СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему «Мы разные, но все-таки мы вместе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему «Мы разные, но все-таки мы вместе»,

(посвященный Всемирному дню толерантности)

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему «Мы разные, но все-таки мы вместе»»


Двойнина Н.В., классный руководитель,

МБОУ СОШ №1 с УИОП имени Княжны О.Н.Романовой

г.Новый Оскол Белгородской области



Классный час на тему «Мы разные, но все-таки мы вместе»,

(посвященный Всемирному дню толерантности)

Цели и задачи:

1. Знакомство с определением «толерантность», его значением.

2. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе и к окружающим, желание и умение прощать.

3. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение и уважать чужое.

4. Объяснить ученикам, степень важности мирного решения при конфликтах.


Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал (карточки с личностными характеристиками), портрет – 2 копии, плакат с изображением поляны, готовые шаблоны - ромашки.


Форма проведения: Лекция с элементами тренинга и арт-терапии.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Будь не таким, как другие,
и позволь другим быть другими.
Хенрик Ягодзинский

1. Знакомство с понятием «Толерантность».

(Слайды 1-3) Такие явления как экстремизм и насилие являются нездоровыми проявлениями психологии поведения человеческого общества.

Одной из причин нетерпимости является непринятие различий с точки зрения самобытности того или иного народа, хотя интересы и мнения этих народов зачастую не расходятся.

(Слайд 4) Мирное сосуществование возможно лишь в том случае, если каждый из нас научится с уважением относиться к представителю любой этнической культуры.

Принципы терпимости – это основа толерантного сосуществования людей.

Мы должны бороться с дискриминацией людей по этническому признаку, выступать в их защиту и пытаться изменить стереотипы мышления тех, кто еще не научился толерантности.

(Слайд 5) ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Слово «толерантность» произошло от латинского «tolerantia» – терпение.

Этот праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации и принятия Декларации принципов терпимости государствами – членами ЮНЕСКО. С этого момента ежегодно 16 ноября отмечают Международный день, посвященный терпимости.

(Слайд 6) Согласно Декларации принципов толерантности, толерантность понимается как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира». Толерантность определяется Декларацией как «гармония в многообразии».

Принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной, сексуальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды.

(Слайд 7) ПРИНЦИПЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

  1. Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

  2. Уважение различий.

  3. Понимание индивидуальной неповторимости.

  4. Взаимодополняемость как основная черта различий.

  5. Взаимозависимость как основа совместных действий.

  6. Культура мира.

  7. Сохранение памяти.

(Слайд 8) Также к числу этих принципов следует отнести:

  • отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений;

  • умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости;

  • толерантность задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям, а не воле большинства или одной личности;

  • принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

(Слайд 9) Взаимоотношения должны формироваться по «золотому» правилу:

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

(Слайд 10) Толерантность не означает только признание факта существования «Другого».

Толерантность означает возможность «Другого» чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе.

Например, толерантность к инвалидам - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.

(Слайд 11) Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность, не могут быть объектами толерантности.

Существует даже лозунг: «Никакой толерантности к нетолерантности!»

(Слайд 12)

Толерантность. Что это такое? -

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!

2. Игра – эксперимент.

Учитель: Для участия в эксперименте необходимо разделиться на 2 группы. Каждой группе будет предложены портреты, ваша задача составить характеристику личности. (Портреты – 2 копии, но ученики об этом не знают, первой группе представить, что - это добрый человек, второй группе - злой человек). Для этого вам помогут карточки, на которых записаны личностные качества человека.

Качества: Терпимость, бессердечность, конфликт, сострадание, прощение, вспыльчивость, желание что-либо делать вместе, милосердие, злорадство, ложь, сотрудничество, уважение прав других, раздражение, принятие другого таким, какой он есть, зависть.

После выполнения работы учащиеся начинают по очереди рассказывать о человеке, которого они охарактеризовали.

Рефлексия:

  • Какого человека можно назвать толерантным?

  • Помогла ли вам первоначальная характеристика в подборе личностных качеств?


3. Практическое упражнение «Правила толерантного общения»

(Слайды 14-16)

Учитель: Для того, чтобы взаимодействие людей было толерантным, в первую очередь необходимо соответствовать толерантной модели общения, сейчас я попрошу вас перечислить все правила этикета общения. 1 группа – слушающего, 2 группа говорящего собеседника.

Этикет говорящего:

  1. Нельзя использовать в речи выражения , наносящие обиду, оскорбление, высказывать пренебрежение.

  2. Нужно учитывать возраст, пол, служебное или общественное положение адресата .

  3. Избегайте во время беседы ставить в центр внимания собственное «я». Старайтесь быть скромным в самооценках, не навязывать упорно и категорично собеседнику собственного мнения и оценки ( но это не значит - не убеждать).

  4. Умейте выбирать тему для разговора интересную, понятную собеседнику. Учитесь рассуждать логично.

Этикет слушающего:

  1. Обратившегося к вам с речью нужно внимательно выслушать, так как для говорящего тема беседы является важной .

  2. Наберитесь терпения , приложите старания выслушать внимательно до конца .

  3. Относитесь к говорящему доброжелательно и уважительно. Выслушивая человека , жестами ,взглядом, мимикой подчеркните заинтересованность в его словах.

  4. Не следует отвечать на вопрос, заданный не вам, а другому собеседнику .

  5. Говорите правильно, без «выражений».

  6. Не следует злоупотреблять иностранными словами, которые по своему значению не всем могут быть известны.

Рефлексия: обсуждение проблемных ситуаций в общении.


4. Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

(Слайд 17) Поднимите руки те…:

  1. кто имеет одинаковый цвет волос.

  2. кто имеет одинаковый цвет глаз.

  3. у кого есть сестра.

  4. кто имеет брат.

  5. чьи имена начинаются на одну букву.

  6. у кого есть бабушки и дедушки.

  7. кто учится в 12 классе.

Рефлексия: обсуждение игры.


5. Творческая работа «Поляна толерантности»

Учащиеся на листочках бумаги в форме ромашки пишут, что надо сделать, чтобы классный коллектив стал толерантным по отношению друг к другу, ромашки наклеиваются на заранее подготовленный плакат с изображением поляны.

Учитель: Посмотрите на нашу поляну! Только что она была одинокой. Но наши добрые намерения (цветы) оживили его.


6. Рефлексия: Подведение итогов классного часа.

(Слайды 18-20)

«Я не разделяю Вашего мнения, но я готов отдать жизнь за Ваше право его свободно высказать» - говорил Вольтер.

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» - это слова Бернарда Шоу.

  • Какие качества присущи толерантной личности?

  • Каково преимущество толерантного общения?

  • Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!