Урок
Тема: Чтобы уши слышали
Цели:
- познакомить детей строение уха человека;
- познакомятся с болезнями уха,
- научить ухаживать за ушами и делать массаж уха.
Оборудование:
Ход занятия.
I. Беседа по теме
Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):
- Здравствуй, тетя Катерина!
- У меня яиц корзина
- Как поживают домашние?
- Яйца свежие, вчерашние.
- Ничего себе вышла беседа.
- Авось распродам до обеда.
- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
- Речь, звуки" помогают нам слышать органы слуха — уши.
- На предыдущем уроке мы узнали об органах зрения, сегодня узнаем получше об органах слуха.
- Органы слуха есть у всех животных. Они помогают животным поймать
добычу, спастись от врагов, найти друг друга. У кого из животных слух
«самый-самый» - трудно сказать. Но известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши.
- Слух — большая ценность для человека.
П. Проведение опытов
Опыт 1
Заткните уши ватой. Что произошло?
Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью органов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, журчание
ручейка, музыка и речь окружающих людей.
Опыт 2
При проведении этого опыта глаза должны быть закрыты. Возьмите
часы и медленно приближайте их к уху до момента, когда станет
слышно едва заметное тиканье. Измерьте расстояние от часов до уха.
Чем больше расстояние звучащего предмета до уха, тем выше слуховая чувствительность. (Далее можно показать рисунок с изображением строения уха.)
Ухо состоит как бы из трех частей. Ушная раковина вместе с наружным слуховым аппаратом образует наружное ухо. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо. Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать и передает его дальше во внутреннее ухо. Внутреннее ухо — сложное устройство. Через него звук передается мозгу. Там превращается в слова.
От среднего уха проходит тонкий канал в носоглотку. Он называется евстахиевой трубой по имени итальянского ученого Бартоломео Евстахиа, который открыл этот канал. Через евстахиеву трубу полость среднего уха соединяется с наружным воздухом. При сильном насморке, ангине инфекция проникает по евстахиевой трубе из носоглотки в среднее ухо. Воспаление нужно лечить.
III. Это интересно!
Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду, то у летучих мышей - около 1 млн. в секунду, но оказывается, уши — не только орган слуха. На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин.
IV. Оздоровительная минутка
Самомассаж ушей — учитель показывает, а все дети растирают уши.
Повторение слов: .
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
V. Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:
- Защищать уши от сильного шума.
- Защищать уши от ветра.
- Не ковырять в ушах.
- Не сморкаться сильно.
- Не допускать попадания воды в уши.
- Если уши заболели, обратиться к врачу.
- Правильно чистить уши.
- Мыть уши каждый день.
- Каждое утро разминать ушную раковину.
VI. Итог урока
— Для чего нужны уши?