СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по пожарной безопасности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход занятия:

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  2.  

Долгожданный дан звонок, начинается урок. Наши ушки на макушке, глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!

  1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ

Учитель:   Сегодня мы вспомним очень важную для всех нас тему. А вот какую тему, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.

  • Кто задорный и весёлый, верность, правилам храня, бережёт родную школу от огня?
  • Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор, а сгорел гараж знакомых и строительный забор?
  • Кто соседской детворе объясняет во дворе,  что игра с огнём недаром завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке, загорелся старый стол, еле сам живой ушёл? Учитель:   Так о чём мы будем говорить?

Дети:  О безопасном обращении с огнём.

 

 

 

 

Учитель: Сегодня на нашем занятии мы вспомним роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную; закрепим правила правильного поведения при пожаре и  составим памятку «Как вести себя при пожаре».  (СЛАЙД 2)

 

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОГНЯ

 

Учитель: В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. (СЛАЙД 3) Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. (СЛАЙД 4)

С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовать себя людьми. (СЛАЙД 5)

Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы, не использовался огонь.

Назовите сферы применения огня.

 

Дети: приготовление пищи, плавка металлов, изготовление стекла и стройматериалов (кирпич), обжиг керамических изделий …

        

           

 

 Учитель: Можно ещё долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде.  (СЛАЙД 6)

 

 

Говорим – огонь нам друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нём забудем,

        Отомстит он сразу людям.

        Пожалеете о том

        Вы в сражении с огнём.

        Тут он страшен и суров

        И от дома куча дров.     (СЛАЙД 7, 8, 9)

 

 

IV.  ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

 

Учитель: Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре, рассмотрим, какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.  (СЛАЙД 10)

200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни над зданием пожарной команды. Она была самым высоким сооружением в старых русских городах.  (СЛАЙД 11)

 

      

        Ученик.

На площади базарной,

На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный из будки

Поглядывал

На север, на юг,

На запад, на восток –

Не виден ли дымок?

 

         Ученик.

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной.

И два шара, и три шара

Взвивалось  вверх бывало.

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

 

Ученик . У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь – лошади – самые лучшие, самые резвые. (СЛАЙД 12)

 

Ученик 2. Пожарная часть, выезжающая в те времена на пожар, представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: «Летит, как на пожар». Но дом зачастую не успевали спасти. (СЛАЙД 13)

 

Ученик 1. На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современных пожарных автомобилях. (СЛАЙД 14, 15)

ИЗ ИСТОРИИ ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ Г. ЛЕБЕДЯНЬ

Борьба с огнём на Руси издавна считалась делом непростым и важным. Часто возникавшие в деревянных городах пожары наносили огромный ущерб. Ещё в 1472 году князь Иван III был вынужден издать указ о мерах пожарной безопасности в Москве. При Петре I при Адмиралтействе была создана одна из первых профессиональных пожарных команд     Пожарная часть Лебедяни, как и в других городах, содержалась за счёт городской казны, и находилась «в довольно удовлетворительном состоянии». в октябре 1865 года,  по распоряжению вышестоящего полицейского начальства, лебедянский пожарный обоз был передан в ведение городского общества.

 

     Надо отметить, что пожарная команда всегда была предметом гордости горожан. Пожарных ценили и уважали. Примечателен случай, произошедший в Лебедяни в конце 1860-х, когда Городским Головой был Николай Иванович Игумнов. «Какой-то взбалмошный губернатор, кажется Данзас, при объезде губернии, осматривал Лебедянскую пожарную команду, которая, говорят, была по тогдашнему времени, в очень хорошем состоянии, так что лебедянцы тщеславились ею, придравшись к какой-то мелочи, публично разорался на Игумнова грубейшим образом». После этого Николай Иванович хотел выйти в отставку, но горожане уговорили его остаться и устроили своего рода демонстрацию в честь него – торжественный обед с поднесением адреса – «Почётного Листа от почётных граждан, купцов, мещан…».

Подчиняясь Городской Управе, лебедянская пожарная часть располагалась здесь же. Конские сараи протянулись вдоль Дворянской улицы. Во дворе Управы размещались повозки с пожарными трубами и брандспойтами. С башенки-каланчи на здании Управы велось наблюдение за городом. Весь пожарный обоз был выкатным. По тревоге повозки выкатывались вручную на улицу; одновременно выводились из конюшен лошади. При этом способе закладки обоза время сбора по тревоге составляло всего несколько минут      В 1910 году в составе пожарной команды Лебедяни числилось 12 рабочих во главе с начальником пожарной части — брандмейстером. В их распоряжении имелось 13 лошадей, 4 трубы и 6 рукавов, 8 летних и 5 зимних дрог, 3 бочки, 8 ведер, 2 лестницы, 3 багра, 6 ломов и лопат.

 

 

Ученик. 17 апреля 1918 года В.И.Ленин подписал декрет «Об организации мер борьбы с огнём». Эту дату принято считать днём рождения пожарной охраны.

 

 

Ученик. Пожарные всегда спешат на пожар, но иногда они приезжают слишком поздно. Как говорится, «на пожарных надейся, а сам не плошай», то есть до того, как на пожар приедут пожарные, мы многое сумеем спасти, затушить пожар, если будем правильно действовать.

 

 

Учитель: Что запускали в старину пожарные в небо, если видели пожар?

 

Дети: Шар.

 

 

VI.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

 

Учитель: Итак, пожар – это опасность для здоровья и жизни людей, а значит это ЧС (чрезвычайная ситуация).   (СЛАЙД 16)

А главное в ЧС не паниковать и правильно, грамотно действовать.

       

          Ученик 1.

Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал –

Смело трубку в руку взять,

«01» сумей набрать

И назвать ещё потом

Город, улицу и дом,

И квартиру, где живёте,

И с каким она замком,

И ещё сказать: «Даю

Вам фамилию свою,

Также номер телефона,

У которого стою».

 

Учитель: Вызовите пожарную службу.

 

Дети вызывают по телефону пожарную службу.

 

- Почему телефон пожарной службы – 01?

 

          Дети:   (СЛАЙД 17)

  • Он простой, его легко запомнить.
  • Номер короткий, на пожаре дорога каждая минута.
  • Номер удобный, его легко набрать на диске телефона даже в темноте.

 

Ученик:

Пусть знает каждый гражданин –

Пожарный номер – 01!  (СЛАЙД 18)

 

Учитель: Да, ребята, пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира, даже целый дом. Но что самое страшное – при пожаре могут погибнуть люди. Скажите, а от чего может возникнуть пожар?

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Ученик 1.

Он таким бывает разным -  Голубым и рыже-красным,  Ярко-жёлтым и, ещё же,  Олимпийским быть он может.   

 

Ученик 2.

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам, невдомёк,

Что опасен огонёк.

 

Ученик 3.

Возле газовой плиты

Расшалились – жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед  газовой плитой.

 

Ученик 4.

Каждый знает, что утюг –

Добрый, но серьёзный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

 

Ученик 5.

Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.

 

 Ученик 6                  

Чайник всё кипел, кипел,

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Чёрный дым под потолок.

 

Ученик 7.

- У окна, - сказала мать,

Калорифер не включать!

- Поздно, - зайка говорит, -

Занавеска-то горит.

 

Ученик 8.

Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

Неразумно и смешно.

Надо закрывать окно.

 

 

Ученик 9.

Взгляд лесничего суров:

- Здесь не место для костров!

Погасить велел костёр

И закончил разговор.

 

Учитель: Итак, необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности. А если вдруг уже случилась беда, как быть? Сейчас мы проверим и закрепим наши знания, вспомним различные ситуации с огнём.

 

  • У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия?

- обесточить;

- накрыть влажной тканью;

- при необходимости позвонить «01» и вызвать пожарный наряд.  (СЛАЙД 19)

 

 

  • На тебе горит одежда. Как будешь действовать?

- надо упасть на пол;

- накрыться влажной тканью;

- бежать нельзя.      (СЛАЙД 20)

 

 

  • Увидел человека с горящей одеждой. Твои действия?

- догнать, накрыть тканью;

- уронить на пол;

- тушить огнетушителем нельзя.    (СЛАЙД 21)

 

 

  • Как надо преодолевать задымлённое место?

- пригнувшись;

- задержать дыхание;

- использовать мокрое полотенце.   (СЛАЙД 22)

 

 

  1. .  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

  • А теперь проверьте свои знания и выполните самостоятельную работу.

Соедините начало фраз с их окончанием, и вы получите правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

 

 

  1. Огонь нельзя оставлять
  2. Если увидишь пламя -
  3. Вызывай пожарных
  4. От огня
  5. Из горящего помещения
  6. Опасней всего при пожаре

по телефону 01

нельзя прятаться

без присмотра

зови на помощь взрослых

дым

надо быстро уйти

 

Учитель: Давайте прочитаем памятку, которая у нас получилась.    (СЛАЙД 23)

 

 

ПАМЯТКА

 

  1. Огонь нельзя оставлять без присмотра.
  2. Если увидишь пламя – зови на помощь взрослых.
  3. Вызывай пожарных по телефону 01.
  4. От огня нельзя прятаться.
  5. Из горящего помещения надо быстро уйти.
  6. Опасней всего при пожаре дым.

 

 

  1. .  ИТОГ ЗАНЯТИЯ

 

!    (СЛАЙД 24, 25, 26, 27, 28)

 

             

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!