Тема: «Наши друзья – птицы».
Цель: воспитание ответственного отношения к природе, к «братьям нашим меньшим»
Задачи:
Создание условий для осмысливания связей и отношений между человеком и представителями фауны.
Расширение представлений о пернатых друзьях, их важной роли в природе.
Побуждение к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их.
Ход мероприятия.
1. Дорогие ребята, тему нашего классного часа вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)
2. Игра «Найди лишнюю птицу»
Ворона, королёк, попугай, дятел, чечётка, сорока.
- Почему именно попугай лишняя птица? Где живут другие птицы? Назовите главные отличия приспособления. Кто ухаживает за птицами в лесу?
- Представьте себя в роли какой-нибудь птички, закройте глаза и под пение птиц подумайте, о чём они поют.
Звучат голоса птиц.
Ответы детей: Они поют о том, что тепло, в лесу много корма.
3. Вступительное слово учителя.
- Наш разговор будет посвящён теме «Наши друзья-птицы», о том как сложно зимовать младшим братьям, пролетать несколько километров в поисках пищи. Ведь корм- это зимой самое главное..А в лесу уже нет вкусных жуков, аппетитных личинок.
4. Информация о жизни птиц, которые зимуют вместе с нами.
-Послушайте, какую интересную информацию нашли наши ученики из жизни птиц.
Выходят 8 учеников с сообщениями, (демонстрация слайдов о каждой птице).
.В настоящее время на территории нашей страны обитает более семисот видов птиц. Остаются зимовать с нами: синицы, поползни, сойки. А в ноябре прилетают гости с севера – снегири, щеглы, чечётки, клесты. Зима для птиц невесёлое время. Холодно и голодно.
2 Клёст – кочующая птица. Существует три вида клестов: сосновик, белокрылый, клёст-еловик. Прилетев стайкой на большую ель, производят град из шишек. Они часто роняют шишки, почти не съев семян. Клёст выводит птенцов зимой, в феврале. Они звонко кричат на лету: кле-кле-кле.
Чечётки-гости с севера. Интересные наблюдения провёл зоолог из Финляндии. Он видел, как птицы ныряли в снег и делали там пещерку, а утром выбирались обратно. Они кормятся семенами берёзы или ольхи. Чечёток можно узнать по крику: че-че-чет.
Воробей-птица осёдлая. Питается тем, что найдет :крошки хлеба, семечки. Всем известная нам птичка, ничем не приметная. А вот в США этой птице поставили памятник, за спасение полей, садов и огородов от вредителей.
-Ребята, мы узнали много интересного из сообщений учащихся. А теперь скажите , какая акция проходит в нашей школе? Под каким названием?
- В каких мероприятиях принял участие наш класс? (Изготовление кормушек, конкурс рисунков, газет).
5.Рассказы учащихся о том , какую помощь они оказывают птицам.
(Изготавливают вместе с родителями кормушки, подкармливают птиц)
(Слайд- фотографии кормушек, которые будут участвовать в городском конкурсе)
-Холодно и голодно птицам зимой . Послушайте стихотворение , которое приготовили наши ребята. Называется оно «Как птице перезимовать»
6.Чтение стихотворения «Как птице перезимовать»
Выходят 5 человек, читают стихи под музыку «Времена года»
1. Как птице перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?
2. Бывают птицы разными:
Они боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
3. К их пёрышкам въерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Сидят вороны по столбам
Галдят по веткам галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
4. Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
6.Знакомство учащихся с образами птиц в пословицах и поговорках.
- Ребята, названия птиц которые встречаются в русских пословицах и поговорках. Их образы соответствуют поведению людей. Давайте сейчас поработаем в группах и постараемся собрать деформированные поговорки и пословицы. Учащиеся работают в группах, каждая из которых получает деформированную поговорку. Справившаяся команда выходит к доске и прикрепляет свою поговорку с помощью магнитов, а весь класс зачитывает её вслух. Затем объясняют их значение.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Всяк кулик своё болото хвалит.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Не велика птица - синица, да умница.
Птичка невеличка, да коготок остёр.
-Молодцы, все команды успешно справились с заданием .Получают жетоны.
8. Чтение примет, связанные с поведением птиц.
-А вы знаете, что ещё существуют разные приметы, связанные с поведением птиц в природе. Давайте познакомимся с ними. Читают вслух.
Синица к избе – зима на дворе.
Ворона садится перед дверью жилья -
зима будет суровой.
Воробьи прячутся в хвост – к морозу
или перед метелью.
Куры рано линяют – к тёплой зиме.
Гусь лапу поджимает – к стуже.
Птица хохлится – к непогоде.
-А теперь мы с вами разгадаем загадки.
9. Конкурс загадок о птицах. (Хлопают в ладоши, если птицы зимующие, топают - птицы, улетевшие от нас). Отгадавшие получают жетон.
10. Итог мероприятия.
- На какую тему было наше мероприятие?
- Что вы узнали нового?
11. Рефлексия.