СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему:что такое ответственность, какие бывают поступки, что такое проступок, почему нужно быть ответственным

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Ответственность"»

Классный час на тему: «Ответственность»

Цель:  формирование у детей умений анализировать свои поступки, прогнозировать последствия своих действий.

Задачи:

- помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки;

- воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки;

- способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога.

Планируемые результаты:

Предметные: оценивать свои и чужие поступки.

Личностные: стимулировать способность иметь собственное мнение;

высказывать своё мнение.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание; оценивать результаты своих действий и результаты работы одноклассников;

Коммуникативные: развитие умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; оценивать поступки.

Познавательные: анализировать поступки по отношению к самому себе, к людям, к окружающему миру.

Ход классного часа

I. Организационный  момент

 Сегодня мы с вами проводим классный час. О чем будем говорить, вы мне сами должны сказать.

II. Актуализация знаний. Введение в тему 

Работа с пословицами

Задним умом дела не поправишь.

После дела за советом не ходят

--Как понимаете смысл пословиц?

-Как избежать ошибок в жизни?

-Что хуже бездействие или ошибка?

-Какие в жизни могут быть ошибки?(Поправимые и непоправимые)

- Как вы думаете, о чём пойдет разговор? (О поступках, об ошибках, об ответственности)

Чему мы будем сегодня учиться?  (учиться отвечать за свои поступки)

III. Работа по теме классного часа.

1.Определение поступка.

- Как вы понимаете слово поступок? (Поступок-это какое-либо действие, совершенное человеком). Где можно узнать точное значение слова?

Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и посмотрим, какое определение слову «поступок» даётся в нем.

Поступок-это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями;

- решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

- По каким признакам можно определить поступок хороший или нет?

(Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Плохой поступок приносит неприятности, зло, обиду, боль, горе и огорчение людям)

(Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность)

Каждый человек совершает и поступки, и проступки. За хорошие поступки нас благодарят и любят, а что мы получаем за проступки? (наказывают, ругают)

- Для чего вас ругают и наказывают? (чтобы не совершали впредь таких поступков)

- Какой вывод сделаете? (мы в ответе за свои поступки)

-За плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность!

IV. Ответственность.

Подберите однокоренные слова.

Ответ - отвечаю - ответственность.
А как вы понимаете, что такое ответственность? 

( Ответственность - это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия)

- Послушайте, какое толкование этого слова дается в словаре.

Из словаря С.И. Ожегова: ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.

Послушайте, выберите, кто поступает ответственно и почему.  

  1. Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

  2. Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

- Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих? на других людей?

- Перед кем вы несете ответственность? ( перед собой, перед родителями, перед товарищами).

- Какого  человека можно назвать ответственным?

Наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество.
- Приведите как можно больше примеров ответственного поведения.
( Хожу в школу, выполняю домашнее задание, помогаю по хозяйству ) и т.д.
- А теперь давайте обратимся к себе и вспомним такие случаи, когда вы были не очень ответственны.

- Почему вы иногда принимали безответственное решение?

( не хотели брать на себя ответственность за свои действия, из-за лени, легкомыслия, не думали, к чему может привести ваш поступок).

- Если человек безответственный, кому от этого плохо: тому, кто ведет себя так легкомысленно, или окружающим?

- Если вы не знаете, как поступить, то что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?

- Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит прекрасные слова:»Твоя роза так дорога тебе, потому, что ты отдавал ей все свои дни .Люди забыли истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу. Человек должен быть ответствен даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит:»Слово не воробей, вылетит не поймаешь»

V. Игра «Как бы вы поступили?»

Сейчас мы с вами рассмотрим ситуации. Возьмите карточки №1. Обсудите в группе. И расскажете нам.

1.Твой одноклассник забыл дома ручку, ты ему одолжил. После уроков выяснилось, что ручка сломана. Как бы вы поступили?

3. После уроков Петя предложил Вите вместе побить Колю. Как бы вы поступили?

4.Ваши приятели позвали поиграть в чужом дворе. Как бы вы поступили?

5. Ваш товарищ не сделал задачу, так как не знает, как делать. Как бы вы поступили?

6. Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять. Как бы вы поступили?

Обсуждение ответов.

Мы обсудили различные ситуации.

Вывод: Каждый должен думать о том, как повлияет его поступок не только на его самого себя, но на окружающих его людей. Человек должен отвечать даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетело - не поймаешь». Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

Не делай другим то, чего себе не пожелаешь.

Ошибки нужно уметь предвидеть и избегать их.

7.Сказочное путешествие.

-Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта? (Жадность)

-Из-за чего заяц лишился лубяной избушки? ( Доверчивости)

-Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Непослушание)

-Из-за чего Буратино лишился золотых монет? (глупость)

Такие черты характера могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло беды, нужно ответственно относиться к происходящему.

-Ребята, ответьте мне на такой вопрос. К чему может привести безответственное решение врача? Пилота? Шофера?

- Какой вывод можно сделать из этого?(Ответ: безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем).

- Легко ли быть ответственным?

VI. -А теперь давайте вместе составим правила ответственности .( Закончите предложения, подберите по смыслу недостающие слова.

За свои поступки надо …отвечать.

За добрые поступки добром …отплатят.

Прежде чем совершить поступок, …подумай!

Анализируйте свои …поступки.

Учитесь признавать свои …ошибки.

А теперь посмотрите на доску и выберите каждый для себя вывод.  

1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.

- Кто хочет, может прочитать, что выбрал.

 VII. Рефлексия. 

Сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось  бы узнать, к какому выводу вы пришли?

Сегодня я понял..

Я бы хотел…

Viii. Итог классного часа.
- Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки).
Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой.

Надеюсь, что сегодняшний разговор не прошел даром, и вы сделаете для себя соответствующие выводы.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!