Классный час на тему "Конвенция о правах ребенка"
Цели:
- Формирование правовой культуры учащихся; ознакомление с Конвенцией о правах ребенка; отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения; способствовать осознанию ответственности за свои права; формировать положительное отношение к правам других.
Задачи:
• познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
• на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
• помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав
Ход урока.
-Здравствуйте. Ребята, сегодня мы поговорим о таком документе, который называется «Конвенция о правах ребенка». Вы уже наверняка слышали о его существовании.
- Скажите пожалуйста, что же это за документ?(ответы детей)
Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН, кроме США[1]
- А когда отмечается день прав ребенка? (В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка).
- Я хочу вас познакомить с некоторыми статьями из конвенции.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка)
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
- Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте прочитаем отрывок из рассказа А.П.Чехова «Ванька» и найдем те строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. .. «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Обсуждение. Какие права были нарушены?(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)
- Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд по нашей теме классного часа
По вертикали:
1.Согласно ст.29 Конвенции о правах ребёнка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка и его …(талантов) 2.Ст. 31 Конвенции признаёт право ребёнка на отдых и …(досуг) 5. Кто, согласно ст.18 Конвенции, несёт основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка? (Родители) 6. Право ребёнка на что закреплено в ст. 28 Конвенции? (образование) 8. Неотъемлемое право ребёнка на что закреплено в ст.6 Конвенции?(жизнь)
По горизонтали: 3. Кто, если не родители, согласно ст.18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребёнка?(опекуны) 4. Вставьте пропущенное слово в ст.29: «Государства-участники соглашаются в том, что воспитание ребёнка должно быть направлено на воспитание … к окружающей природе» (уважение). 7. Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным и … (каким?) (обязательным). 9. Согласно ст.18 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и …(какого?) насилия.(психологического) 10. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка? (ООН)
«Кроссворд»
| 1 | |
| | |
| | |
2 | | | |
3 | | | | | | | | 5 | |
| | | | | |
| | | |
| | 4 | | | | | | | | |
| | |
| 6 | | | |
| 7 | | | | | | | | | | | | |
| | | | |
| | |
| | | 8 | |
9 | | | | | | ![]() | | | | | | | | | |
| | | | |
| | | |
| 10 | | | | |
| | |
| | |
Давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.
Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
- Скажите, прав ли сын в этой семье? Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права? Найдите ошибки в поведении членов семьи.
Ответы детей
У каждого человека есть не только права, но и обязанности: соблюдать правила личной гигиены; помогать старшим; добросовестно учиться.
ВЫВОД:
Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.