ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Здравствуйте ребята. Мне хотелось бы сегодня с вами поговорить на тему, а вот на какую.Вы должны узнать сами.
Хочу обратиться к эпиграфу нашего занятия. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»
А. Сент-Экзюпери
В чем же смысл этого Высказывания? Как Вы это понимаете?
Смысл: . Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Тема нашего занятия – «Умение общаться- путь к успеху!».
Что такое общение?
Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.
Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
Нужно ли учиться общению?
(Общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость).
Сказка «Мудрецы и слон»
Сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов. Текст этой сказки есть у Вас. Это лист №1.
Прослушивание сказки.
Итак, в чем же была ошибка мудрецов?
Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)
Молодцы, вы правы.
• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.
Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке? (Высказывания детей)
Игра «Перестройка»
Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.
«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.
Мне нужны 7 человек. А кто это будет, определит жребий, для этого найдите у себя на столе, вам витаминный сюрприз. У кого оказались зеленые яблоки, выходит к нам сюда.
Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.
Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.
Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!
И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.
Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!
Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? (не видишь его жестов, выражения лица).
Для того, чтобы общение было эффективным и понятным существуют Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается информация.
С помощью, каких средств происходит общение между людьми?
(Чаще всего, люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют вербальным).
вербальные (речевые): речь, темп, тембр, громкость речи.
невербальные: жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные реакции (покраснение, побледнение) и т.д.
Упражнение «Язык жестов»
Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения. Для этого к нам сюда выйдут желтые груши и желтые яблоки (8 человек)
Группа яблоки при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а другая команда попробует отгадать.
Профессия: повар, зубной врач, учитель.
Группа груши покажет при помощи пантомимы животных
Животные: заяц, медведь, собака.
У вас все получилось. Скажите, с помощью, каких средств общения вы выполняли это задание? (с помощью жестов, молодцы)
Шуточные задания. Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий, позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации - речь, интонацию, тембр, а также мимику (выражение лица). Для выполнения задания к нам сюда выходят зеленые груши. ( чел)
Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:
Радость;
Страх;
Удивление;
Неудовольствие;
Грусть;
Торжественно.
Посмотрите, как смотрят:
Лисица, сидящая перед вороной с сыром;
Папа после родительского собрания;
Начальник на подчинённого.
Улыбнитесь, как улыбаются:
Очень вежливый японец;
Собака своему хозяину;
Кот на солнышке;
Нахмурьтесь, как нахмуриваются:
Учитель, недовольный ответом ученика;
Ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;
Родитель, открывший дневник сына.
Какие же средства общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные - голос, громкость голоса, темп, тембр, и невербальные – мимику. Т.е. выражение лица)
-А теперь послушайте жизненную ситуацию. Текст у вас есть на листе №2
1 ситуация. Однажды, на перемене поссорились Паша и Саша. Придя в школу, Саша обнаружил, что он забыл пенал с письменными принадлежностями. Вот-вот прозвенит звонок и на уроке ему писать будет нечем. Быстренько оглянувшись вокруг, он понял, где можно взять ручку. Саша подбежал к Паше и в приказном тоне потребовал дать ему ручку, при этом обращаясь к Паше даже не по имени, а просто фразой: «Эй». Паша, будучи человеком воспитанным, отказал Саше в этой просьбе, так как у него не было запасной ручки. Но Саша не унимался и все более громче требовал ручку. Паша не выдержал такого вероломства и тоже в ответ прикрикнул на Сашу. В этот момент в класс вошла учительница, застав самый разгар конфликта. С её помощью конфликт тут же был исчерпан, а вот осадок на душе у Паши остался.
Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята.
Почему такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга?
Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, мальчик забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к которому так обратились с просьбой.
Подведение итогов.
Ребята, о каких секретах (правилах) общения мы сегодня узнали?
Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с людьми?
А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?
Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав, не ссориться и не ругаться, важно слушать, слышать друг друга и конечно нужно учиться договариваться.
III. Заключение.
Рефлексия.
Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.
Вот и подошло наше занятие к концу. Я попрошу показать класс мне тех, у кого:
после нашего занятия настроение стало хорошим;
после нашего занятия настроение стало отличным;
те, кто:
познал секреты общения;
остался доволен нашим занятием;
Ребята, мне приятно было с вами общаться, и вы подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю.!
Спасибо за работу и до новых встреч!