СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по Гражданской обороне на тему "Жизнь - бесценный дар"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час по Гражданской обороне на тему "Жизнь - бесценный дар"»

Открытый классный час в 7 – А

«Жизнь – бесценный дар»

Цель: формирование ценностного отношения учащихся к жизни, ознакомить с видами ЧС, правилами поведения людей в условиях стихийных бедствий, правилах оказания первой помощи пострадавшим, поведение в чрезвычайных ситуациях, воспитывать любовь к природе, желание охранять ее, способствовать возникновению у детей чувства ответственности за экологическую чистоту.


Оборудование: рисунки «ЖИЗНЬ – бесценный дар; портреты героев – пожарных, краски, кисти, карандаши; фонограмма песни А. Ермолаева «Мир, который нужен мне»; запись звучания метронома, сигналов оповещения, оборудование для игровых ситуаций, медицинские принадлежности.


Содержание урока

  1. Организация класса к началу урока.

(учащиеся выполняют роль экспертов, учитель – ведущий программы, занимает центральное место).

- Здравствуйте уважаемые гости, ребята!

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: класс наш хоть куда.

Улыбнулись друг дружке.

Мы начнем урок, друзья!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Сообщение темы и целей классного часа.

Сегодняшняя наша встреча с вами пройдет в форме телепередачи «Чрезвычайные ситуации»

- Как выдумаете, ребята, какова цель нашей встречи сегодня?

(как вести себя в условиях разных чрезвычайных ситуаций, научиться быстро реагировать на разные ситуации, оказывать первую помощь пострадавшим…)

УЧИТЕЛЬ:

Как хорошо на свете жить,

Смеяться плакать и любить,

Идти по снегу босиком

Мечтать и думать ни о ком,

Вдыхать сиреневый дурман

И верить в дружеский обман

Мять колесом ковыль степей,

Кормить с ладони голубей…

Не сетовать и не брюзжать,

А каждый день в руках держать,

Тот бесконечный ценный дар,

Который нам от бога дан.


- Наша сегодняшняя передача посвящена теме «Жизнь – бесценный дар». Мы будем обсуждать сегодня поведение в чрезвычайных ситуациях, узнаем, как сохранить самое ценное, что есть у человека – жизнь.

-В жизни мы часто слышим выражение: «Как удачно сложилась жизнь», «Жизнь преподнесла сюрприз», «Жизнь не задалась».

- А задумывались ли вы, что есть человеческая жизнь?

(работа в парах, затем уч-ся выборочно зачитывают свои мысли.)

- В словаре Даля дано такое определение этому слову:

«Жизнь – существование отдельной личности». У каждого человека своё понимание жизни потому, что все мы разные. Каждый со своими взглядами, представлениями и правилами жизни.

- Как вы думаете, почему тема нашей передачи «Жизнь – бесценный дар»?

(метод «микрофон», ответы уч-ся)

Учитель-ведущий

- Надо спешить жить. Ведь какая-либо нелепая трагическая случайность могут прервать её. Берегите и цените свою жизнь.

- К сожалению, наша жизнь полна неприятных неожиданностей, различных стихийный бедствий, которые могут угрожать нашей жизни.

- Я попрошу экспертов, присутствующих в нашей студии поделиться информацией по этому вопросу.

Итак, вопрос экспертам:

Какие ситуации можно отнести к чрезвычайным ситуациям мирного и военного времени?

(Ответы учащихся:

· аварии;

· крупные аварии;

· опасные природные явления;

· стихийные бедствия;

· экологические бедствия;

· экологические катастрофы;

· социальные, политические, национальные явления.)


- Спасибо! А сейчас давайте рассмотрим более подробно эти аспекты.

-Предоставляем слово эксперту в области аварий – Горбатенко Вадиму:

1-ый учащийся: Авария - ЧС, происходящая по техногенным причинам, а также из-за случайных и внешних воздействий и заключающаяся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

- Учитель-ведущий:

- Да, так и случилось на Чернобыльской АЭС.

Чернобыль – небольшой город под Киевом, находится на реке Припять.

Ту мирную, тихую весеннюю ночь на берегу Припяти никто не забудет. Это была волшебная украинская ночь, теплая и ласковая. Дружно распускались листья на деревьях. Природа оживала.

- И в эту красивейшую ночь с 25 на 26 апреля 1986,ровно 33 ГОД НАЗАД, когда все люди мирно спали, на Чернобыльской АЭС случилась большая трагедия – раздался взрыв (звук взрыва)

и загорелся 4 энергоблок атомной станции. Мирный атом вышел из-под контроля и стал разносить на земную поверхность невидимый яд – радиацию. Она расползлась по селам, городам, отравляя все на своем пути: воздух, воду, почву…

Чернобыль – черная боль на нашей земле. Зона отчуждения – 2600 м 2 радиационно-опасных земель.

- А в это время…

Первыми кинулись на борьбу с пожаром в 4-м энергоблоке пожарные: Виктор Кибенюк, Николай Иващук, Владимир Максимчук, Леонид Телятников, Василий Игнатенко под руководством лейтенанта Владимира Правика. Они понимали смертельную опасность, но по-другому поступить не могли.

(учащиеся рассматривают фото Чернобыля, участников ликвидаторов).

Виктору Кибенюку, пожарному из Макеевки, было только 24 года. Их было шестеро. Они погибли, ликвидируя пожар на ЧАЭС.

- Давайте почтим память всех погибших ликвидаторов последствий взрыва на Чернобыльской атомной станции.

(стук метронома, минута молчания)

Не снимут боль ни мрамор, ни гранит,

И никакие в мире обелиски.

Так пусть навечно память сохранит

Нам образы ушедших наших близких.

Учитель-ведущий:

- Одним из видов чрезвычайных ситуаций является и терроризм.

- Давайте обратимся за помощью к нашему эксперту по этому вопросу.

Учащийся-эксперт – Заика Алексей: Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении людей или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения материальных объектов, создающие опасность гибели людей.

- Спасибо, Алексей!

-А что же делать в экстремальной ситуации?

Учащийся-экспертБущик Даша: Старайтесь просто не попадать в сложные, неприятные ситуации. Не гуляйте до позднего вечера на улице. Не садитесь к незнакомым людям в машину. Находясь в общественном транспорте, смотрите по сторонам. Главное – не поддавайтесь сильному страху. Никогда не зажмуривайте от страха глаза, наоборот, постарайтесь шире их раскрыть и оглядеться вокруг. Не поддавайтесь ужасу. Ужас – это всего лишь сильный страх.

Учитель-ведущий:

- Следующий раздел нашей передачи посвящен плану действий в экстремальных ситуациях.

Метод «Микрофон»:

- Ребята! Назовите мне, пожалуйста задачи гражданской обороны.

Одними из задач гражданской обороны являются:
1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций. 
2. Оповещение населения об опасности.

Это должен знать каждый!

Сигналы гражданской обороны

(в мирное время)

  1. Единый предупредительный сигнал –

В н и м а н и е в с е м!

2. Способ передачи – сиренами, производственными и транспортными гудками

3. Действия по сигналу - включить радио, телеприёмник для прослушивания экстренного сообщения.

Сигналы оповещения ГО

(в военное время)

Сигнал «Воздушная опасность»

Сигнал «Отбой воздушной опасности»

Сигнал «Угроза химического заражения»

Сигнал «Угроза радиоактивного заражения»

Действия населения: Учащийся – эксперт – Стригина Настя

  1. Надеть противогазы или ватно-марлевые повязки.

  2. Взять документы.

  3. Выйти из зоны заражения.

  4. Следовать в безопасное место - убежище.

- Давайте с вами представим следующие ситуации и продемонстрируем как будем действовать в экстремальных ситуациях

(роль играет Пузанова Полина)

Представьте, что Вы находитесь в своей квартире. Родители на работе. Внезапно вы чувствуете резкий запах дыма и гари. Открыв входную дверь, видите, что весь подъезд объят пламенем, в дыму. ни лифта, ни лестницы не видно. Ваши действия.

Затем составляем план действий.

1.Позвонить по телефону 0-1, вызвать пожарных.

2.Плотно закрыть входную дверь, забить тряпками все щели.

3.Набрать воды в ванную.

4.Приготовить фонарик или кусок цветной ткани, чтобы подавать сигналы.

5.Если есть балкон, надо выйти на него и там ждать пожарных.

ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ.

1.Можно ли для спасения пользоваться лифтом? (нет)

2.Можно ли спускаться по водосточной трубе, связать куски тряпки или верёвки? (нет)

3.Как нужно передвигаться по задымлённому помещению? (ползком или согнувшись)

СИТУАЦИЯ 2.

(роли исполняют Каракай Никита и Бущик Дарья (бабушка)

Вы смотрите телевизор в своей квартире. Бабушка спит в соседней комнате. Внезапно телевизор взрывается и начинает сильно дымиться. Комната наполняется дымом. Ваши действия.

Затем составляем план действий.

1.Выключить телевизор из розетки.

2.Набросить на телевизор плотное одеяло.

3.Намочить платок и дышать через него.

4.Забрать бабушку и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв дверь.

5.Позвонить по телефону 0-1, вызвать пожарных.

ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ.

1.А может лучше сразу вылить на горящий телевизор ведро воды? ( нельзя тушить включенные электроприборы водой )

2.А можно накрыть телевизор одеялом и тушить пожар самому? ( нет, надо вызвать пожарных )

3.А если глаза разъедает дымом, что делать? ( закрыть глаза мокрой тряпкой и двигаться к выходу, держась за стенку )

СИТУАЦИЯ 3.

(Роли исполняют: Шуба Аня, Козачек Настя, Аксенова Диана)

Платье гладила Анюта

И увидела подруг.

Отвлеклась на три минуты:

И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шуток,

Вот, что значит три минуты:

Платья нет, кругом угар

Чуть не сделался пожар!

- Каким последствиям может привести неосторожное обращение с электроприборами?

- Спасибо ребята!

- А сейчас мы с Вами выполним некоторые команды, которые должен знать и уметь выполнять каждый.

1. Команда «Хлор» (дети становятся на стулья и надевают средства защиты)

- Скажите мне, пожалуйста, почему, при этой команде вы поднялись на высоту? Хлор стелется по земле, т.к. он тяжелее воздуха.

2. Команда «Аммиак» (дети садятся на корточки и надевают средства защиты)

- А почему нужно присаживаться на корточки? Аммиак легче воздуха, поэтому поднимается вверх.

3. Команда «Артобстрел» (включаю звук сирены) Дети ложатся на пол, заводят руки за голову и открывают рот.

4. Команда «Пожар» (дети, пригнувшить покидают помещение)

- Молодцы! Хорошо среагировали!



- Следующий раздел нашей телепередачи: рубрика «Помоги!»

(выходят 4 пары и оказывают первую мед помощь пострадавшим)

1 пара – повязка на глаз

2 пара – повязка на голову «Чепчик»

3 пара – наложение шины при переломе

4 пара – налаживание жгута при венозном кровотечении

- Молодцы, ребята! Садитесь на свои места!

За 5-7 минут до окончания урока

ІІІ. Итог классного часа

- Дорогие гости студии, телезрители, наша передача подошла к своему завершению и сейчас я предлагаю всем нам, в том числе и гостям нашей студии - нарисовать мир, который вы видите своими глазами, мир во всех красках, во всех его положительных проявлениях.

(звучит песня А. Ермолаева «Мир, который нужен мне).

(на партах у каждого лежат принадлежности для рисования, а пара ребят рисуют на ватмане у доски)

Учитель-ведущий:. Ну что ж! Давайте продемонстрируем то, что у нас получилось!!! Какие мы молодцы! Так любим жизнь!

- А Мне остается только пожелать всем сидящим в этой студии мира и благополучия, чтобы ваша жизнь никогда не омрачилась чрезвычайными ситуациями и проблемами. До новых встреч в нашей студии. Будьте здоровы и счастливы.

- Спасибо за Внимание! Приходите к нам еще!



Если вдруг осталось время, хотя это вряд ли…

Викторина

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Какой номер вызова пожарных и спасателей и как правильно следует сообщить о происшествии?

/101- при этом необходимо назвать точный адрес, что случилось, свою фамилию, имя и отчество/.

2*. Почему на чердаке дымоходы должны быть всегда побелены?

/На побеленной поверхности дымоходов легче обнаружить трещины и щели, через которые огонь может проникнуть на чердак, по обнаружению таковых, необходимо заделать изъяны глиняным, песчаным раствором и побелить/.

3. Какие правила надо соблюдать, чтобы не допустить возникновения пожара при топке печей?

/Нельзя растапливать дрова в печи бензином, керосином и другими огнеопасными жидкостями, топить печь с открытыми топочными дверцами, сушить дрова и другие горючие материалы на печах или около них, топить неисправные печи и главное, поручать топку печей малолетним детям/.

4. Можно ли открывать окна и двери в доме или квартире во время пожара?

/Нельзя, т.к. через открытые оконные и дверные проемы в помещение будет поступать кислород, что способствует усилению горения/.

5. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?

/Нельзя. При включении или выключении выключателя или штепсельной розетки может возникнуть искрение между контактами и произойти взрыв газа/.

6. Почему в учреждениях выходы из помещений устраиваются, открывающимися наружу?

/Чтобы в случае возникновения пожара двери не стали препятствием для эвакуации людей/.

7. Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при разведении костра в лесу?

/Очистить от сгораемых предметов площадку для костра, окопать ее.

Перед уходом из леса угли следует залить водой, либо засыпать землей/.

8. Как тушить загоревшуюся на человеке (на самом себе) одежду?

/Повалить человека на землю и накрыть плотной тканью, но не с головой/.

/Упасть, кататься по земле (полу), плотно прижимаясь горящими участками одежды к земле/.

9*. Какими средствами пожаротушения должен быть обеспечен каждый дом или квартира?

/В каждой квартире обязательно должен быть огнетушитель и специально оборудованный шкаф со шлангом (15м) для тушения пожара. Возле частного дома дополнительно должна находиться емкость с водой не менее чем на 200л (в летний период)/.

10. Что необходимо сделать при уходе из квартиры (дома), чтобы не допустить пожар?

/Выключить электроприборы, газ, свет, закрыть окна, двери смежных комнат, убрать спички от детей/.

11*. Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при устройстве новогодней елки?

/Нельзя применять свечи, бенгальские огни, хлопушки. Нельзя делать костюмы из ваты, марли, бумаги, непропитанные огнезащитным составом/.

12. Какие меры нужно принять, чтобы не допустить пожар из-за шалости детей с огнем?

/Следить, чтобы дети не играли со спичками, не включали электроприборы, не разводили костры/.

13. Как выйти из помещения, заполненного дымом?

/Ползком, закрыв лицо мокрым платком, ползти вдоль стены/.

14. Каковы ваши действия при загорании телевизора?

/Сообщить в пожарную охрану. Выключить из розетки и тушить подручными средствами /порошковый или углекислотный огнетушитель, кошма или плотное шерстяное одеяло, песок, земля из цветочного горшка/.

15. Назовите основные причины пожаров в быту.

/Неосторожное обращение с огнем, в т.ч. при курении, короткое замыкание электропроводки, оставленные включенными в сеть электроприборы, неисправность печного отопления, детская шалость, поджоги/.

16*.Что делать, если лестница в многоэтажном доме задымлена?

/Лучше оставаться в квартире, сообщить в пожарно-спасательную службу по телефону «01» и ждать приезда пожарных. Следует намочить тряпки, полотенца, простыни, плотно прикрыв двери, постараться, как можно тщательнее заткнуть щели между дверью и косяком, также следует поливать водой и саму входную дверь. Дышать в задымленном помещении необходимо через мокрую ткань (платок, марлевую, многослойную повязку). Выйти на балкон, плотно закрыть за собой дверь/.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Пользоваться лифтом, пытаться спуститься самостоятельно по лестничным маршам, по веревкам или простыням.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ



1. Какой основной сигнал оповещения Гражданской обороны Вы знаете?

/Основной сигнал оповещения Гражданской обороны «Внимание всем!»/.


2. Назовите порядок подачи сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!».

/Подается для предупреждения населения о непосредственной угрозе нападения противника или заражения. Сигнал доводится до населения при помощи сирен непрерывного звучания в течение 3 минут, повторяется несколько раз и дублируется гудками на предприятиях, транспортом/.


3. Что нужно сделать при получении сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!»?

/Включить радио- и телевизионные приемники и прослушать информацию/.


4. При необходимости эвакуации следует:

/Собрать в сумку документы, деньги, ценности, предметы первой необходимости; приготовить запас консервированных и сухих продуктов, воды; закрыть окна, перекрыть газ, воду отключить электроэнергию, закрыть за собой дверь/.


5*. Назовите ваши действия, если Вы оказались в заложниках?

/Главное не конфликтовать, постараюсь установить нормальные отношения, ограничу свои движения, на всякое действие буду спрашивать разрешение, попытаюсь запомнить максимум информации о захватчиках, использую любую возможность для спасения, но только в том случае, если буду уверен в успехе/.


6*. Что нужно сделать в случае химических ожогов кожи?

/При поражениях любой агрессивной жидкостью (кислотой, щелочью, растворителем, спецтопливом, маслами и т.п.) – необходимо промывать под струей холодной воды до прибытия «Скорой помощи»/.

7*. Если вы обнаружили подозрительный предмет?

/Заметив взрывоопасный предмет, а также подозрительные предметы, не подходите близко к ним, позовите людей и попросите немедленно сообщить о находке в милицию/.

8. Какие вы знаете естественные безопасные укрытия на улице и относительно безопасные места в доме?

/На улице: овраг, яма, ров, канава, кювет дороги. Дома: ниши стен, дверные проемы, встроенные шкафы/.

9. Во время урагана, бури, смерча вы оказались на улице….

/Находись в удалении от зданий; найди естественное укрытие, ляг на землю и прижмись, закрой голову руками; жди снижения порыва ветра и быстро перейди в более надежное укрытие/.

/Нельзя подходить ближе, чем на 5 метров/.


ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ


1. Как избежать отравлений препаратами бытовой химии?

/Никогда не пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии;

не пить жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они стоят на полу или в «укромном месте»; не пользоваться спичками рядом с банками или бутылками с резким запахом, не распылять содержимое аэрозольных баллончиков вблизи открытого огня, хранить химические вещества в закрывающихся шкафчиках/.

2*. Вы разбили в комнате градусник. Что сделать, чтобы ртуть не причинила вреда вашему здоровью?

/Открою окна и двери, чтобы проветрить помещение. С помощью резиновой груши соберу ртутные шарики в банку с водой, закрою плотной крышкой. Обработаю поверхность 5% раствором марганцовки. Ртуть сдам в штаб Гражданской обороны/.


3*. Чем опасна ртуть?

/Очень токсична. Пары ртути вызывают у людей острые отравления. Особенно усиливается опасность, когда увеличивается площадь испарения (при растирании ее по поверхности или когда множество мелких капелек забивается в щели и другие углубления).



-Я хочу Вам всем пожелать, чтобы таких ситуаций в вашей жизни не возникло.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!