Просмотр содержимого документа
«Классный час "Остановись мгновение"»
Тема «Остановись, мгновение»
Цель: формирование у обучающихся мотивации и умений в исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающая: заложить навыки самостоятельной работы с фотографией как историческим документом ;
Развивающая: развивать исследовательские умения; умение работать с материалом; работать в группе; проводить сравнительно- сопоставительный анализ; проектировать.
Воспитывающая: воспитывать интерес к истории, гордость за свои корни.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | средства | компетентность |
I этап мотивация к исследовательской деятельности | 1.Песня «Память» 2. Эпиграф на доске: И фотографии, как память, Кладём в альбом, и просто в ящик... Но где черта, что разделяет День наступивший и вчерашний? Душой светлеем, воскрешая Былого дивные страницы - Как правило, у человека в жизни всегда бывает несколько этапов. -- ----------Назовите самые важные из них (рождение, первые шаги, школьные годы, выпускной вечер, свадьба, рождение детей…) - Что делают люди, чтобы сохранить в памяти значимые моменты жизни? (фотографируются, снимают видео… - Как вы думаете, о чем может рассказать фотографический снимок? - Чем, в таком случае, является фотография для людей, новых поколений? (историческим документом). 2.Постановка учебной задачи - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на занятии? 3.Работа по картам (использование словарей) | высказывание гипотез, заполнение карты | ИКТ. Карта | Личностная и коммуникативная компетентность: иметь свою позицию, объяснять ее |
I I этап Формирование умения извлекать информацию из несплошного текста – фотографии, как исторического источника. | 1. Работа с фотографией. Формулирование гипотезы. -Предположите, к какому времени относится фотография? - Объясните, почему вы так решили? - Если фотография является историческим документом, то должна быть логика его исследования. Как вы думаете, в чем она - С чего нужно начать исследование фотографии? (описание внешней стороны фотографии). Вопросы: - Как выглядит фотография? - К какому времени относится? - Есть ли надписи на обратной стороне? - Что написано? ? Следующий шаг по работе с фотографией (описание содержания) Вопросы: -Кто изображен на фотографии? - По какому поводу собрались? (предположительно) - Как одеты люди, изображенные на фотографии? - В чем особенности их расположения? О чем это говорит? - На каком фоне сделан снимок? - Кого необходимо расспросить? (участники, фотограф, владельцы фотографии) - Сформулируйте вопросы к ним. 2.Создание алгоритма работы. - Ваши ответы являются алгоритмом работы с фотографией как историческим источником. Запишите его. | Частично-поисковая деятельность | ИКТ, фотография карта | Познавательная компетентность: умение анализировать деятельность, делать выводы, Иметь свою позицию, формулировать интересующие вопросы. Регулятивная компетентность: планирование исследования. |
III этап: Групповое экспресс-исследование | 1.Самостоятельная работа по группам по созданному алгоритму. - Используя алгоритм, извлеките максимальное количество информации из предложенных вам фотографий. 2. Презентация исследований. | Исследовательская деятельность | Карта, ИКТ, фотография | Познавательная, регулятивная компетентность: умение анализировать, высказывать гипотезы, делать выводы. Коммуникативная компетентность: презентовать результаты групповой работы. |
IV Этап Постановка учебной задачи на дальнейшее исследование. | Творческое домашнее задание - Найдите в семейном альбоме «говорящую фотографию». Пользуясь рекомендациями, расскажите или напишите об ее истории | Домашняя проектная деятельность | Фото из семейного архива | Познавательная компетентность: Применение теоретических знаний и практических умений в самостоятельной исследовательской деятельности |
КАРТА самостоятельной работы
Тема: «Остановись, мгновение»
Цель:
I этап
1. Подберите синонимы к слову «Память» - _________________________________________________________
2. Что делают люди, чтобы сохранить в памяти значимые моменты жизни? ______________________________________________________________________
3.Чем является фотографический снимок для потомков? ___________________________________
I I этап
1. Предложите последовательность исследования фотографии как исторического документа.
_____________________________________ _______________________________
______________________________________ _______________________________
III этап Извлеките из фотографии максимальное количество информации
IVэтап. Творческое домашнее задание - Найдите в семейном альбоме «говорящую фотографию». Пользуясь рекомендациями, расскажите или напишите ее историю.
Алгоритм исследования фотографии как исторического документа
1 шаг
Описание внешней стороны фотографии
- Как выглядит фотография?
- К какому времени относится?
- Есть ли надписи на обратной стороне?
- Что написано?
2 шаг
Описание содержания фото
-Кто изображен на фотографии?
- По какому поводу собрались? (предположительно)
- Как одеты люди, изображенные на фотографии?
- Как они расположились? Где находятся взрослые? Где дети? Кто сидит в центре?
О чём говорят детали? ( ружьё, платок, растения, кнут)
- На каком фоне сделан снимок?