СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Владимир Иванович Даль - Великий собиратель слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час познакомит учащихся с биографией и творчеством писателя Владимира Ивановича Даля.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Владимир Иванович Даль - Великий собиратель слов"»






















Классный час на тему:

«Владимир Иванович Даль –

Великий собиратель слов»























Подготовила

учитель начальных классов

МОУ СШ № 1 г. Снежное ДНР

Черткова Е.Ю.













2016г.

Все, кому дорого русское слово, с особым трепетом произносят имя Владимира Ивановича Даля. Всю свою жизнь Даль посвятил России, русскому народу, русскому языку, русскому слову. Я хочу, чтобы современные дети знали этого великого человека и любили свою Родину, русский язык, как любил его В.И. Даль.



Классный час на тему: «Владимир Иванович Даль – Великий собиратель слов».



Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя В.И. Даля.

Задачи:

Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия на формирование чтения обучающихся.

Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность.



Ход классного часа



Класс разделен на 4 группы, каждая получает задание:

Подготовить рассказ о жизни Владимира Ивановича Даля.

1 группа – детские, юношеские годы, учеба в университете, служба на флоте

2 группа – Даль – медик

3 группа – Даль – сказочник

4 группа – Даль – создатель Толкового словаря и – создатель словаря пословиц и поговорок русского народа.

Группа ребят готовит инсценировку сказки «Коломенская желтая репка».

Данный классный час включает в себя презентацию «В.И. Даль – Великий собиратель слов». Чтение произведений надо организовать заранее, т.к. данный классный час требует знания сказок В. Даля.



Слайд 1

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня собрались с вами, чтобы вспомнить человека, который всю свою жизнь посвятил служению русскому народу, русскому языку, народному творчеству. Я говорю о Владимире Ивановиче Дале. В 2011 году отмечалось 210 лет со дня рождения русского писателя, этнографа, настоящего патриота своего Отечества. Мы с вами прикоснемся к его творчеству, поговорим о его жизни, поработаем со словарями, поупражняемся в произношении скороговорок. Но не будем заглядывать вперед, начнем по порядку.



Слайд 2

1 группа учащихся

Владимир Иванович Даль жил давным-давно, в старые, незапамятные времена… Родился он в 1801 году, 10 ноября, на юге России, в местечке Лугань.

Его отец, Иоганн Даль, был выходцем из Дании, – разносторонне образованный человек, лингвист, богослов, медик. Мать – Мария Фрейтаг, владела пятью языками и детей почти всему учила сама. Будущий писатель получил хорошее образование в доме, где знали много разных языков, но говорили по-русски. Иностранных гувернеров не приглашали, но была у маленького Владимира добрая нянька Соломонида.

Для Даля она была таким же воспитателем, каким была Арина Родионовна для юного Пушкина. От нее Даль узнал множество сказок, легенд, пословиц.



Слайд 3

В 1815 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус, а в 1819 году, окончив его, служил морским офицером. Но флотская служба мичмана Даля оказалась недолгой.



Слайд 4

В 1826 году Даль решает сменить профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (сейчас Дерпт – город Тарту). Эти студенческие годы останутся в его памяти «одним из самых светлых воспоминаний». Здесь он познакомится с известным писателем Василием Жуковским. Здесь началась дружба Даля с выдающимся русским хирургом Пироговым.

Завершив образование, двадцатилетний хирург Владимир Даль отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует раненых солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы. В 1831 году Даль в качестве полкового лекаря участвовал в военных действиях на территории Польши.



Слайд 5

2 группа учащихся

С 1833 года по 1859 год Даль на правительственной службе – он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, в Нижнем Новгороде. В эти годы к Далю приходит литературная известность, он пишет сказки, рассказы, повести. Подписывает их псевдонимом – «Казак Луганский» (по названию своего родного города).



Слайд 6

Даль был знаком со многими известными русскими писателями: В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным.

В 1832 году вышел в свет сборник сказок «Русские сказки из предания народного изустного, на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый».



Слайд 7

С этих-то сказок и начались добрые и дружеские отношения Владимира Даля с Александром Пушкиным, которые продолжались до последних мгновений жизни великого русского поэта. Александр Сергеевич подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с подписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».



Слайд 8

3группа учащихся

В 1859 году Даль, уйдя в отставку, переезжает в Москву. Здесь он, наконец, целиком отдается любимому делу, которым он серьезно занимался и все предыдущие годы, но урывками. Это любимое занятие – изучение языка русского народа.

Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Сам образ жизни Даля – постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми – помогал ему стать собирателем слов.



Слайд 9

Интерес к русскому языку появился у Владимира Даля еще в юности. Еще учась в Морском корпусе, Даль составил свой первый словарь, в него вошли 34 слова кадетского жаргона. А в 1819 году 18-летний мичман Владимир Даль записал первое заинтересовавшее его слово «замолаживать».

(Зачитать значение слова «замолаживать» по словарю)



Слайд 10

Но В. Даль записывал не одни только названия предметов, а подхватывал на лету меткие народные словечки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки. Владимир Даль в совершенстве знал народные говоры. Однажды он услышал разговор нескольких прохожих, среди которых простонародным говором выделялся молодой монах.

(Инсценировка диалога между Далем и монахом)

Даль – Какого монастыря, батюшка?

Монах – Соловецкого, родненький.

Автор – Даль узнал в монахе выходца из Ярославских мест, где любимое слово – «родненький», «родименький»

Д. – Из Ярославской губернии.

Автор. – Монах испугался почему-то и стал оправдываться.

М. – Нету-ти, родненький, тамо-ти в Соловецком живу.

Д. – Из Ростовского уезда Ярославской губернии.

М. – Не погубите! (упал Далю в ноги)

Автор. – Оказалось, что под видом монаха скрывался беглый солдат, сданный в рекруты из Ростовского уезда.

Учитель: Вот каким великолепным знатоком говоров русского народа был Даль.



Слайд 11

4 группа учащихся

Когда Владимир Иванович был в армии, у него накопилось столько записей, что чемодан стал тесен и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Таскал этот верблюд непростую поклажу – записки к будущему толковому словарю, которые собирал Даль в течение десяти лет.

Этот верблюд был «нагружен словами». Но однажды верблюд пропал… Дело было в Турции, во время войны – верблюд попал в плен к неприятелю. Думали, что в больших тюках находятся несметные сокровища (для Даля так ведь и было!)

«Я осиротел с утратой своих записок, - говорил Даль, - но, к счастью, через неделю казаки отбили где-то моего верблюда и привели его в лагерь…» Туркам не понадобились тюки «со словами».



Слайд 12

Многие десятки лет посвятил Владимир Даль своему главному труду – собиранию слов и составлению словаря – «Толкового словаря живого великорусского языка». Владимир Даль собрал за свою жизнь более 200 000 слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. Но Даль еще и объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу, приводил примеры.

В Москву Даль привез почти готовую рукопись словаря. Владимир Иванович вставал очень рано и сразу же принимался за работу. С утра до полудня он писал, не отрываясь, в час обедал и, независимо от погоды, выходил на прогулку. Отдохнув, снова садился за письменный стол, но по вечерам не писал. А только переписывал и подклеивал, вносил исправления. Ровно в 11 часов вечера шел спать.



Слайд 13

Одновременно с работой над словарем Владимир Даль работал и над сборником «Пословицы русского народа». Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги. Даль называл их «ремешками». Один «ремешок» – в словарь, как пример для пояснения слов; другой – вклеивался в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. Владимир Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить «ремешки» с пословицами, записанными Далем, получится лента длиною в 7 километров.



Слайд 14

Мечта Даля осуществилась, он «спустил корабль на воду» – довел дело своей жизни до конца. В 1862 году Даль напечатал книгу «Пословицы русского народа», а в 1868 году, за 4 года до смерти, закончил свой «Словарь».

Учитель: Даль заботился о том, как в легкой доступной форме рассказать народу о серьезных вещах. Вот как, например, выглядит его таблица умножения:

Ученик:

Придет маслена – будет и блин, одиножды один – один.

Волга Дону пошире, дважды два – четыре.

Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре – восемь.

Без закваски хлеб не месят, дважды пять – десять.

На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть – двенадцать.

Пять пальцев долой – пятнадцать, дважды семь – четырнадцать.

Дважды девять – восемнадцать, дважды десять – двадцать.



Слайд 15

Учитель: В.И. Даль был не только собирателем пословиц и поговорок, но был сочинителем и собирателем сказок. Сказки Даля знакомят детей с бесценным опытом живой народной жизни, учат добру и справедливости, любви к правде и труду. Его сказки очень похожи на русские народные, и мы сейчас с вами в этом убедимся. А вот всем вам известную сказку «Репка» Владимир Иванович тоже рассказал по-своему и назвал ее «Коломенская желтая репка». Давайте посмотрим ее инсценировку и назовем отличие ее от народной сказки.



Инсценировка по сказке В.И. Даля «Коломенская желтая репка»

Действующие лица:

Сказочница, Старик, Старуха, Внучка, собачка Жучка, Сосед.

Картина первая

Комната в деревенской избе. В центре комнаты за столом сидят Старик, Старуха и Внучка.

Сказочница: Жили –были старик со старухой, да третья – внучка.

Старик: Вот уже и снег стаял. Весна пришла.

Старуха: Пора огород копать.

Старуха: Вестимо, пора. Наточу-ка я заступ (лопату) и пойду в огород.

Картина вторая

Огород.

Старик: Уж как я хорошо огород вскопал! Копал, копал, всю землю по комочку перебрал. Вспушил гряды на диво.

Старуха: И то верно – хороши гряды! Посею-ка я репу. (Сеет репу)

Картина третья

Огород. На грядке появилась репа.

Старик: Вот так репа у нас взошла-выросла! Зелена, кудрява, ботва стелется по земле, а под землею дуется-наливается желтая репа. Вверх прет, из земли лезет.

Сосед: Экая репа! Хорош урожай!

Старуха: Будет нам что постом печь да парить!

Внучка: (хлопает в ладошки) Вкусная будет репка!

Картина четвертая

Огород, спустя некоторое время.

Сказочница: Вот пришел Успенский пост, что Госпоженками зовут, захотелось дедушке поесть репки – паренки. Пошел в огород, захватил репу за ботву и ну тянуть; тянет, потянет, вытянуть не может.

Старик: (тянет репу, вздыхает) Видно, одному мне не вытянуть. Эй, старуха, помоги-ка мне!

Сказочница: Пришла старуха. Схватилась за дедушку и ну тянуть; тянут, потянут вдвоем, вытянуть репки не могут. (Старик и Старуха тянут репку. Сосед поглядывает через плетень)

Старуха: Внученька, помоги нам!

Сказочница: Прибежала внучка, схватилась за бабушку и ну втроем тянуть; они репку тянут, потянут, а вытянуть не могут. (Старик, Старуха и Внучка тянут репку. Сосед поглядывает через плетень)

Внучка: Жучка, Жучка, помоги нам!

Сказочница: Прибежала дворняжка Жучка, уцепилась за внучку, и все сами – четверо тянут, а репки вытянуть не могут!

Сказочница: Прибежал сосед, схватил Жучку за хвост. (Старик, Старуха, Внучка и Жучка тянут репку. Сосед поглядывает через плетень)

Старик: тяжело дышит, утирает пот со лба.

Старуха: кашляет, обмахивается платком.

Внучка: плачет.

Жучка: лает.

Сказочница: Прибежал сосед, схватил Жучку за хвост, Жучка за внучку, внучка за бабушку, бабушка за дедушку, дедушка за репку; тянут, потянут, а вытянуть не могут! (Все тянут репку, ботва обрывается, все падают).

Старуха: Ах!

Старик: Ох!

Внучка: плачет.

Жучка: лает.

Сосед: потирает затылок.

Сказочница: А репка, как ни в чем не бывало, сидит в земле!

Сосед: Эх, дедушка, борода выросла, а ума не вынесла; давай заступ, выковырнем ее из земли!

Сказочница: Тут и Старик со Старухой догадались, схватились за заступ; обрыли репу, вынули, отрясли.

Старик: копает заступом вокруг репки.

Старуха и Внучка вынимают репку из земли.

Старуха: Вот так репа! Ни в один горшок не влезет! Как быть?

Внучка: А посадим ее на сковороду, да испечем в печи.

Картина пятая

Комната в избе. В центре комнаты за столом сидят Старик, Старуха, Внучка, Сосед. На столе репа. Жучка сидит под лавкой.

Старик: (ест репу) Ох, и вкусна репка!

Старуха: Кушай, соседушка, кушай на здоровье!

Сосед: Спасибо, хозяюшка!

Внучка: А кожурки Жучке дадим! (Бросает Жучке кожурки от репки).

Сказочница: Вот и сказка вся, больше сказывать нельзя!

Все герои сказки выходят и кланяются зрителям.



Слайд 16

Учитель: Работа над словарем потребовала от составителя энциклопедических знаний. Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле; коневодстве и рыболовстве; судостроении; знал многие ремесла. Даль знал много языков – 12. Кроме русского языка, он знал немецкий, французский, английский, польский, читал и писал по латыни, изучал болгарский и сербский языки.

Ученики:

В любой русской библиотеке среди множества других книг можно увидеть четыре толстых тома с одинаковой надписью на корешках: «Даль». Стоят они на самом почетном месте и выглядят очень торжественно. Это — знаменитый на весь мир «Толковый словарь живого великорусского языка», который составил Владимир Иванович Даль.

Кто-то может сказать: «Подумаешь! Ведь разных словарей на свете великое множество. Почему же именно словарю Даля на книжных полках такой почет и уважение? Чем он лучше всех остальных?»

Ответ на такой вопрос будет простым: именно в этом словаре собрана вся сокровищница русской живой речи, все ее слова, в общем – весь русский язык. А поэтому и уважение, которым окружены эти четыре красивые книги, относится не только к ним самим, но и к великому нашему языку.

(Работа со словарем В.И. Даля)

Учащиеся в группах должны найти в Толковом словаре слова – клевый, побаска, ведро и дать пояснения.

Учитель:

Как не удивительно, Владимир Иванович был также собирателем русских народных игр. Я предлагаю вам сыграть в игру «Воробышек». Выберем воробья, ставим его в центр круга, он приплясывает по-воробьиному, а по мере песни обязан изображать то, о чем слышит и при этом напевать.

Хоровод. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят?

Воробей. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где молодцы сидят.

Хоровод. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?

Воробей. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидят.

Хоровод. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?

Воробей. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.

Хоровод. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?

Воробей. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.

Ребята играют, меняют воробья.



Слайд 17

Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что для объяснения значений слов Даль использует пословицы и поговорки. Но кроме этого, Даль работал над созданием Словаря пословиц и поговорок.

Учитель: Давайте мы с вами попробуем поработать составителями пословиц.



Слайд 18

В.И. Даль собирал пословицы по темам. Попробуйте и вы разобрать ремешки-пословицы по темам.

Учащиеся в группах должны собрать рассыпавшиеся пословицы:

- вода, лежачий, под, не, камень, течет. (Под лежачий камень вода не течет)

- день, вечера, до, скучен, нечего, делать, коли. (Скучен день до вечера, коли делать нечего)

- горячо, железо, пока, куй. (Куй железо, пока горячо)

- при, добро, матери, при, тепло, солнышке. (При солнышке тепло, при матери добро)



Слайд 19

Учитель: А сейчас давайте разгадаем кроссворд «Пословицы»:

Труд человека кормит, а лень …. (портит)

Волка бояться, в лес не …. (ходить)

Хлеб - соль кушай, а правду… (слушай)

….. города берет (Смелость)

Правда в огне не горит и в воде не …(тонет)

Кто хвалится, тот с горы …. (свалится)

Дело мастера …..( боится)

Красна ….. пером, а человек умом. (птица)

Без труда не вынешь и ……. из пруда (рыбку)







Слайд 20

Учитель: Кроме пословиц и поговорок, Даль был собирателем скороговорок и загадок. Давайте хором прочитаем скороговорки. А для чего нужны нам скороговорки? (Ответы детей).



Слайд 21

Учитель: После выхода словаря Владимир Иванович стал быстро стареть. Все, что он намечал, было выполнено, бездействие тяготило его. 22 сентября 1872 года Даль умер. Говорят, что перед смертью он подозвал дочку и попросил: «Запиши словечко».

Человек умер, но его труды остались. Мы пользуемся словарями Даля, читаем его сказки, восхищаемся пословицами и поговорками, собранными им, играем в игры.

Чтобы выяснить, насколько вы запомнили все, о чем сегодня говорили, подведем итог:

1. Назовите город, где родился В.И. Даль. (Луганск)

2. Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, собиратель слов)

3. Каким именем подписывался Даль. (Казак Луганский)

4. Как называется главный труд всей жизни Даля. (Толковый словарь живого великорусского языка)

5. Назовите сказки В.И. Даля.



Учитель:

Закончить наше мероприятия нам бы хотелось стихотворением Михаила Матусовского, который написал о В.И. Дале такие строки:



Ученик:

То ловишь отзвук древнего напева,

То говор поздних дней.

И слово состоит, подобно древу,

Из веток и корней.

Незыблема его первооснова

На много тысяч лет.

Выходит так, что у любого слова

Есть запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся, как звенья,

И так растет строка.

И можно различить сердцебиенье

Живого языка.

Сидят теперь четыре института

Над словарем одним,

А Даль все так же нужен почему-то,

А Даль незаменим.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!