СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «О бизнесе и великих бизнесменах»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час «О бизнесе и великих бизнесменах»»

Классный час

Тема: «О бизнесе и великих бизнесменах»

Цели:

  • показать студентам возможные пути к успеху и жизненному процветанию на конкретных биографиях знаменитых людей;

  • пробудить у ребят желание анализировать свои возможности и не бояться ставить перед собой «высокие планки» жизненных целей;

  • обсудить понятия «трудоголизм» и одержимость в работе, как средство реализации поставленной цели.

Форма проведения:

Информационно-познавательная беседа.

Подготовка:

  1. Организовать группу студентов по изучению биографического материала.

  2. Поручить написать доклады, сообщения на тему: «Мой идеал бизнесмена».

  3. Выбрать ведущих.

  4. Подготовить докладчиков.

  5. Пригласить гостей.

Ведущий: Разрешите поприветствовать присутствующих.

Ведущая: И наших гостей.

Ведущий: Думаю, в каждом человеке есть доля доброго тщеславия, которая формирует и движет его жизненные установки.

Ведущая: А это, в свою очередь, помогает выбрать определенную цель в жизни.

Ведущий: Ребята, мы обсуждали вопросы — как познать себя? Как экономить свое время?

Ведущая: Как сделать карьеру? Но это были в основном теоретические знания.

Ведущий: Всем известно, что человеку трудно учиться на чужих ошибках, обычно он делает свои, а потом узнает, что все это было с другими.

Ведущая: И все-таки мы попытаемся привести примеры жизненного пути некоторых знаменитых людей.

Ведущий: Чтобы понять, как они пришли к успеху.

Ведущая: Чтобы взять для себя хотя бы крупицу их опы­та, который поможет нам в осуществлении наших жизнен­ных планов.

Ведущие приглашают для выступления докладчиков.

Часть первая БИОГРАФИЯ ЖИЛЛЕТТА

1-й студент: Кинг Кемп Жиллетт не просто придумал и «раскрутил» безопасную бритву. Он привил покупателям но­вую культуру потребления — когда вещь после использова­ния просто выбрасывается, а не служит годами. Он придумал новую идеологию, открыл эпоху одноразовых носовых плат­ков, зажигалок, стаканчиков и тарелок. Блестящая идея, ко­торая приносит свои плоды до сих пор. Каждый год идейные последователи Жиллетта осваивают новые сферы производ­ства, делая мир вещей все более одноразовым.

2-й студент: Однажды летним утром далекого 1895 г. он посмотрел в зеркало на свою заросшую физиономию, и из его уст вырвалось сокрушенное негодование. Мужчины все оди­наково ненавидят процедуру утреннего бритья. В особенности тупой бритвой.

3-й студент: На этот раз исполнителем традиционной арии был 40-летний агент по продажам Кинг Кемп Жиллетт, ус­пешный распространитель бутылочных пробок нового типа.

Однако всю жизнь Жиллетта манили иные берега. Он ме 1тал что-то изобрести. Что-то такое простое и прекрасное.

С мечтой по жизни

4-й студент: Он родился и вырос в провинциальном горо­дишке со звучным названием Fond du Lac (Озерная Глубь), в штате Висконсин. Здесь от всего веяло замшелостью и основа­тельностью. Неторопливая жизнь, патриархальные устои, се­рьезные бородатые лица, долгие зимние вечера. Это было не для него. Как, впрочем, и не для его отца, от которого он унаследовал живость ума и немалое самолюбие. Чтобы заняться бизнесом и дать сыну образование, отец Жиллетта перевез се­мью в Чикаго: «Большой город — большие возможности», — говаривал он.

5-й студент: Там Жиллетт-старший открыл мастерскую по ремонту и обслуживанию швейных машин. Она приносила неплохой доход, и это внушало надежды на лучшее. Все рух­нуло из-за Чикагского пожара 1871 г. — легендарной катаст­рофы американской истории, которая смешала карты и пере­плавила многие судьбы. Мастерская сгорела, а с ней и все дело. Вскоре отец запил, и Кингу пришлось взять содержаны* семьи на себя.

1-й студент: Работу он нашел быстро. Небольшая компа­ния по продаже бытовых мелочей — от зубочисток до мыла -приняла улыбчивого и энергичного юношу на должность тор­гового агента. Продавать Кинг умел и быстро завоевал репу­тацию перспективного работника. Он разъезжал с товаром не только по американским просторам, но освоил и Англию, про­рубив компании, на которую честно трудился, окно в Европу. Но детская мечта сделаться изобретателем не оставляла его. Время только подстегивало его страсть: конец прошлого века был эпохой изобретений — телефон и радио, электрические лампочки и автомобили.

2-й студент: В 1891 г. мистер Жиллетт переехал в Балти­мор и устроился на новую работу в фирме Baltimore Seal Company, производившей штопоры и пробки. Он подружился с Уильямом Пойнтером, изобретателем штопора и л: ^нной крышки с внутренней пробковой прокладкой. В первое же воскресенье месяца тот пригласил Кинга на обед. Вскоре вос­кресные обеды сделались регулярными — приятели обсуждали инженерные новинки, фантазировали от души. На одном из обедов Пейнтер заметил: «Кинг, ты вот все хочешь изобре­сти что-нибудь эдакое. А знаешь, что мне пришло в голову? Ведь, может быть, главная прелесть моей пробки в ее деше­визне и недолговечности. Открыл бутылку, пару раз закрутил туда-сюда, и все — на помойку. Подумай!»

3-й студент: Эта мысль Кингу понравилась. От нее веяло новизной. Он много раз говорил о том, что пора отбросить амбиции изобретателей прошлых веков, которые претендова­ли на вечность. Он искренне считал, что надо быть проще. Сказано — сделано. Сделано — использовано. Использовано — выброшено. Очень в духе времени. Идеологии и вдохновения хватало, но требовался научный подход. Квинтэссенцией ра­ционального метода казался словарь.

4-й студент: По вечерам Кинг мечтательно листал словарь, вчитываясь в каждое слово, обозначающее предмет. «Суще­ствительное» — всплыло что-то из недр школьного детства. «А» — алмаз, чтоб стекла резать. Нет, такая штука уже есть. «Б» — бутылка, пробками для которой я торгую. «В» — вело­сипед. Чего ради я на старости лет собрался изобретать вело­сипед? Он зевнул и закрыл словарь.

Эврика!

5-й студент: А на следующее утро... 20 лет спустя он так вспоминал это утро: «Я взглянул в зеркало и, начав бриться, тут же обнаружил, что моя бритва безнадежно тупа. Она была не просто тупа, а именно безнадежно. Заточить ее самому мне было не под силу. Нужно было идти к парикмахеру или в точильную мастерскую. Я стоял, растерянно глядя на бритву, и вот тут-то в моей голове и родилась идея. Или картина. Не знаю. Во всяком случае, я точно знаю, что в этот миг и роди­лась жилеттовская бритва. Я увидел ее целиком, в одну се­кунду задал себе десятки вопросов и ответил на каждый из них. Все происходило быстро, как во сне, и напоминало ско­рее откровение, чем рациональное размышление».

1-й студент: Американские бритвы конца 90-х годов почти в точности повторяли, как это. ни удивительно, свой древне­египетский прототип. Они состояли из лезвия, задняя часть которого крепилась к ручке и была намертво впаяна в нее.

2-й студент: Идея Жиллетта состояла в том, что задняя часть не нужна. Достаточно заточить тонкую полоску стали с двух сторон и закрепить ее в простом съемном горизонталь­ном держателе, который, в свою очередь, прикреплялся бы к ручке перпендикулярно. Как только лезвие тупилось, его мож­но было выкинуть и вставить новое. Конструкция была пре­дельно проста.

3-й студент: Жиллетт писал: «Я стоял и улыбался как послед­ний дурак. Собственно, я и был дураком. Я ничего не понимал в бритвах, а в свойствах стали разбирался и того меньше».

Воплощение идеи в реальность...

4-й студент: «Готово. Наше будущее обеспечено», — напи­сал он жене, гостившей у родственников в Огайо. И как все­гда поспешил.

Потребовалось 11 лет проб и ошибок, прежде чем изобре­тение принесло хоть цент. Но Кинг об этом пока не знал.

5-й студент: Окрыленный идеей изобретения, Кинг влетел в ближайший хозяйственный магазин, купил там моток сталь­ной ленты для изготовления часовых пружин, простейшие ин­струменты и чертежную бумагу. Со всем этим он отправился домой и через неделю явил свету первую бритву с одноразовы­ми лезвиями. На смену борьбе за долговечность лезвия при­шла борьба за дешевизну. Кинг был уверен в успехе своего предприятия. Ведь моток ленты стоил всего 16 центов за фунт, а из фунта, по его подсчетам, должно было получаться 500 лезвий.

1-й студент: «Не получив технического образования, я и не подозревал, что мне требовалась сталь особого качества, значительно более дорогостоящая, чем та, с которой я начал свои эксперименты». Но Кинг буквально помешался на своей идее, изготовляя все новые и новые модификации бритвы. За последующие 8 лет опытов, в изнурительной борьбе за деше­визну лезвия он истратил более 25 тыс. долларов. Он почти ни с кем не виделся и целыми днями просиживал в лаборато­рии или над чертежами.

2-й студент: Нужна была тонкая, прочная и при этом де­шевая сталь. Специалисты, к которым он обращался, совето­вали бросить бессмысленные поиски. Закалить стальную по­лоску такой толщины — все равно, что пытаться сшить пла­тье из нитки. Но он не отступал.

3-й студент: Дело сдвинулось с мертвой точки в 1900-м, когда за техническое воплощение жилеттовской идеи взялся Уильям Никерсон, выпускник Массачусетского технологичес­кого института. Никерсон разработал технологию укрепления и заточки стальной ленты. Еще несколько месяцев работы — и решение найдено. Жиллетт закончил разработку оконча­тельной модели.

4-й студент: Когда он наконец выполз из своего доброволь­ного заточения, друзья подняли его на смех: «Ты, приятель, совсем одичал; Ты хоть в зеркало-то себя видел? Изобрел брит­ву, а сам зарос, будто в лесу живешь».

Он не обиделся, а принял к сведению. Он уже сам об этом думал. Беда была в том, что, как на грех, бороды снова стали входить в моду. Первыми начали носить бороду представите­ли королевских фамилий Европы, а затем волна докатилась и до Америки. Переломить моду не удастся, но ведь возможен компромисс.

5-й студент: Усы — чем не компромисс? Так появились те самые знаменитые жилеттовские усы, которые стали фирмен­ным знаком компании. Но в их волшебную силу не верили еще ни сам обладатель усов, ни те, кому он пытался предло­жить свое изобретение. Друзья шутили, а инвесторы и инже­неры оставались равнодушны и в ус не дули.

Этапы успеха

1-й студент: И все же в 1901 г. Жиллетту удалось убедить нескольких друзей вложить в дело небольшие суммы в каче­стве первоначального капитала. Набрав 5 тыс. долларов, он получил патент на свое изобретение и открыл фирму. Первые одноразовые бритвы появились на рынке в 1903-м. В этом году удалось продать 51 бритву и 168 лезвий. В следующем — 91 тыс. бритв и 123 тыс. лезвий. К 1908-му объем продаж превысил 13 млн долларов.

2-й студент: Во время первой мировой войны мода на боро­ды, разумеется, сошла на нет, и спрос на бритвы резко вырос. Наступил звездный час Жиллетта. Военное время и походные условия требовали упрощенного быта. Одноразовые бритвы были весьма кстати. Они решали сразу множество проблем: были дешевы, просты в обращении, не требовали ухода и, будучи одноразовыми, гарантировали гигиеничность. Жиллет товские бритвы начали расходиться в небывалых количествах. К 1917 г. ежегодно продавался 1 млн бритв и 120 млн лезвий.

3-й студент: Война закончилась, а привычка бриться само­стоятельно осталась. Наступил 1921 год. 20-летний срок пер­воначального эксклюзивного патента истекал, а это означало, что на следующий же день после его окончания любая компа­ния могла выбросить на рынок одноразовые бритвы и соста­вить Жиллетту конкуренцию. «Разведка» доносила, что не­сколько производителей готовы выпускать дешевую имита­цию жилеттовских бритв. Судьба компании висела на волос­ке. За шесть месяцев до истечения срока патента Жиллетт разработал и выпустил новую модель ценой 1 доллар за шту­ку (предыдущие стоили от 5 долларов). В тот год доход ком­пании был рекордным.

4-й студент: К 1930 г. компания Gillette слилась с основ­ным конкурентом.

Вплоть до начала второй мировой войны она продолжала расширяться. В моду вошла бритва, в которой лезвие было вставлено в цельный пластмассовый корпус. После использо­вания ее выбрасывали всю, а не только лезвие. Кроме того, . компания стала производить бритвенные аксессуары и кремы для бритья.

5-й студент: В 1947 г., уже после смерти изобретателя (он умер в 1932 году), одноразовая бритва пережила второе рож­дение. На смену привычным, завернутым в промасленную бумагу отдельным лезвиям пришли безопасные кассеты со встроенными лезвиями.

1-й студент: Затем в 1957 г. появилась первая бритва Gillette с подвижной головкой. Последняя модель жилеттовской брит­вы с тремя лезвиями под названием Mach много раз мелькала в рекламных роликах на экранах российских телевизоров. И мы, как и все прогрессивное человечество, влились в цивили­зованное одноразовое русло, внеся свой вклад в миллиардные продажи бритв, 40-миллиардные продажи ледвий, в работу тысяч фабрик не только в Америке, но и в Аргентине, Австра­лии, Канаде, Бразилии, Мексике, Англии, Франции, Герма­нии и Швейцарии.

2-й студент: Теперь и в наших домах появились упаковки со знаменитыми усами изобретателя одноразовых бритв Кин­га Жиллетта. Сам же 77-летний основатель одноразовости продавец сиюминутности незадолго до смерти скромно заме­тил: «Из всех великих изобретений одноразовая бритва — величайшая из мелочей».

3-й студент: Жиллетт мог умирать спокойно. Ведь он ос­тавлял в наследство своей семье одно из самых крупных со­стояний в Америке.

Великий повар Бернар Луазо

Ведущий: Во Франции есть два вида человеческой дея­тельности, снабженных прилагательным «высокая»: высокая мода и высокая кулинария.

Ведущая: Предоставляем слово следующей группе биогра­фов, которые расскажут о жизни знаменитого французского повара.

1-й студент Родившись в 1951 г. в скромной и многодет­ной семье торговца шляп в департаменте Пюи де Дом, Бернар Луазо рано оставил дом ради своей мечты. Он говорил: «Я мечтал стать великим поваром. Это похоже на то, как футбо­листы мечтают стать Пеле или Рональдо».

2-й студент: Для того чтобы добиться своего, 17-летним пареньком он пришел на обучение к известному мэтру фран­цузской кухни Мишелю Труагро. По его собственным словам, в то время он даже не знал, как выглядит омар. В течение трех лет Бернар моет посуду и чистит котлы. И все это время, занимаясь самой тяжелой кухонной работой, он снедаем внут­ренним огнем честолюбивой мечты. Каждый вечер, оставаясь в одиночестве в своей маленькой служебной комнате, он кля­нется себе, что станет самым великим поваром в мире.

3-й студент: Сегодня Мишель Труагро, его бывший мэтр, отзывается о нем, как о «локомотиве, человеке необыкновен­ного трудолюбия и настойчивости», а тогда его мнение о Бер-наре было не слишком высоким. Всю свою жизнь Бернар не мог забыть прощальных слов мэтра Труагро: «Если ты когда-нибудь станешь поваром, то я стану архиепископом».

Три года ученичества у другого маститого мэтра Клода Верже привели его к первому признанию.

На этот раз Бернар уже не маленький пов ' енок на побе­гушках. Клод Верже доверяет ему кухню ресторана «Ля Кот Д'Ор» в Сольо— в сердце старой Бургундии. Это' ресторан находился тогда не в самой лучшей своей поре. Его дела по-

степенно приходили в упадок, хотя еще сравнительно недавно «Кот Д'Ор» знал другую славу, когда здесь царствовал мэтр французской кухни Александр Дюмень, принимавший в сво­их залах Дали, Пикассо и Де Голля.

4-й студент: Через три года, в 1977 г., Бернар получает свою первую звездочку в престижном кулинарном справочни­ке «Мишлен». Вторую— в 1981-м.

В 1982 г. он выкупает этот ресторан. Для этого ему при­шлось пойти на поклон к банкирам и рассказать им о своей мечте: он непременно станет великим поваром современнос­ти, а ресторан «Кот Д'Ор» вновь станет Меккой для туристов.

Ему поверили и дали кредит на покупку ресторана! Он, недавний поваренок, мальчик на побегушках с руками, по­крытыми ссадинами от тяжелой работы, становится владель­цем огромного ресторана в сердце старой Бургундии!

5-й студент: Бернар еще не может до конца поверить в случившееся, он счастлив, он благодарит за все Бога и жизнь!

Теперь Бернар полон грандиозных замыслов. Его неверо­ятное трудолюбие и энергия возвращают дому «Кот Д'Ор» утерянный блеск. Он расширяет отель, пристраивая новое крыло, реставрирует холл, после чего его детище попадает в высшую категорию: «Отдых и замки».

1-й студент: За 15 лет он вложил в свое детище 10 млн евро. Бернар хотел, чтобы «Кот Д'Ор» был самым прекрас­ным местом в мире. Он научился удерживать своих посетите­лей: к нему приходили, как приходят поужинать к другу, и останавливались на ночь до прекрасного завтрака. Самые скромные люди делали траты, чтобы поесть у него. И когда он это узнавал, он всегда делал красивый жест, оплачивая им ужин или место в отеле.

2-й студент: Но он понимал, что одной только вкусной еды мало для счастья: «Люди хотят благополучия. Это то, что я пытаюсь им дать. Я люблю людей! Я должен всегда давать, поднимать настроение тех, у кого какие-то проблемы». Его путь к вершине завершился получением последней, третьей звездочки. Это было в 1991, в год его сорокалетия.

3-й студент: По этому случаю его фото было опубликовано на первой полосе «Нью-Йорк Тайме». Америка приветствова­ла успех этого человека, который сделал себя сам. С тех пор щедрый, теплый и добрый Бернар Луазо не переставал «выкладывать свое сердце на тарелку». Он был по-прежнему удач­лив и честолюбив.

4-й студент: В 1998 г. он покупает три ресторана в Пари­же. Бернар говорил, что эти рестораны для парижан, но его высшая мода по-прежнему — Кот Д'Ор.

Он увеличивает коммерческий фонд отеля, заключает кон­тракты с фирмами полуфабрикатов. Его книги издаются в США, Европе, Японии.

В декабре 1998 г. для того, чтобы погасить свой долг в 4,5 млн евро, Бернард Луазо выставляет свою группу на бир­же и выигрывает 5 млн евро. До сих пор он остается един­ственным поваром в мире, который выставлялся на бирже.

5-й студент: Он любил фотографироваться для журналов, широко улыбаясь своей дружелюбной улыбкой. Он охотно давал интервью, понимая, что коммуникабельность — это одна из необходимых приправ для его рекламы.

1-й студент: Его жена, Доминик, изящная дама с прекрас­ной фигурой (несмотря на то, что ее муж — грандиозный по­вар), понимает его без слов. Его трое детей: Бланш, Беранжет и Бастьян, здоровы и миловидны. Он считал себя счастливым мужем и отцом...

2-й студент: Но в начале 2003 г. в мир пришла трагичес­кая весть. 24 февраля Бернар, как всегда, удаляется в свою комнату после обеда. Вечером он обычно выходит в зал ресто­рана, чтобы поприветствовать своих клиентов, поэтому ему необходимо отдохнуть. Через несколько часов великий повар Бернар будет обнаружен мертвым с простреленной головой. Рядом с ним — его охотничье ружье. Никакой записки или предсмертного письма Бернар Луазо не оставил.

3-й студент: Какая же пустота или боль вошла в сердце этого человека, что не выдержав ее, он поставил своих близ­ких перед фактом своего самоубийства?..

4-й студент: Именно с тем фактом, что человек, который честно создал самого себя, не захотел продолжать жить, труд­но смириться почитателям знаменитого повара.

5-й студент: Что же остается привлекательного в жизни, если прекрасная мечта юности оказывается иллюзией? Для чего жить, чему посвящать себя, если даже знаменитый мэтр, добившийся всего в жизни сам, засвидетельствовал, что жить не стоит?

1-й студент: Он предпочел уйти в пустоту, оставив преус­певающий ресторан, благоустроенный дом, жену и детей — все, о чем мечтал, будучи еще бедным поваренком, чистящим котлы на чужой кухне.

2-й студент: Известные французские журналы объясняют его смерть усталостью и строгостью кулинарных критиков, собиравшихся лишить ресторан Бернара Луазо одной звездоч­ки. Но если посмотреть на жизнь и на смерть этого человека с другой точки зрения...

3-й студент: Посвящая своей мечте всю свою жизнь, этот талантливый и целеустремленный человек не имел времени задуматься об истинном смысле своей жизни. Работая без выходных, утверждаясь в материальном плане, он, к несчас­тью, пропустил что-то очень важное. «Что пользы в том чело­веку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

4-й студент: Приобретая весь мир, забывая о своей душе, человек не может обрести счастья. Несмотря на все признаки успеха и благосостояния, его истинное «Я» окажется боль­ным и несчастным.

«Душа» в Евангелии часто употребляется вместо слова «жизнь». А жизнь в ее высшем значении— это духовная жизнь.

5-й студент: Постоянное внимание к своей духовной жиз­ни — это высший аристократизм, самая лучшая мечта. Она не обманывает и не оставляет чувства пустоты. Она наполня­ет чувством радости бытия.

Ведущий: Ребята, мы познакомились с интересными фак­тами из жизни знаменитых людей. Давайте попробуем отве­тить на вопросы:

  • Какие мысли, чувства вызвали у вас эти жизненные истории?

  • Какими качествами обладали эти люди, пытаясь воплотить свои мечты в реальность?

  • Что общего между ними?

  • Почему знаменитый мэтр так ушел из жизни?


Обсуждение учащихся:

Жилетт и Бернар мечтали с детства, ставили себе очень высокие цели. Эти люди проявляли настойчивость, трудолюбие. Они не отчаивались и не робели перед трудностями в осу­ществлении своих планов.

Как ни странно, но оба этих человека не получили про­фессионального образования для реализации своих идей.

Знания они добывали через практический опыт, познавая профессиональные навыки с азов, из реальной жизни. Они были «помешаны» на воплощении своих идей, не считались со временем, трудились самозабвенно.

Ведущий: Думаю, что настало время обсудить понятие, очень распространенное и в наше время, — трудоголизм.

Ведущая: Мы надеемся, что нам поможет разобраться в этом школьный психолог.


Часть вторая КТО ТАКОЙ ТРУДОГОЛИК?

Выступление психолога

В наше время явлению трудоголизма ученые — психиат­ры, психологи, физиологи, а также философы и социологи, уделяют пристальное внимание, пытаясь объяснить причины его возникновения, проанализировать социальные последствия и найти оптимальные пути решения этой проблемы.

Не будем углубляться в научные теории, их терминологи­ческие понятия, а попытаемся разобраться на уровне «прозы жизни». Почему сейчас так естественно связаны работа и стресс? Почему стресс и трудоголизм также стоят на одной ступеньке?

Кто же такой трудоголик? Само слово несет противоречи­вый смысл. Первая его часть «труд» — это, безусловно, хоро­шее начало, но вторая — «голик» — признак неблагополучия, патологической зависимости от чего-либо. Следовательно, тру­доголик — рабски зависящее от труда существо, он и рад бы отдохнуть, да не может.

Трудоголик — скорее всего, это личное; » с определенны­ми психологическими проблемами.

Трудоголизм — это одна из форм бегства от реальности. Если годами прятаться от решения реальных, порой жесто ких проблем жизни, атрофируется сама способность прини­мать решения. Трудоголик живет для того, чтобы работать, тогда как «трудолюбцы» работают для того, чтобы жить. Су­ществует понятие «трудовой невроз» — это состояние, при котором человек пытается справиться с душевным неустрой­ством с помощью каких-то ритуальных, отвлекающих дей­ствий. У трудоголика работа выступает как занимательный и волнующий процесс, дающий возможность оправдать свое поведение и укрепить чувство собственной значимости. Тру­долюбивый же человек живет в ладу с собственной душой и собственными представлениями о жизни.

Если вам приходится засиживаться до ночи над уроками, подумайте, начальные ли это симптомы трудоголизма или просто:

  • неумение рационально организовать свой день,

  • некомпетентность,

  • тянете чужую работу, а на свою не остается времени.

А эти качественные привычки могут войти и в вашу про­фессиональную деятельность.


К чему ведет трудоголизм?

  • Для трудоголика исчезает само понятие «свободное время». Все его время занято работой.

  • Понятие «личная жизнь» у него вытесняется на задворки сознания и превращается в «лишнюю жизнь».

  • Одновременно у трудоголика растет раздражение.

  • Он начинает все яростнее и злее относиться к тем, кто «ничего не делает, ни на что не способен, живет непонятно как...»

  • Его перестают интересовать даже результаты его труда. Он живет по закону: «Процесс — все, результат — ничто».

  • Его жизнь теряет последние признаки бесформенности, присущей любой человеческой жизни.

  • Его бытие жестко регламентировано на много дней вперед — дальше он не заглядывает.

  • Работа превратилась для него в панцирь, защищающий от жизненных проблем.

Его организм устал, чувства притупились.

  • Все реже его посещают творческие озарения, удивительные фантазии, оригинальные мысли.

  • Он спешит что-то делать — и не успевает думать.

  • В работе он действует все рациональнее и однообразнее, все чаще ошибается.

  • Ему не хватает свежести восприятия мира, а также критичного отношения к себе.

  • Он не соразмеряет свои силы.

  • Берет на себя гораздо больше, чем может выполнить, и не справляется с работой, сколько бы времени ей ни уделял.

  • Он становится ненадежен, непунктуален.

  • Память заметно слабеет, он забывает многие важные детали, едва способен сосредоточиться.

  • Служебные промашки чередуются с нервными срывами.

  • Хроническая стадия «трудоголизма» неминуемо ведет к инфаркту, инсульту, язвенной болезни.

Вот типичный «клинический портрет» современного ме­неджера, чересчур увлеченного работой: «Господин X столько лет пребывал на грани нервного срыва, что теперь постепенно начал сдавать. Его помощник посетовал, что господин X «со­всем помешался на работе, он не знает покоя». Из автомобиля он бросается в поезд, из поезда — в самолет, из самолета — в авто, не переставая руководить по телефону. Он целиком по­грузился в мир своих призрачных фантазий и планов. Между тем он стал больным человеком, едва способным исполнять служебные обязанности. Еще два года назад врачи констати­ровали у него головные боли и легкое расстройство речи. Стран­ные симптомы множатся. Чем только его ни пробуют лечить...»


Как лечить трудоголизм?

К счастью, трудоголизм излечим. Надо лишь вовремя по­нять, что в вашей жизни есть серьезные пробелы и трудности, от которых вы прячетесь с головой в работу, не решая, а лишь усугубляя их. Не горите на работе!

Занимаясь непрерывной умственной работой, обязательно следуйте таким рекомендациям:

• Старайтесь делать перерывы, и вы увидите, как измени­лась ваша продуктивность!

  • Дайте мозгу глоток воздуха и передышку, позвольте ему вынырнуть из глубин ваших мыслей, проектов и отчетов, собраний.

  • Займитесь чем-нибудь противоположным, так, чтобы все ваши мысленные ресурсы без остатка были поглощены другим делом.

  • Четко распланируйте периоды работы и отдыха.

  • Отдыхайте не только мыслью, но и телом — смените позу, обстановку.

  • Отдыхайте раньше, чем устанете.


Советы трудоголику.

  • Постепенно уменьшайте число рабочих часов в неделю. Избегайте резких перемен, начните с того, что запретите себе работать по выходным.

  • Планируя свой день, отведите время для развлечений, как для самого важного дела. Помните, удовольствие — это лекарство от стресса.

  • Каждый день вам необходимо хоть немного физических упражнений. Пусть это будет прогулка или небольшая гимнастика, но обязательно ежедневная.

  • Избегайте говорить за обедом о работе. Договоритесь об этом с коллегами, если вы обедаете вместе с ними.

  • Выберите хобби, меньше всего похожее на вашу работу. Если на работе вы решаете технические задачи, дома займитесь комнатными цветами. Если на работе вы проводите весь день в помещении, заведите собаку или садовый участок.

  • Хотя бы один вид деятельности должен быть связан с общением в семье или с друзьями. Вам необходимо отрываться от коллег и не отдаляться от интересов семьи.

  • Запретите себе испытывать чувство вины, если вы не заняты работой. Из всех перечисленных-советов— этот самый важный!

  • Научитесь правильно обращаться со своими эмоциями.

  • Бережно относитесь к собственной нервной системе.

Постарайтесь овладеть практическими навыками «угашения» отрицательных эмоций, снятия стресса и психологической напряженности с помощью расслабления мышц, нормализации состояния нервной системы с по­мощью успокаивающих дыхательных упражнений, а так­же активизации скрытых резервов подсознания для ре­шения различных задач, принятия решений в нестандарт­ных ситуациях.

Заключение:

Воплощение в жизнь любой цели требует от человека пол­ной самоотдачи, напряжения физических и психических сил. Однако следует помнить о моральной и душевно-нравствен­ной стороне бытия. Жить в согласии с самим собой. Работать не ради самовыражения и самосовершенствования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!