«Современные экологические проблемы. Как научиться жить в гармонии с природой»
Цель:
- расширить представление о взаимодействии человека и природы.
Задачи:
-показать примеры как бережного, так и безответственного
отношения к природе;
- развивать стремление быть защитником природы;
-воспитывать любовь и бережное отношение к многообразию природного мира.
Средства обучения: мультимедийное оборудование, компьютер, наглядный материал для групп.
Приёмы и методы: словесные, наглядно – демонстрационные, иллюстративные, рефлексивные, самопроверка, поисковый.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение находить черты сходства и различия;
- умение применять знания других предметов;
- умение строить предположения, находить пути их доказательства или опровержения;
Личностные:
- открыто выражать свою позицию;
- проводить рефлексию.
Метапредметные:
Регулятивные: учить ставить учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: осуществлять анализ объектов, устанавливать причинно-следственные связи, учить правильно, строить свой ответ.
Коммуникативные: учить строить диалог с партнером, договариваться и приходить к общему решению проблемы, учить сотрудничеству.
Ход классного часа
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Давайте улыбнемся друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле!
2. Постановка учебной задачи.
- Друзья, мне сегодня приснился нехороший сон. Как будто я гуляю в лесу и вижу кругом поломанные ветки, срубленные деревья, вытоптанные полянки. Птички не поют, бабочки не летают. Страшно стало мне очень! Что за странный лес? Непорядок здесь полный!
- Куда делась травка? А где кусты? Кто сорвал здесь все цветы? Где река и рыба где? Нет их в этой стороне! Нет здесь ягод и грибов. Кто собрал и срезал их? Как же здесь страшно. Лес затих. Расскажите, объясните мне. Что случилось в этой стороне?
Помогите!
3. Формулировка обучающимися проблемы.
- Ребята, а как вы думаете, что случилось? Скажите, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии? (Ответы детей.)
- Правильно! Мы будем говорить об экологии и экологических проблемах.
- Экология, что это такое?
Экология в переводе с греческого – наука о доме, о среде, окружающей нас.
-Экологические проблемы - любые проблемы, связанные с изменением в окружающей среде
-Какие экологические проблемы вы можете назвать? (ответы детей)
Среди глобальных проблем экологии можно отметить такие, как:
уничтожение тысяч видов животных и растений, увеличение числа исчезающих видов;
сокращение запаса полезных ископаемых.
истребление лесного массива;
загрязнение и осушение мирового океана;
нарушение озонового слоя, который защищает нас от излучения из космоса;
загрязнение атмосферы, нехватка чистого воздуха в некоторых областях;
загрязнение природы
- А, чтобы всего этого не происходило что нужно делать?
(ответы детей)
- Какие правила поведения в природе вы знаете?
Не ломать ветки деревьев и кустарников
Не рвать в лесу, на лугах цветы.
Не сбивать грибы, даже несъедобные.
Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых
Не ловить, не убивать диких животных, не уносить их домой.
Не срезать кору на деревьях. Не вырубать леса.
Не разорять гнёзда птиц.
Не оставлять в лесу, парке, на лугу, у реки никакой мусор.
Не выбрасывать мусор в водоёмы.
-Молодцы! Правила то вы знаете, а всегда ли их выполняете?
4. Актуализация знаний и поиск решения проблемы:
– Сегодня мы поговорим об одной из экологических проблем – загрязнение бытовыми отходами. В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, самой сложной становится проблема загрязнения природы мусором.
В природе мусор не накапливается. Останки животных и растений полностью разлагается и вновь участвует в общем круговороте. Природа сама может справиться с этим вопросом.
Человек в процессе своей жизнедеятельности, оставляет большое количество мусора и бытовых отходов. С каждым годом количество мусора увеличивается, природа не успевает его перерабатывать. Мы сами загрязняем природу. Мусор заполонил все среды обитания живых организмов. Ребята, вы любите ходить в лес? Предлагаю вам познакомиться с рассказом одного мальчика 3 класса «Прогулка в лес»
Работа в группах.
Ситуация 1.
Прочтите текст, найдите ошибки, допущенные детьми на прогулке и обоснуйте свои ответы.
Целую неделю только и было разговоров, что о будущей прогулке в лес. В последний момент заболела учительница Светлана Петровна. Но дети всё же решили сами пойти на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про музыкальную колонку. Весёлой громкой музыкой дети оповестили лес, что прибыли! По дороге им часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики, сыроежки. Вот это урожай! Вася срезал упругие ножки грибов, Женя выкручивал их, а Витя вырывал из земли. Все грибы, которые ребята не знали, сбивали палками.
Привал. Мальчишки быстро наломали веток и разожгли костёр. Девочки заварили в котелке чай, все перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Дима выбросил банки и полиэтиленовые мешки, пакеты от чипсов, кожуру от бананов и апельсинов под дерево, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали им на прощанье. Оживлённые и довольные ребята шли обратно, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час они были уже дома.
Ситуация 2.
Теперь мы можем ответить на вопрос: «Откуда появился в лесу мусор?». Давайте попробуем рассортировать мусор (кусочки хлеба, апельсиновые корки, пластиковые пакеты, упаковки от чипсов, стеклянная бутылка, батарейки, компьютерный диск) на 3 группы по степени опасности для леса и его обитателей. Почему вы так решили. (ответы детей)
- А вы знаете сколько времени разлагается мусор?
Стеклянные бутылки – 1000 лет;
Изделия из пластмассы – 100 лет;
Консервные банки - 50-80 лет;
Батарейки - 10 лет;
Шерстяной носок – 1-5 лет;
Бумага - 2 года.
Апельсиновая или банановая кожура - 2-5 недель.
-Наша планета, она плачет от того, как человек с ней обходится. Что мы можем сделать, чтобы она улыбнулась? (очистить ее от мусора) Что же нам делать со всем этим мусором? (ответы детей)
-Весь мусор нужно утилизировать. Существует 3 способа избавления от мусора:
Захоронение на полигонах.
Сжигание.
Вторичная переработка.18 марта отмечается международный день вторичной переработки отходов. (пояснение ответов)
Любое изменение, совершаемое человеком в природе, вызывает много
последствий, как правило, очень плохих.
Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Человек должен научиться жить в гармонии с природой, приложить все свои знания и умения, чтобы не оказаться на краю гибели, не погрузиться в темноту. Как вы понимаете выражение: «Жить в гармонии с природой?», Что такое гармония? Больших проблем нам пока не решить, но кое- что мы с вами можем сделать.
5. Рефлексия.
«Дерево радости».
Наша природа нуждается в защите и заботе. Я предлагаю продолжить фразу (записать на зеленых листочках и прикрепить их к деревьям на доску , которые стоят грустные и без листьев.): «Чтобы люди жили в гармонии с природой, я могу ...».
6. Подведение итогов.
Надеюсь, наш классный час был для вас полезным и познавательным. Для того чтобы жить в гармонии с природой нужно просто заботиться о том месте, в котором ты живешь.
- Какой мы можем из всего сказанного сделать вывод? (ответы детей):
Природа — друг человека. Она дает ему все необходимое для жизни: плодородную почву, на которой растет зерно и цветут сады; леса и луга, реки и озера; разные полезные ископаемые.
Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей.
Люди любят природу за красоту и бесконечное разнообразие. Давайте же ее уважать и беречь!
Люди! Если не можете помочь природе, то хотя бы не навредите ей!
Я люблю тебя, Земля, и хочу, чтоб ты жила, Хорошела с каждым годом, плодоносила, цвела. Берегите, люди, Землю, ведь она у нас одна. Защитим её все вместе мы как дружная семья. Будем мусор убирать, не сорить, не обижать!
Берегите, люди, природу!