Тема: «Поговорим о зависти»
Цель: Развить способности коммуникативного общения, сформировать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой, объяснить природу происхождения понятия «зависть»; задуматься над влиянием отрицательных качеств личности, на ее самочувствие в обществе.
Задачи: сформировать неприятие зависти; развить мотивацию к самосовершенствованию
личности. Показать учащимся значение нравственной культуры в жизни человека;- Способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и положительных поступков; продолжить воспитание уважительного отношения к себе и другим людям, ответственности за совершаемые поступки.
Форма проведения: нравственная беседа.
2. Подбор необходимой литературы, презентация слайдов, ЭОР.
Оборудование: цитаты известных учёных и философов, мультимедийный проектор, экран, компьютер, словарь С.И. Ожегова.
Сценарий классного часа.
Подведение учащихся к теме классного часа.
Ребята! Наш разговор сегодня о месте человека в обществе, о том, что такое человеческие пороки, как они влияют на человека. Попытаемся это понять, посмотрим видео – ролик и послушав, песню в исполнении Татьяны Коноваловой.
. на огромную больничную стену, из-за которой не видно абсолютно ничего…
Оставшегося в живых жаль больше, чем умершего. Умерший был хорошим человеком с
чистой душой и ему и на том свете хорошо. А второму придется остаток жизни жить с
осознанием своего поступка.
Вопрос ребятам: Как вы думаете, о чём этот видео-ролик?
(учащиеся обсуждают уведенное)
Учитель поддерживает дискуссию и задаёт наводящие вопросы.
Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор? Почему больной, который лежит у окна, так относится к больному?
Учащиеся отвечают и формулируют тему классного часа.
Учитель: Верно! О зависти.
(показ презентации №1 «Поговорим о зависти» классный руководитель, заостряя внимание на теме и цели классного часа)
Учитель: Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)
Вопрос учащимся: Чему завидуют в реальной жизни? (Ребята приводят примеры из жизни)
Завидуют: (все эти пункты на слайде № 4).
1) Успехам одноклассников;
2) Чужим деньгам;
3) Соседям, переселившимся в новую квартиру;
4) Человеку, купившему машину;
5) Подруге, появившейся в новых сапожках или джинсах;
6) Отличным оценкам одноклассника;
7) Ученику, который сам изучает второй иностранный язык, и т.д.
Вопрос: А чему ещё можно завидовать?
II) Учитель: Дайте своё определение зависти? (учащиеся пытаются сформулировать своё определение «Зависти»)
Учитель: - Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его эмоцией, он мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие поступки.
Вопрос учащимся: Какие плохие поступки может совершить человек?
На экране (слайд № 5 все 4 пункта):
1) Злословие – оболгать человека. («Самая опасная ложь – это истина, слегка извращённая»)
2) Подлость. Свою вину переложить на чужие плечи.
3) Воровство (у меня нет, но я украду и будет!)
4) Убийство (самое страшное, что может произойти)
А теперь, ребята, давайте посмотрим небольшое представление ваших товарищей.
Змея (притча о зависти и ненависти)
Однажды змея погналась за бабочкой и преследовала ее день и ночь.
Страх придавал бабочке сил, она била крыльями и летела все дальше и дальше.
А змея не уставала ползти по пятам.
На третий день обессилевшая бабочка почувствовала, что не может больше лететь, она
присела на цветок и спросила свою преследовательницу:
— До того как ты меня убьешь, можно задать тебе три вопроса?
— Не в моих привычках предоставлять такие возможности жертвам, ну да ладно, будем
считать это твоими предсмертными желаниями, можешь спрашивать.
— Ты питаешься бабочками?
— Нет...
— Я сделала тебе что-то плохое?
— Нет.
— Тогда почему ты хочешь убить меня?
— Ненавижу смотреть, как ты порхаешь!!!
Вопрос ребятам: Как вы думаете, о чём эта притча?
Как – то психологи опросили 50 воспитанников детской колонии, совершивших кражи. 42 признались в том, что причиной воровства стала зависть. Захотели иметь то, чего у них не было, а у других было.
Ребята, давайте попробуем дать словесный портрет завистливого человека
IV) Презентации №6,7,8.. (Ребята читают по очереди)
Вопрос: Как уберечь себя от зависти?
Учитель. Известную фразу «Пословица недаром молвится» понимать следует буквально: народ выражал в пословицах свое отношение к человеческим порокам, в том числе к зависти. Какие из них вам известны? О каком отношении народа к зависти свидетельствуют указанные вами пословицы и поговорки?
V) Притча о зависти.
Учитель: Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее.
Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:
- неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?
Тогда старый мастер сказал: ………..
Классный руководитель: - Продолжите фразу.
- Что ответил мастер ученикам?
- Как вы думаете?
- Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит этот подарок?
- Конечно тому, кто его дарит!
- Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью.
Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.
Учитель: Одна из христианских заповедей гласит: «не завидуй».
Об этом человеческом пороке писали в своих произведениях все известные литераторы.
(Слайд № 2. Перечислены все 6 пороков)
1)»Зависть – сестра, соревнования, следственно из хорошего рода». (А.С. Пушкин)
2) «Зависть – признание себя побеждённым» (А. Скрябин)
3) «Не завидуй, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Христианская заповедь)
4) «Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие, кажется благом». (А. Попов)
5) «Зависть, есть скорбь о благополучии ближнего». (Плутарх)
6) «Если кому-то везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей, а кто завидует, тот себе же делает хуже». (Древне – греческий философ Эзоп)
Учитель: - Ребята прокомментируйте высказывания известных поэтов, учёных, философов? Что они хотели нам сказать?
Нарисуйте на листочках символы к слову «зависть» (работа в группах). Ребята могут нарисовать:
• засохшее дерево;
• червивое яблоко;
• ядовитую змею;
• раненое сердце и т.д.
В ходе обсуждения темы ребята приходят к выводу, что зависть – опасное зло.
Зависть может привести человека к преступлению. Закон накажет человека за совершение
преступления, но человек должен сам бороться с таким пороком, как зависть, проявлять
силу воли, целеустремленность.
Древней Лидии существовал замечательный обычай. Если дети хотели избавиться от
какого-то нехорошего качества, мешавшего им учиться (лени, злобы...), они собирались
вместе на опушке леса, садились в круг, закрывали глаза и представляли себе это
качество. Потом рисовали его и... уничтожали, чтобы ни зависть, ни ложь, ни злоба
никогда не поселились в их детских душах.
Я предлагаю вам, ребята, избавиться от зависти. Чтобы в нашей семье царили только
доброта, любовь и согласие.
(Учитель вместе с учениками рвет рисунки, на которых они изобразили зависть, а мусор
складывают в черный пакет)
Русский народ отразил свое чувство к зависти в пословицах и поговорках.
- Позавидовал плешивый лысому.
- Лучше быть у других у зависти, нежели самому в кручине.
- Кто чужое желает, тот свое потеряет.
- В чужих руках ломоть велик, а нам достанется - мал покажется.
- На чужую кучу нечего и глаза пучить.
- Завидки берут, что нам не дают.
- Заохал дядя, на чужое глядя.
Правила доброты.
1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
2. Любить людей знакомых и незнакомых
3. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
4. Делать добро для близких, друзей
5. Не завидовать
6. Не вредничать
7. Не грубить
И я надеюсь, что мы будем придерживаться этих правил (советов).
VI) Заключение. Итоги классного часа. Домашнее задание: Составить речь-обращение к завистливому человеку (убедить своим
обращением в том, что зависть - это зло).
В заключение мне хочется вам пожелать доброты. Помните, что добро, сколь ни было оно
мало, гораздо лучше, чем большое зло.
Стихи Омара Хайяма.
Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе на прокат.
Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за ваше участие, поддержку.