СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «О счастье и смысле жизни»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе занятия дети смогут найти ответы на интересующие их вопросы: "Что такое смысл жизни? В чем он состоит? Какие жизненные цели и задачи могут быть у человека?" 

Просмотр содержимого документа
«Классный час «О счастье и смысле жизни»»

Классный час «О счастье и смысле жизни»

Цели и задачи урока:

В ходе классного часа учащиеся смогут:

  • Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни

  • Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач

  • Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей

  • Отказаться от реализации своих планов за счет других людей

  • Понять важность компромисса в общественной жизни

План урока:

  1. Цели жизни

  2. Поиски смысла жизни

  3. Жизненная позиция человека

Основные вопросы:

  1. Что такое смысл жизни? В чем он состоит?

  2. Есть ли в мире единственный смысл жизни или он у каждого свой?

  3. Какие жизненные цели и задачи могут быть у человека?

  4. Каковы различия в понимании счастья?


Ход урока

1.Вступление

Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.

Далеко не сразу люди начинают искать ответы на эти сложные вопросы. Маленький ребенок просто не в состоянии охватить их своим разумом. Первоначально он стремится лишь к тому, чтобы мама никуда не уходила от него. Дети мечтают о новых игрушках, конфетках, мороженом… Они стараются подражать своим родителям, хотят как можно побыстрее вырасти. Придя в школу, дети стремятся получать как можно больше пятерок. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.

2. Анализ высказываний о счастье, вынесенных как эпиграфы:

Упражнение «Продолжения фразы: «Счастье – это когда тебя …»

Вывод учителя – человек становится счастливым, когда воплощаются в жизнь поставленные им цели и задачи.

3. «Дерево жизни».

Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, мы нарисуем дерево.

Корень дерева – момент вашего рождения,

ствол – вся дальнейшая жизнь,

ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные),

вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин.

Каждый из вас должен задуматься, какие ветви будут толстыми, прочными, а какие, наоборот, будут более тонкими и хрупкими.

В зависимости от того, какие цели и задачи человек считает самими главными в жизни, определяется его личностная направленность.

После индивидуального выполнения задания группа создает общий проект дерева или выбирает наиболее распространенные варианты жизненных целей.



4.Работа с понятиями.

  • Фатализм

  • Пессимизм

  • Скептицизм

  • Оптимизм

  • Цинизм

  • Конформизм

  • Компромисс

  • Счастье

1.) Представление, согласно которому человек не властен изменить свою судьбу, все заранее предопределено и решено (фатализм)

2) Убеждение, согласно которому мир есть зло и в будущем человека не ждет ничего хорошего, безнадежность, уныние (пессимизм)

3) Воззрение, согласно которому существующий мир есть лучший из миров, а человеческая жизнь в дальнейшем будет улучшаться (оптимизм)

4) Система взглядов на мир, выражающая сомнение в рациональности поступков людей, их разумности и целесообразности; любой факт подвергается сомнению (скептицизм)

5) Отрицательное отношение к общепринятым правилам морали и нравственности, этическим нормам поведения (цинизм)

6) Позиция человека, всегда приспосабливающегося к другим людям и обстоятельствам.

(конформизм)

7) Умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия (компромисс)

8) Чувство предельного удовлетворения своих желаний и мечты, радость от сознания своей самореализации, нужности, востребованности другими людьми (счастье).

Упражнение «Закончи предложения»

— Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...

— Я пойму, что счастлив, когда...

— Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)...



В жизни можно выделить как минимум две основные стратегии, которыми пользуются люди, — «западная» и «восточная».  « Западная»  определяется следующим тезисом:  «Я иду на жизнь. Я просчитываю шаги в жизни. Я ставлю конкретные цели и  достигаю их». Чисто рассудочная модель, свойственная рациональным людям . «Восточная» - определяется противоположной метафорой: «Не я  иду на жизнь, а жизнь идет на меня, а я беру то, что она дает». В этой стратегии основным является поведение человека, т. е. как  он ведет себя по жизни, то он и получает от жизни. Проиллюстрируем эту восточную мудрость маленькой притчей « Даосский кот».

Жил-был человек. Был у него большой дом. В этом доме было много  жизненно важных запасов, от чего человек был счастлив. Но, на его беду, в доме завелась очень умная крыса, поймать которую было просто невозможно. Как ни старался хозяин: ставил ей капканы — она обегала; травил ядом — она от этого становилась еще здоровее. Устав от борьбы с крысой, человек пошел в лес погулять и, заблудившись, вышел на тропинку, где повстречал монаха. Тот увидел его состояние, расспросил его, отчего он такой разбитый, хмурый и недовольный. Человек все как есть рассказал про крысу и про то, как он не может ее выпроводить из дома. Монах посоветовал ему сходить в даосский монастырь, который находится высоко в горах, взять там местного кота, который в два счета поймает ему эту хитрую, неуловимую крысу. Человек так и сделал. Сходил в монастырь, взял там большущего-пребольшущего котяру. С трудом принес его домой. Покормил и стал ждать, когда же он будет ловить крысу. Однако кот себя довольно странно. Он делал только три действия: поест,  оближется и поспит. Эти действия он мог делать в разной комбинации: поест— оближется — поспит; поспит — оближется — поест; — поспит — оближется, и все. Крыса, глядя на все это дело, стала бегать по дому. Очень была не довольна, что кот ее не ловит, она и от него легко бы убежала. Но кот знает свое: поест, оближется, поспит. Крыса стала еще ближе приближаться к коту, пробегать  рядышком. Однажды она осмелела: взяла и дернула кота за ус. Тот  ХЛОП — и поймал ее. Вот такая эта стратегия — «стратегия даосского кота».


5.Выводы классного руководителя:

Каждый человек, кто явно, кто скрыто, мечтает о счастье и стремится к нему. Что же такое счастье? Каждый понимает его по-своему. Для одного – получение большого богатства. Для другого – успешная карьера, обретение больших постов и власти. Для третьего – это создание теплого и любящего семейного круга, в котором все помогают друг другу, живут во имя друг друга.

6.Задание для работы с родителями дома:

Предлагаю дома вместе с родителями задуматься о своих жизненных интересах, интересах вашей семьи, заполнив ромашку:



6.Подведение итогов урока





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!