СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час о добре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час о добре

Просмотр содержимого документа
«Классный час о добре»

Азбука Доброты


Цель: создать условия для усвоения общечеловеческих ценностей: доброты, милосердия, отзывчивости.


Задачи: воспитывать у учащихся доброжелательность, чуткость, формировать стремление совершать добрые поступки, развивать создать условия для усвоения общечеловеческих ценностей: доброты, милосердия ,отзывчивости.


Задачи: воспитывать у учащихся доброжелательность, чуткость, формировать стремление совершать добрые поступки, развивать коммуникативные навыки.


Ход мероприятия


1 Создание проблемной ситуации.



Слайд 1.




Звучит песня «Если добрый ты»

Ребята, вы послушали песню. О чем она? Как вы думаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие?

Правильно, сегодня мы с вами будем вести речь о ДОБРОТЕ.


Слайд 2.


Что же такое ДОБРОТА?





(Ответы детей)


А вот какое определение дает в толковом словаре В.Ожегов.














Слайд 3.


Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.


Миша


Слово это серьезное. Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье.На помощь прийти.Вновь и вновь.
Это качество.В сердце у многих живет.И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец... доброта.


2.Что бы лучше разобраться в том, что такое Доброта, где она живет и нужна ли она людям, мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Сначала мы посетим Остров Пословиц. А что такое остров? Каким видом транспорта нам можно туда добраться?


Слайд4


Остров Пословиц.







Пословица недаром молвится.


Попробуйте расшифровать пословицы у вас на листках.

Зачитайте, пожалуйста, что у вас получилось. Давайте проверим.


Слайд 5.


Доброе слово и кошке приятно.

Не одежда красит человека, а его дела.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Что посеешь, то и пожнешь.


Как вы понимаете их смысл? Объясните.

Вспомните, какие пословицы вы знаете. (Ответы детей).


Добрый человек …. А как понять ,что это добрый человек? (Ответы детей)

Правильно, и глаза у него добрые, и улыбка, а ещё добрый человек – это вежливый человек. А вежливый –это тот, кто знает и у использует в речи вежливые слова. Первый шаг к Доброте это вежливые слова


И сейчас мы отправимся на Остров Волшебных слов.


Слайд 5.



Остров Волшебных слов




Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
“С добрым утром!” – я кричу.
“Добрый день!” – кричу я вслед
Всем идущим на обед.
“Добрый вечер!” – так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.

Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти нужно
С улыбкой дарить.

А какие вежливые слова вы знаете?

1.Самым привычным приветствием у многих народов стало рукопожатие. Жест, привычный и в Европе, и в Азии, и в Америке. Я доверяю тебе свою руку, в ней нет оружия, мы не враги. Всё просто и понятно. Но не всегда достаточно.


2.На свете немало эмоциональных народов, не готовых согласиться со скупой выразительностью рукопожатия. Даже во Франции, в центре Европы, люди при встречах и расставаниях осыпают друг друга воздушными поцелуями.


3.Жители Самоа и Новой Гвинеи привыкли встречных знакомых обнюхивать.


Ещё мы приветствуем друг друга словами. Какие слова приветствия знаете вы? (Здравствуйте!, добрый день!, добрый вечер!, привет.) – Это слова приветствия.

Есть ещё слова извинения. Какие слова извинения вы знаете? Когда их нужно произносить?

А какие вы знаете слова благодарности?(Ответы детей)



Одно из самых важных слов – это спасибо. Люди придумали даже праздник такой «Всемирный день «спасибо», который отмечается 11 января.Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую получил от других. Вы тоже старайтесь отблагодарить людей за всё и никогда не забывайте говорить:«Спасибо»
Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - «признательность без слов».

А сейчас я вам предлагаю поиграть, будьте внимательны и постарайтесь правильно по смыслу и в рифму досказать слово.Отвечайте хором.

Игра «Доскажи словечко»


Я, признаться, удивлен,

Расскажу вот вам о чем.

Встретил шуструю Настенку

Я на улице сейчас,

Настя- милая девчонка,

Она ходит в 1 класс,

Но давно уже от Насти

Я не слышу слово … «здрасьте»


Дед на внучку осерчал-

Он портфель ей подарил,

Думал будет рада.

Но зачем молчать как рыба,

Ну, сказала бы…(спасибо)


Когда меня бранят за шалости,

Я говорю, прости….(пожалуйста)


Встретил Витю я,соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но напрасно я от Вити

Ждал я слово…..(извините)


Растает даже ледяная глыба

От слова теплого ….( спасибо)


Если больше есть не в силах

Скажем маме мы…..( спасибо )


И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят ….(до свидания)



Но не только использование добрых слов делает нас вежливыми, а ещё правила поведения в разных житейских ситуациях. Сейчас я вам буду предлагать разные житейские ситуации, а вы объясните, как в этих ситуациях надо себя вести правильно.

«Правила приличия в житейских ситуациях»



(Задания в конверте)



Ситуация 1: Встречаются Вика и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк. Назовите ошибку, которую допустил Денис?



Ошибка: приветствуя девочку, мальчик вынимает руки из карманов.



Ситуация 2: Ира и Коля идут, оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет Женя. Кто первый должен поздороваться?



Ответ: тот, кто обгоняет.



Ситуация 3: Дети 4 класса сидят за партами. В класс вошёл ученик. Кто должен здороваться первым?



Ответ: тот, кто вошёл в класс.



Ситуация 4: Мама с дочкой заглянули в гости к подруге мамы. Пока взрослые о чём – то беседуют, девочка начала интересоваться сначала содержимым туалетного столика, пробуя всё, затем перешла к ящикам тумбы. Вот такая ситуация, назовите ошибки.



Ошибки: в гостях нельзя открывать ящики шкафов, интересоваться их содержимым.



(Зачитывает учитель)



Ситуация 5: В дверях сталкиваются два мальчика, одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен пропустить?



Ответ: тот, кто окажется вежливее.



А сейчас мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили и закрепили правила поведения вежливого человека в какой бы он ситуации не оказался, чтобы вы могли сразу оценить правильно поступил тот или иной человек, а как бы вы сделали, будь на его месте.



Задания по группам. Читаем, обсуждаем, отвечаем.

«Горький апельсин».

        Алёнка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что то похожее издалека на маленькую дыньку, она кусочками отщипывала от кожуру и бросала на землю.

- Что это у тебя – спросил подбежавший Сережа.

- Разве не видишь ? – буркнула Аленка.

- Мандарин – обрадовался Сережа.

Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал…

- А вот и не отгадал.

- А что же?

- А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

- А мне дашь попробовать?

- Да он не вкусный, горький и кислый.

- Да ничего, дай хоть долечку.

- Говорю тебе он горький, - и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

- Что же ты плачешь? Он же горький.


- Права ли Алена? Что она забыла, что сделала не так?

- Чтобы вы сделали на ее месте?


  « День рождения»

        Собираясь на День Рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, А Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.

- Здравствуй Нина, поздравляем тебя, желаем тебе…

- Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет.

- А где подарки?

Друзья протянули ей подарки, говорить не хотелось.

- Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – 20 штук и не самодельные, а китайские.

- Ну ладно проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не дотрагивайтесь, еще запачкаете.

Ребята оглянулись и назад к двери.

- Подождите. Куда же вы?

Но ребята ушли, не слушали ее.


Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова?

- Как вы бы поступили на месте Нины?

- Я думаю, что никто из вас и никогда так не поступит.

Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, взрослые люди.


Поди, узнай, поди, пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

Он всех в один несчастный день

Чуть не довёл до слёз,

Его зовут - стоит как пень,

Как будто в землю врос.

- Смотри, не пей воды сырой!

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьёт в ответ.


Поди узнай, поди пойми,



Что стало с парнем лет восьми?

- Придёшь обедать к трём часам, -

Ему сказала мать.

Он пробурчал:

- Я знаю сам …

А сам явился в пять.

- Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

- Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

- Прав ли мальчик? Грубость, неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.

Синенькая юбочка.

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придёте в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,

Объявляет на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае -


Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая,

Продвигается вперёд.

Говорит она, толкаясь:

- Фу, какая теснота! -

Говорит она старушке:

- Это детские места!

- Ну, садись, - вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей её красе.

Случается, что девочки

Порой бывают грубыми,

Хотя не обязательно


Они зовутся Любами.


Как вела себя Люба вне дома? А как вела себя Любочка с домашними? Можем ли мы девочку назвать вежливой?


А сейчас мы свами немножко поиграем. Будьте внимательны.


Игра «Вежливо-невежливо»


Условия игры просты:

Если вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите,

Хлопайте в ладоши.



Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Топайте ногами!



  1. Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Всё равно ты едешь стоя,

Лучше деньги сэкономить!



  1. Если стали вам грубить.

Нужно в след им нахамить.



  1. Если вам подарят книгу,

Вы ответите: «спасибо».



  1. Если вы зашли в кино,

А оно идёт давно,

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать?»



  1. Если кто – то вдруг случайно

Вам на ногу наступил

Как бы он не извинялся,

Поступок этот не простим.



  1. Если к вам пришла подруга,

Вы представьте её другу.



  1. Если ты пошёл гулять

И оделся чисто,

То домой прийти ты должен

Хуже трубочиста.



Разминка «Добрые слова»

Нужно найти лепесток со своей цифрой,стать друг напротив друга и сказать добрые слова.


-Кому было приятно слышать добрые слова?

-Как много зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение – от раздражения, злости.Восточная мудрость гласит: «о тносись к людям так, как ты хотел бы, что бы они относились к тебе».Если бы все следовали этому совету, на сколько легче было бы общаться друг с другом.

Важно воспитывать в себе привычку заботится о других, быть отзывчивым , внимательным.

Добрый человек-это не только вежливый , но и совершающий добрые дела.

И следующий наш остров –Остров Добрых дел.


Вот и попали мы на остров Добрых дел.


Слайд 6.



Остров Добрых дел.



(задание на листах, на партах)


Работа в группах.(читаем,обсуждаем,отвечаем)


Ситуация1. В.Осеева.Просто старушка.


По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тётя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!



Что можно сказать о мальчике?


Ситуация 2.В.Осеева.Плохо.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.


Что можно сказать о мальчиках? А как бы поступили вы?


(Читает учитель)


Добробезума

Когда-то в Китае был император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять в голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего царства. Он увидел во дворце голубей и спросил:

– Зачем вам столько птиц?

Император ответил:

– У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

– Каких птенцов? – спросил император.

– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

– Об этом я не думал, – признался император.

Как вы думаете, что на это сказал мудрец?


Тогда мудрец сказал:

– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума – не лучше.

Чему нас учит эта притча? Да, делать доброе дело нужно так, чтобы не навредить.


Главное захотеть стать добрым, научить сердце свое быть чутким, а руки щедрыми и умелыми.

Скажите, а какие добрые дела вы делаете или уже сделали?


Делай добрые дела


Даже если дождь с утра –
Нет причин печалиться!
Делай добрые дела –
Грусть сама отвадится!

Помоги по дому маме: 
Пол в квартире подмети.
Помоги скорее папе:
Плоскогубцы принеси.

Улыбнись сестренке Маше! 
Это тоже ведь добро.
Станет мир прекрасней, краше! 
Станет в комнате светло!...

***
Тут же солнце заглянуло, 
Озаряя мир вокруг.
И тихонечко шепнуло:
«Ты - мой самый лучший друг!»


Что такое доброта?


Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой.Донести портфель до дома.
От тепла и доброты.Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.

(И. Полюшко )


Задание «Сердце доброго человека»

На листе в форме сердца дети наклеивают слова (характеризующие доброго человека)

Ребята, так кто же такой Добрый человек?.Давайте попробуем определить каким качествами он обладает?

У вас в конвертах лежат карточки, на которых написаны качества, характеризующие человека. Вы разбираете, внимательно читаете и если качество подходит доброму человеку, приклеиваете его на ватман в форме сердца. То ,что не подходит наклеиваете на обыкновенный лист.

(Дети работают под песню «Доброта»)

А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось.


Не причиняет зла животным

Грубый

Оберегает природу

Не умеет прощать

Вежливый

Общительный

Внимательный к другим

Отзывчивый

Скромный

Умеет прощать обиды

Неучтивый

Доброжелательный

Таит обиду

Терпимый к другим людям

Щедрый

Заботливый

Обидчивый

Неуступчивый

Вспыльчивый

Весёлый

Ласковый

Жадный




Игра «Мы волшебники»


Представьте себе волшебниками и подумайте, какое чудо вы могли бы совершить. Свои предложения запишите в таблицу.


Для себя

Для родителей

Для Родины


Зачитывают по желанию.

Молодцы, у всех у вас хорошие желания. Здорово, что вы подумали о том, что бы лучше жилось вашим родителям и всем людям, и что бы наша Родина стала сильнее и краше. Скажите, а кто из вас знает чему был посвящен 2018год? Правильно, малой родине. А что значит малая родина? В каждой деревне, каждом городе люди наводят у себя порядок, стараются, что бы их родной уголок стал ещё красивее и уютнее. И у нас в школе тоже много внимания уделяется тому, чтобы здесь было красиво, комфортно и опрятно. И все это надо ценить и беречь, так как это делают хорошие, воспитанные люди.

Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, внимание друг к другу – это все, что необходимо людям каждый день. Ребята, скажите, а слышали ли вы такое слово «волонтёры»? Может кто-то из вас знает кто такие волонтёры?

Слайд 7.

Волонтёр- это человек, который готов добровольно потратить частичку себя и своего времени для пользы общества в целом или определенного человека

Чем же занимаются волонтёры? Давайте посмотрим.

Слайд 8,9,10





А ещё бы мне очень хотелось показать один эпизод из фильма, в котором рассказывается о очень добрых ребятах, настоящих волонтёрах, хотя в то время их так не называли.

Эпизод из фильма «Тимур и его команда»

Этот фильм снят по одноименному произведению Аркадия Гайдара. Очень интересная книга. Здесь рассказывается о интересных приключения, о добрых и отзывчивых, очень дружных ребятах.

Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, внимание друг к другу – это все ,что необходимо людям каждый день.

Пожалуйста, добрым будь

Легко обидеть собаку, а проще – бездомную кошку,
И громко смеяться над другом, подставив ему подножку.

Легко не слушаться маму, а проще – топнуть ногою,
Забыв, что она ведь устала, но всё же рядом с тобою.

Легко быть злым и упрямым, на ключ заперев своё сердце.
Но проще быть добрым самым, души распахнув настежь дверцы.

Тогда ты погладишь собаку, и дашь молока котёнку,
А вместе с хорошим другом ты будешь смеяться звонко!

Увидишь, что маме плохо, её пожалеешь, обнимешь,
И мамину за день усталость ты, словно рукою, снимешь.

Пожалуйста, добрым  будь!  Не спи, если друг спать не может!
Друг будет верен всегда, а грусть твоя его тоже тревожит.

Добро возвратится добром. Улыбка улыбкой вернётся,
И в сердце горячем твоём только добром отзовётся!


А какие бы вы для себя взяли правила Доброты? ( Высказывания детей)

Правила доброты.

Учитель: А сейчас давайте назовём правила доброты, которые должны выполнять все люди и тогда на земле будет всегда мир, радость и ласковое солнышко.

1. Будь приветлив, вежлив.

2. Будь внимателен к людям.

3. Делай добрые дела.

4. Не отвечай злом на зло.

5. Помогай слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

6. Прощай ошибки других.

7. Не жадничай.

8. Не завидуй.

9. Жалей других.

Давайте следовать этим правилам и всем окружающим вас будет тепло и хорошо.

Вот и подошло наше путешествие к концуТак легко или трудно быть добрым? Так где же живёт Доброта?

Рефлексия.

А сейчас пожалуйста закончите фразу : Если я хочу быть добрым человеком, то мне необходимо научится….

Ребята, а ещё очень приятно, когда человек, с которым ты общаешься, дружелюбно тебе улыбается.


Старайтесь жить без злобы и без зависти,

И не искать причины для обид,

Вы улыбнитесь, просто так, для радости —

Улыбка никому не навредит!

Улыбка, это самой простой выход из конфликта, иногда вполне достаточно только улыбнуться, чтобы злой человек оттаял. А вы сейчас подарите мне свои улыбки, если вам понравилось сегодняшнее мероприятие.

Наклеивают звездочки (красные – узнал новое, доволен своей работой, оранжевая – было не совсем комфортно, не совсем доволен собой)

Видеоролик «Дорогою добра»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!