Классный час
Тема: Насилие в семье.
Цели:
Выявить морально-этические установки подрастающего поколения по отношению к практике насилия в семье.
Определить возможные личностные позиции воспитанников в ситуациях совершения насилия.
Исследовать степень готовности подростков обращаться за помощью в специальные учреждения.
Выявить возможные варианты решения проблемы жестокого обращения в семье.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход занятия
1.Просмотр видеороликов о домашнем насилии.
2.Формулирование учащимися темы и целей занятия.
СЛАЙД 1. Тема занятия.
3.СЛАЙД 2. Эпиграф: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (Л.Н.Толстой). Обсуждение.
4.Беседа. Учащиеся формулируют термин «насилие».
СЛАЙД 3: «насилие» в психологии.
Психологическое насилие, также эмоциональное или моральное насилие — это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, в том числе тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому расстройству.
СЛАЙД 4: «насилие» по определению ВОЗ (Всемирной Организации здравоохранения).
Наси́лие, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
СЛАЙД 5: «насилие» в УК.
Насилие в уголовном праве - это, по общему правилу, активная форма поведения. Насилие выражается в совершении различных действий: нанесении ударов, побоев, ранений, толкании, заламывании или выкручивании рук, сдавливании частей тела, защемлении кожи, вырывании волос, душении жертвы, истязании, пытке и т.д.
5.Беседа о классификации насилия.
СЛАЙД 6: Виды насилия в семье.
-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (угрозы, оскорбления, неприятие, унижения и др.)
-ФИЗИЧЕСКОЕ
-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
-СЕКСУАЛЬНОЕ
6. Беседа о причинах возникновения домашнего насилия.
СЛАЙДЫ 7-8. Фото.
- Почему возникает насилие в семье? (детская психологическая травма, образец поведения в семье, алкоголь, наркозависимость, психические расстройства, неумение общаться, решать конфликты мирным путём и т.д.)
-Как оправдывают свою агрессию насильники? (Она мне сказала…., Они меня раздражают…, Не дала денег…. и т.д.)
- Каковы формы борьбы с насилием? (профилактика, огласка, обращение в полицию, к психологу).
-Жить в обществе – это ежедневный труд, работа над собой.
7.Ролевая игра.
Трое учащихся представляют семью (мать, отец, ребёнок). Ситуация из повседневной жизни: мать просит ребёнка убрать у себя в комнате, а ребёнок собирается идти гулять, его на улице уже ждут друзья. Мать не уступает, ребёнок тоже. Конфликт нарастает.
Остановка игры: как решить конфликт, чтобы не дошло до насилия? Какова роль отца в конфликте? (учащиеся предлагают пути решения).
8.Беседа. Почему женщины часто терпят домашнее насилие, а мужчины часто проявляют агрессию? Психологи утверждают, что все наши проблемы берут начало в раннем детстве. Что мы помним из нашего детства? Чем занимались? (играли, читали сказки, общались с мамами и бабушками и т.д.). Я предлагаю вам вспомнить сказки, которые нам читали в детстве. Присутствуют ли там сцены насилия? Начнём с девочек.
СЛАЙДЫ 9, 10, 11: «Золушка», «Белоснежка», «Красная Шапочка».
СЛАЙДЫ 12, 13, 14: «Приключения Тома Сойера», «Робинзон Крузо», «Остров сокровищ».
Обсуждение.
9.Беседа. В классической литературе, с которой вы знакомитесь в школе, тоже можно обнаружить произведения, в которых совершаются различные формы насилия. Давайте вспомним эти произведения.
СЛАЙД 15: Троекуров («Дубровский». А.С.Пушкин)
СЛАЙД 16:Стива Облонский («Анна Каренина». Л.Н.Толстой)
СЛАЙД 17: Рогожин («Идиот». Ф.М.Достоевский)
СЛАЙД 18: Порфирий Головлёв («Господа Головлёвы». М.Е.Салтыков-Щедрин)
Для чего мы читаем литературу? У каждого из нас своя жизнь, мы не можем оказаться во всех ситуациях одновременно, мы можем их сыграть или узнать из литературы и кино, задаём себе вопросы : «А что сделал бы я в этой ситуации? Как поступил бы?». Мы сочувствуем героям, проектируем пути разрешения проблем и конфликтов – одним словом, учимся жить в этом мире.
10.Беседа. Поколения уходят, но оставляют нам своё наследие в литературе, музыке, живописи, научных открытиях и т.д. Наши далёкие предки тоже смогли, не умея писать, «связаться» с нами посредством …фольклора. И как выясняется, у них были такие же проблемы – и трудности с воспитанием, и примеры насилия в семье, и многие другие. Проанализируем пословицы и поговорки.
СЛАЙД 19:
Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
Наказывать легче, воспитывать труднее.
Хороший пример – наилучшая проповедь.
Верная указка — не кулак, а ласка.
Побои мучат, а не учат.
СЛАЙД 20:
Водила за ручку — получила белоручку.
Без строгости и щенка не вырастишь.
Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.
Хорошая порка еще никому не помешала.
Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
11. Возврат к словам эпиграфа. Пока взрослые решают, как воспитывать детей, какие наказания применять за насилие в любой форме, вы тем временем растёте и формируете своё отношение к миру, своё сознание, гражданскую позицию. Я желаю вам расти в счастливой семье, пусть «одинаковой», как сказал Лев Толстой, а не в несчастливой «по-своему».