Классный час в 5 классе
«Поговорим о дружбе»
Цель: Помочь детям понять, кто является настоящим другом, и уточнить представление детей о дружбе.
Задачи: воспитывать у учащихся культуру дружбы в системе «ученик-ученик», «взрослый-ребенок», «учитель-ученик»; создавать в детском коллективе одинаковые условия для дружеского общения всех учащихся класса, учить учащихся приемам преодоления проблем общения в дружбе, воспитывать учащихся в традициях и обычаях общения различных поколений людей, развивать речь, память, внимание и мышление.
Формирование УУД:
1. Личностные:
- понимать значимость дружбы;
-уметь пользоваться культурой дружбы;
-соблюдать традиции дружбы к коллективе;
-быть настоящим другом.
2. Коммуникативные:
-умение общаться;
-умение работать в коллективе;
-соблюдать правила этикета.
3. Регулятивные:
-высказывать свое мнение, предположение;
-прогнозировать предстоящую работу;
-умение вести диалог.
4. Познавательные:
-развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- на основе анализа делать выводы;
-обобщать и классифицировать по признакам;
-мотивация к познавательной деятельности.
На доске эпиграф:
“Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий для нас всех таящее.
И любая беда – не беда.
Если рядом друзья настоящие”
Ход мероприятия
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами обсудим очень важную тему, и я думаю, что вы догадаетесь, о чём мы будем говорить, послушав стихотворение:
Я не предам, не обману,
А будет трудно – обниму.
Всегда приму, Всегда пойму,
Печаль и боль твои уйму.
Смогу приободрить, понять,
От скуки чем-нибудь занять.
Я окружу тебя заботой
И помогу с любой работой.
Меня ты спросишь “Кто ты?” вдруг,
А я отвечу: “Просто друг”...
Наталья Торба
- Конечно о дружбе.(Слайд 3)
Учитель: Как вы думаете, как будет звучать тема нашего классного часа? Народная мудрость знает много пословиц о дружбе. Закончите их ……
Учитель: А что мы называем дружбой? (дети высказывают свое мнение)
Продолжите предложение дружба – это…
Учитель: Понятие « дружба » дается в толковом словаре С.И. Ожегова так,
« Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов » . У В.И. Даля «Бескорыстная стойкая приязнь».
Учитель: А теперь подумайте и скажите, кто такой « друг ». Назовите каждый по одному слову, которое ассоциируется у вас с понятием «Друг». ( Дети по очереди в быстром темпе называют свои ассоциации: преданный, не подведет, мы всегда вместе и др.)
Учитель: А теперь послушайте, какое объяснение слову «друг» дается в толковом словаре Ожегова
ДРУГ - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
Учитель: Представим цветок-ромашку в виде друга, а лепестки – те качества, которыми он должен обладать. Сердцевина цветка – это друг.
Учитель: Что из определения С.И. Ожегова мы можем выделить в качестве основных качеств друга? (показываю отдельным лепестком – Доверие, преданность, любовь)
Учитель: Послушайте аварскую сказку.
Жила мать, растила сыновей. Вскоре отправилась в мир иной. И каждому она дала совет, как верного выбрать друга. Одному сказала: нарочно отстань в пути, а спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, поезжай догоню. Уедет, не предложит помощь – не товарищ он тебе.
Учитель: Как вы думаете спутник остался или уехал? (выслушиваем предположения детей). О каком качестве друга говорится в отрывке сказки? (Помогай другу)
Учитель: Друзья познаются в беде. Если друг попал в беду, помоги ему чем можешь. Если умеешь что-то делать, научи и его. Вывешиваем еще один лепесток к ромашке и на нем напишем - Помогай другу.
Учитель: Другому сказала: проголодаешься – достань лепешку и протяни спутнику, чтобы делил. Возьмет себе большую часть лепешки, а меньшую отдаст – жаден не иди с ним. Учитель: Как вы думаете как поступил спутник? (выслушиваем предположения детей) О каком качестве друга говорится в этом отрывке сказки?
Учитель: Правильно нужно делиться с друзьями, если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Вывешиваем еще один лепесток к ромашке и на нем напишем - Делись с друзьями.
Учитель: А часто бывает так, что даже лучшие друзья ссорятся? Вот пример. (Инсценирование отрывка из стихотворения)
- Кто кого обидел первым?
-Он меня…
- Нет он меня.
-Кто кого ударил первым?
-Он меня…
-Нет, он меня.
-Вы же раньше так дружили.
-Я дружил.
И я дружил.
-Что же вы не поделили
-Я забыл.
-И я забыл.
Учитель: Какой из этого примера можно сделать вывод? (Дети обсуждают поведение двух героев и делаю вывод)
Учитель: Не ссорься с друзьями, старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам, если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться. Вывешиваем еще один лепесток к ромашке и на нем напишем - Не ссорься.
Физкультминутка
(Улыбнитесь друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
- А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?
Могут ли руки подружиться?
- Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)
- Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?
- Пожмите дружески руки друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга – как вы это понимаете? (поддержка друга)
Учитель: Послушайте еще один рассказ:
Жили две неразлучнее подружки. Они были очень похожи. Мамы их одевали в одинаковые платья, обе они учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Аня – так звали одну из девочек – прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике «пять», а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да ты стала хуже…
- Я? – удивилась Аня. Но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но ведь она получила потому, что болела. А ты – обрадовалась – это значительно хуже.
Учитель: За что мама осудила Аню? Что бы вы сказали Ане?
(выслушиваем мнение детей)
Учитель: Правильно. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается. Не завидуй друзьям. Надо радоваться их успехам. Вывешиваем еще один лепесток к ромашке и на нем напишем – Не зазнавайся, не завидуй.
Учитель: И так в виде ромашки мы с вами представили идеального друга. Чтобы уметь дружить нужно стараться соблюдать эти правила. А теперь задание следующего плана. Я раздам вам шаблоны ромашек, а вы должны представить своего друга. В центре напишите имя своего друга, и все те качества, которые вы считаете, что у него есть представьте в виде лепестков. Их необязательно должно быть все количество.
(Дети работают, звучит фонограмма «Дорога добра»)
Учитель: Кто хочет представить своего друга?
(Дается возможность выслушать два-три ученика)
Учитель: Мы видим как представлены ваши реальные друзья. Скажите, если друг или подруга представлены в виде ромашки с одним лепестком, он или она будет настоящим другом? Почему? (выслушиваем мнение детей) – понятие знакомый, товарищ…
Учитель: Многие из вас ребята написали своим другом или подругой своих одноклассников. А есть такие ребята, которые написали друзей не из этого класса?
Учитель: Другом может быть не только одноклассник, но и мальчик или девочка из другого класса, из соседнего двора, или подъезда. главное чтобы он был настоящим другом.
Друг-
- мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту;
- школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;
- старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо;
- собака, которая преданно смотрит в твои глаза или любимая кошка;
- любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней
Учащаяся читает стихотворение о маме
Детское стихотворение о маме "Настоящие друзья"
Возвращалась я из школы, отчего-то торопилась.
Прихожу, а дома новость – моя мама простудилась,
Отпросилась на работе и лежит, и пьёт микстуру.
Меня мама попросила смерить ей температуру.
Я сначала испугалась, что у мамы лоб горячий.
С тёплым чаем я примчалась, от расстройства чуть не плача.
Сделала сама уроки, приготовила обед,
Пыль протёрла, постирала. Принесла мамуле плед.
Я ей книжку почитала, а потом протёрла пол.
Я ей даже предлагала посмотреть со мной футбол.
А когда вернулся папа, на дворе уже темно,
На столе горячий ужин, кот сидит, глядит в окно.
Удивился папа очень: было всё наоборот:
Мама тихо засыпает, дочка песню ей поёт.
Мама нежно улыбнулась: «Ты такая молодец!
И совсем уже большая, поняла я, наконец.
Можно в трудную минуту положиться на тебя.
Мы не просто мама с дочкой — настоящие друзья!»
Учитель: А есть ли среди вас, ребята, у кого на данный момент нет друга? (дети стараются ответить на поставленный вопрос)
Учитель: Да такое бывает, чаще он считается знакомым, приятелем, но не настоящем другом.
Учитель: Но чтобы у вас были такие друзья, как представлена наша ромашка, нужно прежде всего быть самому таким.
Разбор ситуаций
Ситуация № 1. Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь.
Ситуация № 2. Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку
Ситуация № 3. Ваш друг поступил плохо, подвёл вас, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.
Ситуация № 4. Как–то Миша попросил своего друга поддержать его на соревнованиях, т.к. он очень волнуется, а ему Игорь ему ответил: « У меня нет времени!»
Учитель: А теперь посмотрим веселую историю из журнала « Ералаш». Этот фильм называется « Лучшая подруга». Можно ли сказать это о главной героине? Почему? Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
Учитель: Какие поступки помогают дружбе, а какие мешают?
Поступки:
В лицо говорит одно, а за спиной другое.
Всегда придет на помощь.
Отдаст последний кусочек хлеба.
Будет драться за место за партой.
Если болеешь, будет звонить и навещать тебя.
Если тебя кто-то бьет, будет стоять в стороне.
Если тебя кто-то бьет, всегда будет защищать тебя.
Если вы пошли в кино, и остался последний билет, всегда уступит место.
Если ты получил хорошую оценку, будет завидовать
Если у тебя какая-то неприятность, будет радоваться
Если ты получил хорошую оценку, будет радоваться вместе с тобой.
Учитель: В жизни вас ожидает много славных дел, но прежде всего я желаю вам вырасти добрыми, смелыми, отзывчивыми и вежливыми людьми. Я вам хочу подарить памятку «Законы дружбы». (Раздаются карточки, звучит фонограмма «Когда мои друзья со мной»). Повесим в нашем уголке и постараемся эти правила соблюдать. Надеюсь, что после этого занятия вы станете дружнее. Спасибо за внимание.
Памятка «Законы дружбы»
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
6. Не обманывай друга.
7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
8. Не предавай своего друга.
9. Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке.
10. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.