий философ Эзоп)

Учитель: - Ребята прокомментируйте высказывания известных поэтов, учёных, философов? Что они хотели нам сказать?

Нарисуйте на листочках символы к слову «за­висть» (работа в группах). Ребята могут нарисовать:

• засохшее дерево;

• червивое яблоко;

• ядовитую змею;

• раненое сердце и т.д.


В ходе обсуждения темы ребята приходят к выводу, что зависть – опасное зло.

Зависть может привести человека к преступлению. Закон накажет человека за совершение

преступления, но человек должен сам бороться с таким пороком, как зависть, проявлять

силу воли, целеустремленность.



Древней Лидии существовал замечательный обычай. Если дети хотели избавиться от

какого-то нехорошего качества, мешавшего им учиться (лени, злобы...), они собирались

вместе на опушке леса, садились в круг, закрывали глаза и представляли себе это

качество. Потом рисовали его и... уничтожали, чтобы ни зависть, ни ложь, ни злоба

никогда не поселились в их детских душах.

Я предлагаю вам, ребята, избавиться от зависти. Чтобы в нашей семье царили только

доброта, любовь и согласие.

(Учитель вместе с учениками рвет рисунки, на которых они изобразили зависть, а мусор

складывают в черный пакет)

Русский народ отразил свое чувство к зависти в пословицах и поговорках.

- Позавидовал плешивый лысому.

- Лучше быть у других у зависти, нежели самому в кручине.

- Кто чужое желает, тот свое потеряет.

- В чужих руках ломоть велик, а нам достанется - мал покажется.

- На чужую кучу нечего и глаза пучить.

- Завидки берут, что нам не дают.

- Заохал дядя, на чужое глядя.

Правила доброты.

1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

2. Любить людей знакомых и незнакомых

3. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

4. Делать добро для близких, друзей

5. Не завидовать

6. Не вредничать

7. Не грубить

И я надеюсь, что мы будем придерживаться этих правил (советов).



VI) Заключение. Итоги классного часа. Домашнее задание: Составить речь-обращение к завистливому человеку (убедить своим

обращением в том, что зависть - это зло).

В заключение мне хочется вам пожелать доброты. Помните, что добро, сколь ни было оно

мало, гораздо лучше, чем большое зло.


Стихи Омара Хайяма.

Не завидуй тому, кто силён и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся, как с данной тебе на прокат.


Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за ваше участие, поддержку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!