СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "146 лет А.Байтурсынову"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устный журнал посвящен 146-летию со дня рождения А.Байтурсынова.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "146 лет А.Байтурсынову"»

Классный час «146 лет А.Байтурсынову»

Дата проведения: 14.10.2017 г

Цели и задачи: 

Воспитание казахстанского патриотизма и чувства гордости за свою Родину и свой народ, знакомство с жизнью и деятельностью А Байтурсынова, расширение кругозора учащихся.

Форма проведения: устный журнал

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя

Сегодняшний классный час посвящен 146-летию со дня рождения А.Байтурсынова. Вся жизнь Ахмета Байтурсынова была пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, развитии культуры, образования и науки, сохранении в веках самобытного народного творчества самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов ещё в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги Байтурсынова перед казахским народом, назвал его «вождём казахской интеллигенции»

Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулаов.

1=я страница  1 уч=ся


Ахмет Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тосынской волости Тургайского уезда в семье простого крестьянина. Его отец был независимым, храбрым, умным и гордым человеком с чувством собственного достоинства, не мирившимся с произволом и бесправием в казахских аулах, считался потомком народного батыра Умбетея. Часто вступал в конфликт с местными феодалами и царскими властями. Ещё когда Ахмет был тринадцатилетним подростком, жизнь преподнесла ему горький урок, разлучив, с отправленным на 15 лет на каторгу в Итжеккен, отцом. Это случилось из-за того, что Батурсын Шошак-улы не повиновался уездному начальнику полковнику Яковлеву и, столкнув его с коня, избил.

Ахмет обучался грамоте у аульных мулл. Юный Ахмет с большими трудностями и лишениями закончил курс Тургайского училища. После окончания русско-казахского училища он поехал в Оренбург и поступил в школу казахских учителей. Четырехлетнее пребывание в Оренбурге и ежегодное возвращение на каникулы в Тургайский уезд и обратная езда в Оренбург проходят для него в крайне затруднительных обстоятельствах, сопряжённых с большой материальной нуждой, но благодаря своей настойчивой натуре, А. Байтурсынов переносит встречавшиеся ему на пути лишения и перебиваясь «с хлеба на воду», в 1895 году он кончает курс учительской школы. Этим заканчивается у А. Байтурсынова школьное образование. В дальнейшем он, изучая европейскую литературу, занимается самообразованием. В период с 1895-1909 гг. преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркалинского уездов. В 1896 году Ахмет едет в волость Батпак Актюбинского уезда и работает учителем школы Ахметкерея Катыбкова, через некоторое время переезжает в местечко Аулиеколь ныне Костанайской области –на должность учителя школы.

Жена учёного была русской. Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершён по-мусульмански в Кустанае, и она изменив своё имя и фамилию, стала Бадриссафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркалинск, где пробыли до 1907 года. Затем он был впервые заключён в тюрьму.

2-я страница 2-й уч-ся

В 1896 оду в Омске Ахмет Байтурсынов познакомился с Алекторовым, возглавлявшим в то время школьное дело в северных областях. Эта дружба дала ему многое. Алекторов приобщил его к просвещенской деятельности Ильминского. Видя тяжёлое положение своего народа и царившую неграмотность, он окончательно выбирает свой путь борьбы и призывает обнищавшее казахское общество не к традиционности, а к новой жизни в русле общечеловеческой цивилизации. Байтурсынов не ограничился чисто преподавательскими обязанностями. Он ездил по аулам, агитировал людей в пользу просвещения и делился с ними тем, о чём мечтал. Он понимал куда ведёт безжалостная колонизаторская политика царского правительства и в своих выступлениях смело разоблачал её. В начале XX века, проживая в Каркаралах, А. Байтурсынов принимает участие в революционных движениях. Встретив первую русскую революцию в выше упомянутых Каркаралах, он активно включается в политическую деятельность.  Первой акцией стало его участие в составлении петиций, в которых декларировались требования прекратить изъятие земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. Петиция предусматривала и новую организацию системы просвещения, разрешение на издание бесцензурной газеты, отражающей думы и чаяния казахского народа, введение делопроизводства в государственном аппарате и судебных органах на казахском языке. Эти мысли бросали семя в казахский народ и были поддержаны многими представителями интеллигенции. С этого времени все его помыслы были направлены на пробуждение сознания народа. А упомянутая петиция была написана 26 июля 1905 года на знаменитой Кояндинской ярмарке совместно с первым казахским магистром права Жакыпом Акпаевым и крупным политиком, учёным-экономистом Алиханом Букейхановым. Поиск справедливости и критика действий не могли пройти бесследно. В 1909 году А. Баутурсынов, занимавшийся в то время учительством, снова был заключён на 8 месяцев без суда в Семипалатинскую тюрьму. С того времени он открыто переходит к борьбе с произволом, пишет стихи о свободе, призывая к борьбе с народным гнётом.

3 страница.

Поэтическая деятельность его начинается с переводов басен Крылова. Принимаясь переводить басни Крылова, он, прежде всего, имеет в виду огромную возможность басен для воспитания детей и взрослых. Он выбирает для перевода такие басни, которые были понятны и соответствовали казахскому духу. Ахметом Байтурсыновым было переведено 40 басен Крылова, и под названием «Кырык мысал» (Сорок басен) сборник выдержал несколько изданий. Этот сборник увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за свой народ. Как поэт-протестант, Ахмет Байтурснов превращает поэзию в оружие борьбы с монархической политикой России, угнетавшей казахов. В своих стихотворениях поэт не воспевает любовь, женщин, природу, у него нет ни высокопарных стихов, ни крылатых фраз. Он простым и понятным народу языком воспевает свободу, говорит об угнетённой казахской нации, призывая её к просвещению, к труду и к освобождению от вековой спячки, пробуждая в каждом казахе чувства гражданства. Стихотворения А. Байтурсынова по внешней своей простоте, по внутреннему содержанию, лёгкости и равномерности занимают одно из первых мест в казахской литературе. У поэта кроме «Кырык мысал» имеется ещё небольшой сборник оригинальных и переводимых стихотворений под названием «Маса» и несколько не напечатанных стихов лирического характера. Через всю литературную деятельность А. Байтурсынова красной нитью проходит беспощадная критика, строгий анализ царской политики и протест против неё. Стремясь вызволить народ из оков отсталости, Буйтурсынов глубоко понимал, что подъём культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало его пути по стезе науки. Исследуя природу казахского языка, он пишет статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные исследования по языкознанию.

4-я страница

Как публицист, не имея почти никаких материальных средств, в 1913 году Байтурсынов открывает в Оренбурге газету «Казах». В программной статье, помещённой в первом номере «Казах», пояснив пользу и значение периодической литературы, и намекая на колониальную политику царского правительства пишет: «…Народ казахский с давних пор занимавший определённую территорию, жил обособленной жизнью; теперь мы видим наплыв переселенцев в казахские степи. Какова будет судьба наша в будущем. Судя по историческому ходу вещей, не трудно предугадать, что если пришлый элемент окажется в культурном отношении сильнее коренного населения, то со временем последнее должно быть поглощено первым. И наоборот: если оба окажутся в равной мере культурными. Тогда только они могут развиваться самостоятельно, существуя на одинаковых правах, и сохранить национальный облик свой. Теперь перелом в экономической жизни казахов неизбежен…», «…Если этого мы не хотим, то необходимо разрешить этот вопрос в корне и отныне приступить к усовершенствованию казахского языка и литературы». От этой идеи А. Байтурсынов никогда не отступал ни на шаг. Вскоре газета «Казах», как единственный орган, отвечающий культурным и общественным запросам казахской жизни, завоевала общую симпатию и стала популярной в широких массах. Тогда как выходящие в то время газета «Казахстан» и журнал «Айкап», не находя среди читающей казахской публики даже несколько сот человек, вскоре прекратили своё существование. «Казах» к концу первого году издания имел же 3000 подписчиков. Газета просуществовала 5 лет – до 1917 года. За это время она стала главным национально-общественно-политическим и научно литературным изданием, и не случайно в годы сталинских чисток была учинена жестокая расправа над сотрудниками газеты «Казах».

5-я страница

Ахмет Байтурсынов не только автор первого казахского букваря, изданного в Оренбурге в 1912 году, но и разработчик научной терминологии для определения казахской грамматики, один из основателей казахского алфавита, наиболее точно передающего все звуки казахского языка. Осуществленная им реформа казахской письменности получила поддержку в среде прогрессивной интеллигенции, а в 1924 году была принята официально.
Нелишне напомнить, что до этого времени у казахов не было азбуки. Именно Ахметов Байтурсыновым были изгнаны из употребления 12 арабских букв, совершенно для казахов не нужных и вносящих путаницу в правописание. Поэтому новый алфавит и азбука имели значение первостепенной важности для культурного развития казахского народа.

Кстати, новый казахский алфавит, названный в свое время в честь ученого байтурсыновским имел огромное значение не только для казахов, но и послужил для всех тюрко-язычных народов при проведении реформы письменности, а наши зарубежные соотечественники до сих пор пользуются байтурсыновской графикой.

С именем Ахмета Байтурсынова связана реформа казахской письменности. Именно благодаря его личному вкладу в развитие казахского обучения, высокой компетенции в сфере образования он на II съезде партии «Алаш» был избран членом комиссии по делам просвещения правительства Алаш-Орды. Им была подготовлена программа по народному образованию, которая предусматривала:
Всеобщее обязательное начальное образование и непременное обучение детей в первые два года на родном языке грамматике и звуковому строю казахского языка. Языковедческая деятельность А. Байтурсынова дополнялась его методическим трудам, знание которых было неоценимо по тем временам и послужило не одному поколению учителей.

 

6-я страница

В 1920 г. Был арестован Ахмет Байурсынов. Он был выслан в Архангельск, а жена с дочкой Шолпан – в Томскую область. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью международного Красного Креста его освободили. В этом же году ему удаётся соединиться с семьёй и вернуться в Алма-Ату. Но прежний ярлык «классового врага» как клеймо позора постоянно преследует его. В 1937 году А. Байтурсынова вторично арестован и 8 декабря он был расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД.

Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствие состава преступления. Его бесценные творения возвращены народу. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа. Память об Ахмете Байтурсынове увековечены в г. Костанае. Его имя носит Костанайский Государственный Университет. В Городском парке установлен памятник, одна из центральных улиц города носит его имя. Многогранный талант А. Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке и других отраслях культуры. Он является не только учёным, составителем многих учебников, переводчиком, этнографом, но и автором многих стихов, доступных для детей младшего возраста. В результате научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсынова мы имеем казахскую азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию казахского языка, теорию словесности и историю культуры. Этим кропотливым трудом А. Байтурсынов поднял казахскую словесность на высокую ступень и заложил прочный фундамент для национальной школы и казахской литературы. Ахмет - был великим Устазом – Учителем с большой буквы детей и взрослых. Он был и остался в памяти народа светлым лучом казахской науки и культуры.





















Школа-лицей №5













Классный час на тему

«Учебные заведения нашей страны»

11 «А» класс













Провела: классный руководитель 11а класса

Жусупова А.А.













Шалкар, 2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!