Классный час «Психологическое здоровье школьников, как основа доброжелательного взаимодействия в классном коллективе».
Цель: содействие сплочению классного коллектива; развитие толерантного отношения к другим людям, выявление (с помощью анкетирования) межличностных проблем в классе.
Оснащение: Анкета, Бланк ответов, Толерантность - справочная информация и высказывания знаменитых людей (Приложение 3, 7,8,9), правила психологического здоровья, качества для 2-х конвертов, шаблоны цветных ладошек для каждого ученика, солнышко, белые салфетки для каждого ученика, клубок ниток.
Введение.
Психолог:
Ребята, здравствуйте. Я думаю, что вы все хорошо знаете, что значит здоровый образ жизни и здоровое питание. Но сегодня я бы с вами хотела поговорить об важной составляющей нашего здоровья - это психологическое здоровье, не путать с психическим здоровьем. Когда говорят, что человек психически здоров - это значит, что у него нет психических заболеваний, его психическое развитие, соответствует возрасту и высшие отделы центральной нервной системы работают правильно.
Психологическое здоровье включает в себя:
- принятие себя (со всеми своими недостатками и достоинствами),
- принятие других (с их особенностями внешности и поведения),
- умение адаптироваться (приспосабливаться) в разных коллективах,
- полноценное межличностное общение,
- умение контролировать свои эмоции,
- умение анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками.
Как вы думаете, ваш классный коллектив в плане психологического здоровья абсолютно здоров, или, все-таки, есть какие - то проблемы? (Ответы детей)
Основная часть.
Вы сами сказали, что не все обстоит благополучно с понимание и взаимоотношениями в классе. А что бы я могла лучше понять и разобраться в чем проблема, я предлагаю, вам выполнить несколько заданий (Приложение 1).
1. Анкета (Приложение 2)
Спасибо за ваши, я надеюсь, честные и искренние ответы.
2. Задание «Снежинка».
Сейчас, я предлагаю вам выполнить такое задание. У каждого из вас находится бумажная салфетка. Сложите её пополам и оторвите правый верхний уголок. Сложите еще раз пополам и оторвите правый верхний угол. Складывайте и отрывайте правый верхний уголок до тех пор, пока позволяет салфетка.
А теперь разворачиваем салфетки и покажем друг другу. Что же у нас получилось? У всех получились разные рисунки на салфетках. А что это может значить? (Ответы детей)
Вы правы, это значит, что мы с вами все очень разные, непохожие друг на друга не только внешне, но и отличаемся своими взглядами, поступками, мнением. И как нет двух одинаковых людей, так и наши снежинки получились все разные.
Но в то же время у людей есть очень много общего друг с другом. Вы большую часть времени проводите в школе, в общении друг с другом и вам, несмотря на все ваши различия, необходимо находить общий язык друг с другом. В этом вам может помочь очень важное и нужное качество, с которым я вас хочу сегодня познакомить.
Знакомство с понятием ТОЛЕРАНТНОСТЬ (Приложение 3)
Значение этого слова в разных языках, несколько отличается, но у всех этих определений есть общая мысль.
в английском – готовность быть терпимым;
во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого, таким, какой он есть.
Толерантность просто необходима! Каждый человек — это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Мне бы очень хотелось, чтобы вы относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
- Толерантность - это милосердие, сострадание, уважение, доброта души, дружба.
4. Попробуйте из предложенных качеств человеческой личности выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Класс делится на 2 команды. На команду выдается один конверт с качествами личности
(Приложение 4).
Конверт 1:
снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность, уважение.
Конверт 2:
миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.
Я попрошу каждую группу зачитать те качества, которые вы выбрали. (Ответы детей). Вы, молодцы, сделали всё правильно!
А сейчас, подумайте, пожалуйста, а все ли из этих качеств есть у каждого из вас? Всегда ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на вас людей, разрешить конфликты мирным путем?
А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?
(Ответы детей)
Я думаю, что вы со мной согласитесь, что толерантность является очень хорошим показателем психологического здоровья человека. Потому, что, если ты готов принимать другого человека со всеми его достоинствами и недостатками, умеешь сострадать и быть терпимым к людям непохожим на тебя, значит с твоим психологическим здоровьем все в порядке.
Заключение.
Ладошки.
Выберите для себя ладошку любого цвета. На каждом пальчике этой ладошки напишите 5 своих положительных качеств, которые помогают вам поддерживать своё психологическое здоровье. А на ладошке – напишите то, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружными.
На обратной стороне этой ладошки, на пальцах напишите 5 качеств, которые мешают вам в общении, и от которых вы хотели бы избавиться.
Приклейте ваши ладошки вокруг солнышка (Приложение 5), так, чтобы, то от чего вы хотите избавиться, осталось снизу.
5. Рефлексия. Упражнение «Паутина»
В завершении нашего занятия, я хотела бы, чтобы каждый из вас поделился своими чувствами и настроением от нашего занятия, что понравилось, а что нет. Что нового и полезного для себя вы узнали.
Для этого я попрошу всех встать в круг. Вы будем высказывать своё мнение, при этом надо намотать часть нитки себе на палец, а затем передать клубок другому ученику.
Когда клубок вернется к первому человеку, дети натягивают нить.
Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что все вы составляют один целый, общий организм, что каждый из вас важен и значим в вашем классном коллективе.
Спасибо всем за работу, до новых встреч!
Правила психологического здоровья (Приложение 6) я оставляю у вас в классе для вашего классного уголка.