СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Наши древние предки славяне" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Наши древние предки славяне" 3 класс»

Разработка классного часа для 1-4 класса на тему «Наши древние предки – славяне»

Цели: знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение словарного запаса детей; воспитание любви к Отчизне, к своему народу, чувства гордости за него.

Оборудование: слайды по теме; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит спокойная музыка. Дети по очереди читают наизусть стихотворение И. Никитина «Русь».

Дети.

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям, в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Широко ты,

Русь,

РЕКЛАМА

oralsept.ru

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

У тебя ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

Воля смелая?

У тебя ли нет

Про запас казны,

Для друзей стола,

Меча недругу?

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя.

Назвать матерью.

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

Учитель. Вы любите, дети, слушать чудные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах? Но, наверное, вам еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т. е. сущую правду? Послушайте же, какие сообщения к сегодняшней нашей беседе о делах ваших предков подготовили ваши друзья.

Выступления учеников сопровождаются показом слайдов с изображениями того, о чем говорится в тексте.

Ученик 1. В старину и в Отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Санкт-Петербург и Москва. Там, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где мы так весело бегаем в тени прохладных садов, некогда видны были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки. Местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Какое прекрасное название, не правда ли? Наверное, и самые маленькие понимают, что значит слава, от слова этого и произошло название «славяне».

Ученик 2. Славяне старались доказать, что недаром их зовут так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу. Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, то да будет мне стыдно!» — и всегда исполняли обещанное... Так храбры, что и отдаленные народы боялись их... Так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен.

Ученик 3. Славяне разделялись на разные племена. У северных, или новгородских, славян не было государя. Они почитали своим начальником того, кто более всех отличался на войне. Поэтому они любили войну и все с нею связанное. На поле, где они сражались и потом торжествовали победу или оплакивали славную смерть погибших товарищей, можно было всего лучше видеть истинный характер славян.

Ученик 4. Жаль, что до нас не дошли песни, которые пели наши предки. Мы так хорошо узнали бы тогда самих славян, потому что в народных песнях выражается народ. Но я прочитаю несколько строк, из которых мы получим понятие о славянах. Это отрывок из стихотворения В.А. Жуковского «Песнь барда над гробом славян-победителей».

Ударь во звонкий щит! стекитесь, ополченны!

Умолкла брань — враги утихли расточенны!

Лишь пар над пеплом сел густой,

Лишь волк, сокрытый нощи мглой.

Очами блещущий, бежит на лов обильный.

Зажжем костер дубов; изройте ров могильный!

Сложите на щиты поверженных во прах.

Да холм вещает здесь векам о бранных днях,

Да камень здесь хранит могущих след священной!

Учитель. А теперь давайте проведем словарную работу. Расскажите, что вы знаете об этих малознакомых словах. Какое объяснение могли бы им дать?

• Племена —... (объединение людей, связанных родовыми отношениями общим языком и территорией).

• Поляне — ... (согласно летописи «те, кто в полях жили»).

• Дреговичи — ... (племя, получившее название от славянского слова «дрегва», что означало болото, непрочная зыбкая сырая земля).

• Кривичи — ... (племена, которые жили в местах неровных, с лесами и болотами).

• Радимичи — ... (союз восьми славянских племен, которые породнились между собой).

Учитель. Ребята, а как вы думаете, откуда и как ученые узнают, как жили люди раньше, много веков тому назад?

Ответы детей, обсуждение.

Учитель. В чем была особенность склада ума славян и их характера? Какая черта характера предков русского народа является национальной гордостью в наши дни?

Ответы детей, обсуждение.

Учитель. А теперь давайте вспомним пословицы, в которых отражены черты характера русского человека, которые присущи были славянам. (Примерные ответы. О патриотизме: «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей», «Родина — мать, умей за нее постоять». О смелости: «Где смелость, там и победа», «Храбрость города берет». О дружбе: «Все за одного, один за всех». О трудолюбии: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Землю солнце красит, а человека — труд»)

Учитель. А что, на ваш взгляд, в современном русском человеке можно отметить как славянские черты характера, славянские черты внешности, славянские манеры?

Ответы детей, обсуждение.

Учитель. Что, по вашему мнению, нужно знать детям о прошлом нашей Родины?

Ответы детей, обсуждение.

Учитель. А теперь, в заключение нашей с вами беседы, предлагаю вам, ребята, сыграть в русскую народную игру «Колечко». Эту игру очень любили на Руси.

Сев в кружок, дети выбирают ведущего и угадывающего. Ведущий, держа между сложенными вместе ладонями колечко, должен передать его одному из игроков так, чтобы угадывающий не понял кому. Игроки все сидят также сложив ладони вместе. Ведущий подходит и как бы передает колечко каждому игроку, а на самом деле - одному. После этого угадывающий называет игрока, которому, по его мнению, было это колечко передано. Если угадал - угадывающим становится этот игрок. Если нет - исполняет желание того, на которого он указал.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!