Классный час
подготовила учитель начальных классов
классный руководитель 3 класса
Андрианова Ирина Фёдоровна
Классный час на тему:
Запомнить твердо нужно нам - пожар не возникает сам!
Цели: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает; развивать кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, сообразительность.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Каждый человек, стремится, обустроить свой дом как можно уютнее и удобнее. И в этом ему помогает то, о чем говорится в следующей загадке:
Накормить - живет, Напоить - умрет (огонь).
- Но огонь может быть и другом, и врагом человека.
Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь- повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
- Приведите примеры, когда огонь выступает как друг человека. (На огне можно приготовить еду. С помощью огня можно осветить комнату. Огонь дает человеку тепло, обогревает его жилище.)
- Огонь как враг... (Пожар дома, в лесу.)
- Тема нашего сегодняшнего классного часа «Запомнить твердо нужно нам -пожар не возникает сам!»
2. Беседа о пожаре.
Учитель задает вопрос:
- Как случаются пожары? Назовите причины. (Дети называют причины пожара, учитель записывает на доске):
1. неисправность электрических приборов (утюг, телевизор);
2. спички;
3. бензин, газ;
4. забывчивость (забыл выключить);
5. искра (печь, камин);
6. легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда);
7. елочная гирлянда;
- Самые главные виновники пожаров - люди.
Чтение стихотворения «Мертвый лес».
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел…
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта — иссякла сила,
И что ни лиственница — крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек... Злодей, злодей. (Г. Горбовский)
3. Вопросы и задания для учащихся.
- Что вас особенно взволновало в стихотворении?
- Какое влияние оказывает пожар на жителей леса?
- Предложите основные мероприятия по охране леса от пожаров.
4. Отгадывание загадок.
Красная корова всю солому поела. (Огонь)
В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички) Закопай — не сгниет, кинь в воду — поплывет. (Уголь)
Красный бык стоит, дрожит, черный - на небо бежит. (Огонь и дым)
Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра)
От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь)
Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я — огня сестричка, маленькая...
(Спичка)
Дым увидел — не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные)
Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар)
От маленькой меня не оберешься ты огня. (Искра)
Кто меня не бережется, тот так скоро обожжется. (Огонь)
На столе, в колпаке, да в стеклянном пузырьке поселился дружок — развеселый огонек. (Лампочка)
В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Коробка спичек)
Шипит и злится, воды боится, с языком, а лает, без зубов, а кусает. (Огонь)
При пожаре не сидим, набираем... (101) Он для всех опасен нас, называют его... (Газ)
5. Конкурс «Опасная ситуация».
Представьте себе, что у вас горит квартира, а именно — возгорание произошло в комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Прежде чем вам представится такая возможность, ознакомьтесь с планом или с вопросами, на которые вам нужно будет ответить в своем звонке.
1. Адрес.
2. Объект (что горит — квартира, склад, школа...).
3. Что горит (что конкретно горит в квартире, школе...).
4. Номер дома.
5. Номер квартиры.
6. Какой этаж. Сколько этажей в здании.
7. Есть ли опасность для людей.
8. Фамилия.
9. Телефон.
6. Рассказ учителя.
На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.
Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома - помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.
Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «101». Если ты живешь в современном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают - 101.
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
7. Памятка «Чтобы не было пожара»:
1. Никогда и нигде не играй со спичками и зажигалками.
2. Самостоятельно не зажигай газовую плиту или печь.
3. Не оставляй без присмотра включенный утюг или чайник.
4. Не играй с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
5. В лесу не разжигай костер без взрослых. Уходя, обязательно потуши его.
-Ребята, чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
8. Игра «Это –я, это- я, это все мои друзья!»
Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От огня?
(Это - я, это - я, это все мои друзья!)
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
(молчат)
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
(Это - я, Это - я, это все мои друзья!)
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол-
Еле сам живой ушёл?
(молчат)
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
(Это - я, это - я, это все мои друзья!)
Так какой же вывод можно сделать из всего услышанного?
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить нельзя!