СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Непобедимый Суворов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Непобедимый Суворов"»


Филиал «Тумская СОШ №3»

«Спиринская ООШ»

Классный час «Непобедимый Суворов»

для учащихся 5-6 классов.

Подготовила мероприятие

учительI квалификационной категории

Катюхина Е.В.

Цель и задачи урока:

Познакомить с жизнью, деятельностью и военными подвигами А.В. Суворова.

Развивать внимание, интерес к истории страны, отдельным личностям.

Воспитывать интерес к военной профессии, военному делу.

Расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор

2.Компьютер

3. Портрет А.В. Суворова

4. Книги о Суворове

5.Цитаты для учащихся.

Организационный момент.

Слайд № 1-3–Настроение у вас отличное?

Ну, а улыбка-дело привычное.

Пожелаем друг другу добра.

Наш урок начинать пора!

Учитель. В истории нашего государства было немало великих людей: учёных, писателей, полководцев. Любит помнит наш народ своих героев. Сегодня мы будем говорить о великом русском воине- Александре Васильевиче Суворове.  Имя Суворова принадлежит нашему народу. В служении России он видел главное предначертание своей жизни. «Оставляю своё доброе имя - современникам и потомству» - писал Суворов. Прошли годы, но имя генералиссимуса Суворова произносится россиянами с полным уважением и любовью, он истинный народный герой, военный гений, честь и слава России.

Не в броню облечён, не на холму высоком

Он брань кровавую, спокойным мерил оком.

В рубахе, в шишаке, пред войсками верхом

Как молния сверкал и поражал как гром.

На сцену выходят два юноши:

-Дедушка Прохор, расскажи, как ты с Суворовым воевал.

-Да, давно это было, да и рассказывал уже.

-Ну расскажи, расскажи…

-Ну, садись, слушай. Когда я попал в денщики к Суворову - обрадовался. Не надо, думаю, рано вставать. Никаких ротных занятий, никакого режима. Однако уже в первый же день трясет меня в 4 утра Суворов и говорит «Вставай, добрый молодец. Долгий сон не товарищ русскому богатырю». Встал я, а тут новая неприятность. Приказал фельдмаршал притащить ведро воды холодной и стал обливаться. Натирает Суворов себе грудь и шею и спину и мне приказывает. Ёжусь яснепривычки, аж вскрикиваю от холода. А он мне: «В здоровом теле – здоровый дух».

-Ух ты!

-А накануне русско-турецкой войны принялся Суворов турецкий язык изучать и меня заставил.

-А зачем тебе басурманская речь?

-Как - зачем! Турки войну готовят. С турками воевать. И засел я тоже за турецкий букварь. Потел, бедняга. До седьмого пота.

-Выучил?

-Нельзя было не выучить. Стыдно перед фельдмаршалом.


Рождение Суворова.

Слайд 3Александр Васильевич Суворов – великий русский

полководец. Вся его жизнь прошла в боях и походах. Великим полководцем он стал позже, а что же было сначала? Откуда он родом, и что помогло стать ему таким храбрым воином, расскажут нам наши ребята.


Рассказ ученика.Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года и был сыном русского дворянина, поручика лейб-гвардии Преображенского полка Василия Ивановича Суворова. Наречен он был Александром в честь св. Александра Невского. Отец много рассказывал сыну о военных сражени­ях. Особенно любил мальчик слушать о царе Петре и о войне со шведами. С детства будущий полководец отличался невероятным интересом к военному делу, он рисовал карты, ставил флажки, изображая наступление на армии противника, мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. «Ну где же тебе быть военным – смеялся над ним отец – Ты и ружья не поднимешь!» Слова отца огорчали Суворова, но сдаваться он не собирался.


Рассказ 2 ученика.

Слайд 4 Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет лёгкую шубу и целый день проводит на улице. Наступит весна. Только вскроются реки, ещё никто и не думает купаться, а Суворов – бух в студёную воду.    Купался в студеной воде, скакал подолгу на коне, занимался физическими упражнениями, спал, даже в холодное время года, накрывшись простынёй.


Рассказ ученика.

Слайд 5 В 12 лет Суворов одерживает первую в своей жизни победу – победу над отцовским неверием в его предназначение.
Говорят, что было это так. В гости к Суворовым зашел друг отца генерал Ганнибал. Он был поражен желанием Саши, его начитанностью не по годам книг из отцовской библиотеки, самых серьезных, на разных языках. Генерал убедил своего старого товарища Василия Ивановича Суворова записать его сына солдатом в Семеновский полк.


Армейская жизнь.Рассказ ученика.

Слайд 6 Поступив в полк, он тотчас же сделался настоящим солдатом. Учился с увлечением, знакомился с военными науками во всех подробностях. Все свои обязанности и поручения исполнял с величайшей точностью. Суворов был образцом для всех. Он закалял свое тело, укреплял здоровье, и, будучи с виду тщедушным и хилым, лучше других переносил усталость, голод, ненастье и всякие лишения.

В свободную от боёв минуту читал, изучал иностранные языки.


Слайд 7 Отношение к солдату.

Рассказ ученика.

Суворов любил и уважал солдат. Часто дружески с ними беседовал, шутил.

Мне солдат дороже себя”- так любил говорить Суворов. Александр Васильевич воспитывал войска в духе наступательной тактики, большое внимание уделял обучению солдат профессиональным навыкам и постоянно заботился о моральном духе войск. Суворов, по словам Дениса Давыдова, «положил руку на сердце солдата и изучил его биение».






Учитель: Зачитывает отрывок из книги«Твой есмь аз Суворов», Марии Жуковой, дочери маршала Г.К. Жукова. «…Один из сослуживцев -офицеров вспоминал:» Этот человек таков, что как глянет на человека с солдатским сердцем, то и покорит на век. Он и говорит, и ходит,и смотрим, и ест, и пьёт не так, как другие люди. Последняя рубаха, последний кусок пополам с нами. Ему ничего не надобно, говорит он, был бы солдат доволен» …».

Недаром солдаты платили ему любовью. Всю жизнь Суворов отдал служению России. Он говорил: «Горжусь, что я русский!.. Потомство мое, прошу брать мой пример … до издыхания быть верным Отчеству».

Учитель Обращаясь к солдатам, он называл их Русскими Богатырями, а они его – Отцом - Батюшкой.

Генералиссимус, граф Рымникский, князь Италийский, вот до каких званий и титулов дослужился Суворов, а ведь начинал он свою службу простым капралом. Для детей дворян это было невиданным делом, многие из них приходили в армию офицерами. За каждым титулом Суворова стояла громкая победа, а за каждой победой- любовь солдат к своему полководцу. Для Александра Васильевича был дорог каждый, и о рядовом он заботился не меньше, чем о полковнике, или генерале. А потому, сохранилось о нем немало солдатских историй.

Слайд 8 Одну их них мне хочется вам прочитать. Эту историю написал писатель Сергей Алексеев и называется она«Медаль».

Не ошибся Александр Васильевич, в следующем бою гренадер Кузьма Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил медаль и великую славу. В истории эта битва была при реке Рымник. Именно за эту победу Суворов получил титул графа Рымникского.

Вопросы по содержанию.

О чем же эта история? (о добром отношении и терпении , которое проявил полководец, именно это помогло солдату стать настоящим героем и заслуженно получить свою награду).

Почему Суворов не обличил солдата в трусости? ( Он проявил великую мудрость. Имя которой- Любовь).

Учитель При жизни Суворова толпы людей специально приезжали издалека, чтобы только взглянуть на выдающегося полководца, ставшего героем эпохи. За всю жизнь Суворов выиграл более 60 сражений и не потерпел ни одного поражения! Причем все они были выиграны при численном превосходстве неприятеля. Суворов часто выставлял себя чудаком и шутником, так он указывал на глупость и праздное времяпровождение людей. Считал, что время дорого, хотя часов никогда не имел. Говорил, что солдат должен сам знать когда ему вставать, когда ложится, а когда в атаку идти. Часто сигналом к началу военных действий был петушиный крик. Никто не знал время наступления, только один Суворов.

Сегодня мы не только познакомимся с жизнью, деятельностью и военными подвигами А.В. Суворова, но и немножко поучаствуем в 2х из них. Когда вы услышите Петушиный крик, знайте это сигнал к началу военной подготовки.






Слайд 9 Рассказ ученика.

Во второй половине 18 века Россия вела долгие войны с Турцией, которая захватила северные берега Чёрного моря и Крым. Турецкие войска часто совершали опустошительные набеги на южные окраины России. Суворов одерживал победу за победой в сражениях с турками. Продвижению русских войск мешала турецкая крепость Измаил, которая находилась в устье реки Дунай. Никто из генералов не мог решиться на её штурм, т. к. в ней были сосредоточены крупные силы врага.

Крепость Измаил считалась неприступной, вокруг неё был выкопан ров шириной 12 м и глубиной 10 метров, окружён валом 10 м высоты. На валу установлены более 200 орудий.


Слайд 10 Рассказ ученика.Перед штурмом Измаила Суворов объезжал полки, беседовал с солдатами и, не скрывая от них сложности предстоящего дела, говорил: Валы Измаила высоки, рвы глубоки, а все-таки нам надо его взять»

Суворов велел построить укрепления, подобные израильским и обучал солдат по ночам преодолевать глубокий ров. Очень уставали солдаты, но Суворов любил повторять: “Тяжело в ученье - легко в бою”. Не зря учились солдаты. Они действовали быстро и слаженно и, несмотря на сопротивление, овладели городом.

Сдайд 11 Перед штурмом, чтобы избежать напрасных жертв, коменданту и другим военачальникам в Измаиле 7 декабря было послано письмо с требованием капитуляции гарнизона. Комендант гордо ответил:«Скорее небо обрушиться на землю, чем сдастся Измаил». ». А Суворов свое боевое задание выполнил. Ожесточенный бой внутри крепости продолжался пять с половиной часов. Он окончился в пользу русских. Из 35-тысячного турецкого гарнизона 26 тысяч пали в бою. В русской армии погибло 4 тысячи человек.


Слайд № 12– Измаил(Просмотр видео)

Учитель: Зачитывает отрывок из книги «Твой есмь аз Суворов» «…Штурм Измаила был поистине торжеством русского военного искусства. Крепость считалась неприступной. Сами участники штурма, глядя после, при дневном свете, куда им приходилось ночью взбираться, сами не верили. Императрица писала. что другого подобного штурма в летописях военных она не знала. Турки, никак не ожидавшие взятие Измаила, впали в неописуемый ужас и оцепенение. Сам Суворов признался, что на такой штурм можно «пускаться только раз в жизни».

Слайд 13 Физ-минутка «Петушиный крик». Песню запевай,..

Песня «Учил Суворов» Музыка: А. Новиков Слова: В. Левашов в исполнении солистов школьного хора мальчиков.


Слайд 14 Учитель Последний, Швейцарский поход Суворова назвали "чудом военной истории".

После серии блестящих побед в Италии, Суворов получил приказание двинуться в Швейцарию, чтобы соединиться с корпусом другой русской армии. Суворов выбрал самый короткий путь - через горный перевал Сен-Готард, занятый французами.

Слайд 15 видео принятии решения Суворовым..

В районе перевала было узкое ущелье, где французы попытались остановить продвижение суворовской армии. Они разрушили Чёртов мост, который перекинулся над ущельем на высоте 22-23 метра. Но русские солдаты под огнём врага сумели исправить мост, связав подрубленные сваи своими поясами.

Слайд16 – 17 Просмотр видео Проход через Чертов мост)



Слайд 18 Учитель. Посмотрите на картину В. Сурикова "Переход Суворова через Альпы".На этой картине изображён Суворов и его солдаты, которые спускаются с горки. Но это не простые горки, это были грозные Альпы - неприступные скалы, ледники, обрывы, водопады, пропасти. Местные жители утверждали, что в это время многие перевалы непроходимы, но Суворов говорил: "Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат. Там, где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат».Чтобы выйти из окружения, солдатам приходилось иногда идти по пояс в снегу, всю артиллерию пришлось бросить, армия несла большие потери. Но Суворов поддерживал боевой дух в своих солдатах. Он говорил: "Мы русские, мы всё одолеем!" И русским удалось вырваться из вражеского кольца и даже привести с собой пленных. Вся Европа дивилась стойкости и храбрости русских солдат!


Слайд 18 Рассказ ученика.Прорвавшись через перевал, Суворов обнаружил, что союзники-австрийцы обманули его: ни продовольствия, ни вьючных животных русским не предоставили. 20-тысячная армия Суворова оказалась в горной ловушке. Со всех сторон её окружала 80-тысячная армия французов. У Суворова был только один выход - двигаться вперёд, иначе - неминуемая смерть в горах. И суворовское войско совершило ставший легендарным переход через Альпы.

По черным скалам стлался дым.

Уж третий час, как батальоны

Вслед за фельдмаршалом своим

Карабкались по горным склонам.

Скользили ноги лошадей.

Вьюки и люди вниз летели.

Француз на выбор бил.

Потери -давно за тысячу людей.


Слайд 19.

Тяжёлый переход не прошёл даром для 70-летнего Суворова. Он заболел.

Заболевшего в Альпах Суворова привезли в Петербург, где он узнал, что ему присвоено звание генералиссимуса. В мае 1800 года оборвалась жизнь А.В.Суворова - полководца, не проигравшего ни одного сражения.

Александр Васильевич Суворов, великий полководец, князь Италийский, граф Рымникский, генералиссимус, генерал-фельдмаршал. * Обладатель всех русских военных орденов того времени, а также многих иностранных наград.


Слайд 20 Похоронен А.В. Суворов в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры. На белой мраморной плите только 3 слова огромными медными буквами: "Здесь лежит Суворов".  

С годами сердце жаждет простоты,
Побольше дел, поменьше разговоров.
Вот я стою у каменной плиты
С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».
Ни мрамора, ни бронзы рядом нет.
Цветы и те глядят чуть-чуть сурово.
Как много надо одержать побед,
Чтоб так звучали три негромких слова!
Когда хватают славу на лету,
Когда о титулах заводят споры,
Я вспоминаю серую плиту
С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».


Слайд 21 Видео Одно из высказываний А В. Суворова, обращенное к П.И. Банратиону.

Работа с текстом цитат (работа в парах)-

Слайд 22 Ученикам предлагается ознакомиться цитатами и высказываниями А.В. Суворова. Цитаты . Проверь себя

Слайд23.Все свои военные знания и опыт Суворов поместил в книге «Наука побеждать». В ней даны три главные правила победы: глазомер, быстрота, натиск. Глазомер – это точное изучение обстановки. Быстрота означала быстрое и незаметное продвижение войск. Под натиском Суворов подразумевал внезапное и стремительное нападение на врага.

Слайд 26

Суворов был первым человеком, в честь которого в России был основан мемориальный музей. Не стало Суворова, но слава о нём живёт и в наши дни.Свято чтут русские люди память о великом полководце. В Москве есть Суворовское училище, где готовят офицеров для русской армии. А в Великую Отечественную войну (1942) был учреждён орден Суворова трёх степеней.

Итог урока.

Подошёл наш урок к завершению.

-Узнали вы кто такой Суворов?

- Каким был А.В. Суворов?

- Почему так названа тема нашего урока - “Непобедимый Суворов”?

- Как называлась военная наука Суворова?

- Что полезного вы узнали для себя?

- Чему хотели бы поучиться у великого полководца?


Звучит Петушиный крик. Ребята встают.

Учитель: «Вы все молодцы, активно работали на уроке.Всем вам желаю учиться по-суворовски , добиться хороших и отличных результатов в учебе и в дальнейшей жизни».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!