Металлистовская ОШ I – III ступеней им. Н. Островского
Классный час
на тему:
Провела:
классный руководитель 1 класса
Белан М.Н.
Цель. Познакомить обучающихся с традициями праздника.
Задачи.1. Обобщить знания детей об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей.2. Побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей.2. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Оборудование.1. Картинки. 2. Фонограммы песен.
«Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя»
А. Шопенгауэр.
Содержание классного часа
I. Приветствие. картинка 1.
День осенний в ноябре -
Праздник на календаре!
День подарков и цветов,
Ты встречать его готов?
Протяни с улыбкой руку
Немцу, русскому, якуту,
Англичанину, эстонцу -
Пусть сияет ярче солнце!
Чтобы мирно жить смогли
Люди в радости, любви,
Взрослые на всей планете
Нынче дарят праздник детям!
Наталья Майданик
- Ребята, 20 ноября отмечается Международный день ребенка, День защиты прав ребенка. Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году была принята Декларация прав ребенка. Главная цель документа "обеспечить детям счастливое детство".
А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. Картинка_№2
20 ноября – это еще Международный день прав ребенка. Знаете ли вы, что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная организация на нашей земле - Организация Объединенных Наций. (показать слайд с эмблемой ООН). Картинка №3 Эмблема ООН представляет собой карту Земли в обрамлении оливковых ветвей,
символизирующих мир.
Это международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.
II. Права детей.
1. Игра «Право на имя».
- Сегодня мы и будем говорить о ваших правах.
- А кто из вас знает свои права? Ребята называют:
Право на жизнь. Карт№4 Право на имя при рождении.
Право на свободу и воспитание родителями Карт№5 Право на любовь и заботу . Карт№6 Право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды. Карт№7
Право на медицинскую помощь . Карт№8
Право на особую заботу при ограниченных возможностях . Карт№10
Право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию. Карт№11
Право на образование. Карт№12 Право на отдых и досуг Карт№13
Право иметь имущество . Карт№14
- Остановимся на Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена».
(Заставка Мультик Смешарики )
Условие игры. Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и сказать что оно означает). (Ученики называют свои имена).
- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
- Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. А что там еще записано, кто знает? (Беседа с обучающимися). Там записаны имена ваших родителей. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.
2. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах». Карт№15
- А где записаны все права детей? (Беседа с обучающимися).
- Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.
- Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
- Предлагаю вам обратить внимание на карточки, которые вам раздали. Это памятка о ваших основных правах, которые отражены в Конвенции.
3. Игра – «Назови сказку и определи какое право нарушалось»
В какой сказке мачеха и сестры главной героини плохо с ней обращались, заставляли работать и днём, и ночью? Карт№17
- Снегурочка Золушка - Царевна-лягушка
Золушка была лишена какого права? ( Право на отдых и досуг)
Как называется сказка, в которой злой дядька с бородой держал детей-кукол взаперти и заставлял каждый день выступать в театре?
- Кот в сапогах - Колобок - Приключения Буратино. Карт№18
Какое право здесь нарушалось? (Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних детей.)
В какой сказке мама отправила свою маленькую дочь одну через лес, в гости к бабушке?
- Русалочка - Красная шапочка - Дюймовочка. Карт№19
Какое право было нарушено в этой сказке?(право на любовь и заботу)
В какой сказке медведь держал у себя дома маленькую девочку и не отпускал домой к бабушке и дедушке?
- Заяц и петух - Репка - Маша и медведь. Карт№20
Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
Как должна ответить Маша, защищая свои права?… (Не имеешь права лишать меня свободы).
В какой известной сказке волк обижал поросят и разрушал их домики?
- Волк и лиса - Три поросенка - Зимовье зверей. Карт№21
Какое право нарушалось в этой сказке? (Право на неприкосновенность жилища)
Вспомните сказку «Колобок». Какое право было нарушено в этой сказке? Карт№22
-Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
5. Игра «Песни о правах». Скажи о каком праве в них говорится.
1.«Чему учат в школе» (право на образование). Песня№1
2.Прививка»(право на медицинские услуги) №2
3. «Пусть всегда будет солнце»( право на свободу и воспитание родителями. право на любовь и заботу.) №3
4. «Песенка крокодилы Гены»( право на жизнь.)(№4
5.Песенка Львенка и черепахи.(право на отдых). №5
- Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение – пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.
В этот день хочу я пожелать,
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома и отец и мать,
Опекали, холили, любили.
Пусть не будет брошенный ребят,
Каждому - семью, отца и маму,
Дом, в котором мир всегда и лад,
Дом, в котором не бывает брани.
Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки пусть сияют.
Поздравляю я сегодня всех,
От души, от сердца поздравляю!
(Право на воспитание в семье).
III. Обязанности детей.
1. Разбор ситуаций «Права и обязанности».
- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
- Предлагаю вам послушать несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Ведущий: - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ученики отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!
Ведущий: - Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Ученики отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.
Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на перемене бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Ведущий: - Правильно ли рассуждает Петров?
Ученики. Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Права ребенка надо знать,
Не только знать, но соблюдать,
И всем ребятам надо знать,
Тогда была бы благодать.
Заключение.
- Что дороже всего на свете? Задайте этот вопрос любому взрослому и Вы непременно получите ответ - наши дети.
«-Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты же и сам это знаешь.
- И даже за сто тысяч миллионов крон? - спросил Малыш.
- И даже за сто тысяч миллионов крон!
- Значит, я так дорого стою? - изумился Малыш.
- Конечно, - сказала мама и обняла его ещё раз.
Малыш стал размышлять: сто тысяч миллионов крон, - какая огромная куча денег! Неужели он может стоить так дорого?" (Малыш и Карлсон).
Много праздников на свете,
Всех не сосчитать!
Любят взрослые и дети
Вместе их встречать!
Но сегодня День ребенка
Празднует весь Мир,
От Парижа до Гонконга
Весть летит в эфир:
Поздравляем! Любим! Верим!
Мир вам сохраним!
Подрастайте! Улыбайтесь!
Мы вас защитим!
Наталья Майданик
https://vk.com/metallistovskayaschool