СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Первоцвет - 2018"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классныйчас в рамках проведения природоохранной акции "Первоцвет-2018".

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Первоцвет - 2018"»

Григорчук Елена Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Заозерненская средняя школа

города Евпатории Республики Крым»

([email protected])


Классный час для учащихся 3 класса

«Люди всей планеты, берегите первоцветы!»

Цели: 

- формировать умения видеть прекрасное в окружающей среде,

- совершенствовать знания о редких растениях;

- развивать умения делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

- знакомство с мероприятиями по охране первоцветов;

- вовлечение школьников в активную экологическую деятельность по сохранению и защите  раннецветущих растений;

- изучение первоцветов, занесённых в Красную книгу Крыма.

Оборудование: иллюстрации первоцветов и лесной поляны, пазлы цветов, памятки, тексты для групповой работы, плакат.



Ход классного часа.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

(Т.Собакин)



Учитель. Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку. Куда? Догадайтесь.

Есть у меня зеленый друг,

Зеленый друг, хороший.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

(Лес.)

Правильно, мы идем в лес. Широко раскинулся зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане дубы, сосны. Первым нас встречает лесной сторож.

Лесник. Здравствуйте, ребята! Очень рад вас видеть у себя в гостях. А вы знаете, как вести себя в лесу?



(Детям вручаются памятки «Как вести себя в лесу».)




Как вести себя в лесу.

(правило десяти «НЕ»)

  1. Не разводи огонь!

  2. Не разоряй гнезда!

  3. Не разоряй муравейники!

  4. Не обижай животных и насекомых!

  5. Не шуми в лесу!

  6. Не мусори!

  7. Не ломай деревья и кусты!

  8. Не ломай ядовитые грибы!

  9. Не собирай букеты!

  10. Не заходите далеко в лес!


Мы проходим с вами среди деревьев, на которых еще нет листьев. Солнышко беспрепятственно проникает сквозь ветви и освещает небольшую полянку. Здесь собрались первые цветы лесов Крыма. Чтобы узнать их, вы должны отгадать загадки.

  1. Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится

Хоть и маленький.

(Пролески.)

  1. Шмель цветку очень рад

Ах, медовый аромат!

И цветки красивые –

Розовые, синие.

(Медуница.)

  1. И матушке родная,

И мачехе злая

Бок о бок живут –

Через стеночку.

(Мать-и-мачеха.)

  1. Из под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

(Подснежник.)

  1. Фиолетовый цветочек,

Мягкий, бархатный листочек.

Ночью нежный аромат

Наполняет лес и сад.

(Фиалка.)

  1. Ах, цветочек золотой,

Чистый и блестящий.

Умывается росой

И водичкой дождевой.

(Чистяк.)

  1. Как гусята разбежались

Желтые цветочки.

Улыбнулись детворе

Нежные комочки.

(Первоцвет.)

  1. Жёлтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились...

(Крокусы.)



Правильно на поляне собрались мать-и-мачеха, крокусы, первоцветы, пролески, чистяк, медуницы, фиалки, подснежники (демонстрация фотографий).

Каждый год эти цветы собираются для пересчета. Их становится меньше. А некоторые даже прописаны в Красной книге. Почему она красная? Красный цвет предупреждает – стой. Еще один неосторожный шаг и будет поздно.

Ребята, из-за чего же эти цветы требуют охраны? Послушайте сказку.


Подснежник

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрел на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял заяц. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза зайца погрустнели, и он заплакал…

Ответьте на вопросы.

  • Можно ли Вову назвать добрым мальчиком?

  • Почему заяц заплакал?

  • Почему же первоцветы нужно охранять??



Посмотрите (фотография весенней поляны с цветами), разбуженные теплом и светом, проснулись первые цветы. Сегодня они решили написать жалобу.




Цветочная жалоба.

Ох, и любят нас люди!

Но печально обернулась для нас любовь людей к цветам! Им нравится составлять букеты из первых цветочков.

Конечно, мы понимаем тех людей, которые хотят принести в дом частичку весеннего леса. Но эти любители природы не знают, что мы недолго стоим в вазе, мы быстро вянем. Без леса мы скучаем и погибаем от тоски.

Мы страдаем из-за того, что люди губят красоту! Многие из нас стали редкими и занесены в список охраняемых.

Помогите нам! Разъясните людям, почему нельзя рвать первоцветы.

Я предлагаю вам, ребята, отправиться в справочное бюро леса и узнать о первоцветах. Для этого надо разделиться на группы. Станем в круг. Давайте по очереди назовем цветы, которые собрались на полянке (делю класс на группы по три человека по названию цветов).

(Дети получают у Лесника конверты с разрезанным текстом и пазлами с изображением цветка по группам.)

Ребята, ваша задача восстановить текст, собрать картинку и подготовить выступление группы. Распределите поручения в группе, выберите ответственного.

Не забывайте правила работы в группе!


Правила работы в группе.

  1. Слушай, что говорят другие!

  2. Делай выводы, задавай вопросы!

  3. Говори спокойно и только по делу!

  4. Помогай товарищам!

  5. Точно выполняй свое задание!



(Дети работают самостоятельно.)

Выступление групп.




Мать-и-мачеха

Самый смелый цветок, потому что зацветает раньше всех – на первых проталинах.

Этот цветок сияет желтым цветом, как фонарик, который зажгла весна. Он похож на маленькое солнышко. Первыми появляются цветочки, а потом уже листочки. Листья покрыты пушком, который исчезает с верхней стороны. Верхняя сторона его холодная – мачеха, а нижняя теплая, как мать.




Крокус

Эти цветочки удивительно красивы. Они бывают сиреневого, фиолетового, ярко-желтого, оранжевого, белого цвета. Крокусы покрывают всю поляну, создавая прекрасный весенний ковер.




Первоцвет

Цветы первоцвета очень душистые, золотисто-желтого цвета. Это самый «звездный» весенний цветок. Его часто называют цветком двенадцати богов из-за лекарственных свойств.





Пролески

Самый благородный цветок. Он не пестрый, но его цвет напоминает кусочки весеннего неба на темной полянке. Пролески нежно-голубые.




Подснежники

Эти цветы первыми появляются из-под снега. Чудесные белые колокольчики расцветают холодной ранней весной. Они бывают разного цвета — то голубые, то белые, то лиловые.




Фиалка

Цветет позже всех. Цветы фиалки голубого, фиолетового, синего и желтого цвета. Ее цветы очень ароматные и прекрасные медоносы.




Чистяк

Самый блестящий, умытый и крепкий цветок.

Недаром его называют чистяком! Цветок завораживает людей своей свежестью




Медуница

Этот цветок замечателен тем, что сам разноцветный. Сначала появляются красные цветки. Но со временем они меняют свое платьице. И теперь цветы не только красные, но и синие, и фиолетовые.



Первые цветы всегда радуют людей. Но человек, сорвавший красивый цветок, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение. Охрана растений – наше общее дело. Любому это известно. Но к сожалению, не каждый понимает, что общее – это значит и его.



Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись лепестки…

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет.

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь цветы не могут нам сказать:

«Наслаждайтесь нашей красотою –

Только очень просим нас не рвать!»

(И.Абдулаева)



Ребята, каждому из вас доступна радость оставить жизнь цветку. Что нужно для этого делать?

Правильно, нельзя вытаптывать цветы, собирать букеты. Наша давняя привычка рвать цветы, приводит к исчезновению многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей любви к цветам стали редкие растения.

Один человек сорвал единственный цветок. Но от красоты леса не останется и следа, если там побывает класс учеников – любителей букетиков.

А если перед праздниками мы букетики подснежников заменим цветком в вазоне, этим сохраним тысячи цветов. А ведь из горшочка цветок можно высадить в палисаднике! И подснежников станет больше.

Отправляйтесь в лес, любуйтесь цветами. Все они будут радовать вас своей красотой, только оставшись в природе.



Учитель. Ребята, чтобы помочь цветам, я предлагаю вам выпустить стенгазету, в которой разъяснить людям, почему нельзя рвать первоцветы.

(Групповая работа: нарисовать знаки, написать сообщение, просьбу. Все оформить на плакате.)



Лесник. Вы замечательно поработали сегодня, ребята. Я хочу поблагодарить вас и провести для вас небольшую викторину.

  1. Почему, оберегая цветы, мы помогаем птицам, насекомым, животным?

  2. Почему, чтобы не причинять растениям вреда, нужно ходить по тропинкам?

  3. Как надо поступить, если встретишь в лесу красивый цветок? (Зарисовать или сфотографировать его, полюбоваться им, но не срывать.)



Берегите первоцветы! Их не так много в наших лесах. Цветы должны расти, набираться сил, приносить плоды. Чтобы в новом сезоне на этом же месте появились новые, крепкие, красивые первоцветы.

Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Пусть красивые растения остаются в природе!



Литература:

  1. Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2005. – 185с.

  2. Красная книга Республики Крым: растения, водоросли и грибы./ А.В.Ена (ред.). - Симферополь: ООО «ИТ»АРИАЛ», 2015. – 481с.

  3. Экологические сказки: пособие для учителей 1-6 классов./Сост. Г.А.Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 57с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!