СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме: Правила дорожного движения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час для студентов 31 группы специальность Механизация сельского хозяйства

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме: Правила дорожного движения»

ГБПОУ «Сеченовский агротехнический техникум»









Методическая разработка классного часа на тему:

" Правила дорожного движения.
Дорожные «ловушки»
"















Выполнил: мастер п/о по вождению

транспортных средств

Стемасов А.Е.















Сеченово,2017г.




Цели: 1) Расширять знания обучающихся о правилах дорожного движения, учить видеть дорожные «ловушки», находить способы их преодоления.

2) Развивать представление обучающихся о правилах дорожного движения, показать необходимость их соблюдения, развивать осмотрительность;

3) Воспитывать дисциплинированность на дорогах.


Оборудование: тема занятия на доске, картинки с ситуациями 1, 2, 3.



Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Мастер п/о по вождению. Вот и пролетели летние каникулы. Многие из вас уезжали, гостили у бабушек и дедушек, отвыкли от суеты, множества машин и оживленных улиц. За это время вы, возможно, подзабыли правила дорожного движения – законы улиц и дорог. Каждый день на улицы выезжают тысячи автомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев. И даже самое незначительное нарушение правил дорожного движения может привести к беде. А это значит, что вы на длительное время можете попасть в больницу, отстать в учебе и уж самое страшное погибнуть или стать инвалидом на всю жизнь. А сколько волнений для родителей и родственников. Сегодня мы поговорим с вами об основных правилах, которые должен знать и всегда выполнять пешеход.

Тема нашего занятия: «Правили дорожного движения. Дорожные «ловушки».

2. Основная часть.

2. 1. Доклад ученика.

Мастер п/о по вождению. «Дорога – это жизнь» – считали еще в древности. Археологические раскопки свидетельствуют, что хорошо обустроенные мощеные дороги появились несколько тысячелетий назад в междуречье Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Живущие там люди, занимаясь гончарным производством, изобрели колесо, которое потом приспособили для передвижения. Это повлекло за собой строительство дорог. В Ассирии и Вавилоне для покрытия дорог использовали обожженный кирпич, песок и гравий. Состояние дорог свидетельствовало об экономическом уровне страны. Могущественные государства могли тратить на их строительство и ремонт значительные средства. Когда государство ослабевало, его дороги приходили в упадок. В Китае, еще до нашей эры появилась первая сеть дорог и каналов. Строились небольшие дороги и широкие шоссе со специальными полосами для более важного транспорта. Существовали правила дорожного движения и ограничения скорости, способы разъезда транспорта в сложных ситуациях, стандарты транспортных средств. Старые дороги сохранились и по сей день. Рим славился не только военной мощью, но и прекрасными инженерами, они достигли высокого уровня в строительстве дорог и мостов. Дороги были гордостью римлян. Они называли их именами великих людей. Дороги состояли из нескольких слоев толщиной до одного метра. Снизу укладывались крупные необработанные камни, а сверху – тщательно подогнанные каменные плиты. Это было прочно и удобно для езды. Римляне первыми испытали транспортные перегрузки и «пробки» на дорогах. Дороги были так загружены, что пришлось ввести специальные правила движения. Во многих городах днем движение транспорта было запрещено. В нашей стране первые деревянные мостовые создавались в Х–ХI веках в период расцвета Киевской Руси. Великой называлась в ХIV веке дорога, которая связывала Москву с Владимиром.

2. 2. Беседа.

Мастер п/о по вождению. Любое дорожно-транспортное происшествие предполагает дорогу, транспорт и людей как место события. Без дорог невозможно представить нашу жизнь. Что же такое «дорога»? Дайте определение.

Обучающие. 1) Дорога – это проезжая часть. 2) Дорога – это участок земли, покрытый асфальтом, по которому передвигаются транспортные средства и люди.

Мастер п/о по вождению. Дорога – это обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы, если они есть. Что называют проезжей частью?

Учащиеся. Проезжая часть – это участок дороги, по которому передвигается транспорт.

Мастер п/о по вождению. Проезжая часть, или мостовая, – это основная часть дороги, предназначенная для проезда транспорта.

Учитель записывает определение на доске.

Мастер п/о по вождению. Дорога может иметь несколько проезжих частей, разграниченных разделительными полосами. Что такое обочина?

Учащиеся. Обочина – это крайняя часть дороги.

Мастер п/о по вождению. Обочина – часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части.

Учитель записывает определение на доске

Мастер п/о по вождению. Для чего она служит?

Учащиеся. Для движения пешеходов, остановки автомобилей.

Мастер п/о по вождению. Как нужно идти по обочине, по направлению движения транспорта или навстречу? Почему?

Учащиеся. Нужно идти навстречу движущемуся транспорту, тогда можно видеть приближение автомобилей и заранее отойти в сторону.

Мастер п/о по вождению. Что такое «островок безопасности»?

Учащиеся. Это участок проезжей части, на котором можно стоять пешеходам.

Мастер п/о по вождению. Как правило, на широких улицах с интенсивным движением есть резервное место, где пешеход может ожидать разрешающего сигнала светофора. Это островки безопасности, куда не может заезжать транспорт. Но и здесь надо быть внимательным, лучше стоять подальше от проезжей части и сосредоточиться на правильном переходе улицы, полагаясь только на себя, а не на соседа и, тем более, группу. Лучше посмотреть на дорогу: если безопасно – переходить.

Что такое перекресток?

Учащиеся. Перекресток – это пересечение дорог.

Мастер п/о по вождению. Место пересечения улиц и дорог называется перекрестком. Это самое опасное место. Наибольшее число дорожно-транспортных происшествий – столкновений, наездов, несчастных случаев – происходит именно здесь. И это легко объяснимо: именно здесь пересекаются пути пешеходов и автомашин. Со всех сторон движутся потоки машин, идут трамваи, троллейбусы, подъезжают мотоциклисты и велосипедисты, подходят пешеходы. Как регулируются перекрестки?

Учащиеся. Светофором, регулировщиком, дорожным знаком.

Мастер п/о по вождению. А если это нерегулируемый перекресток, как его можно переходить?

Учащиеся. Если есть подземный переход, то через него, если нет, внимательно осмотревшись, идти через дорогу.

Мастер п/о по вождению. Чтобы не было несчастных случаев, а пешеходы и водители могли без задержки двигаться дальше, установлен строгий порядок: он определяет очередь движения транспорта и пешеходов. Пешеходы пересекают улицу либо по подземным, либо по пешеходным переходам. Пешеходный переход специально обозначен прямо на дороге разметкой типа «зебра» и специальным знаком «Пешеходный переход» – синий квадрат, внутри которого в белом треугольнике нарисован черный силуэт человека, идущего по «зебре».

Учитель демонстрирует рисунок знака.

Мастер п/о по вождению. Если переходов нет, то улицу пересекают на перекрестках по линии тротуаров или обочин. На дорогах же вне населенных пунктов пересекать проезжую часть можно только под прямым углом к ней. Что это значит?

Учащиеся. Это значит, что не наискосок, а прямо.

Мастер п/о по вождению. То есть, по самому короткому пути, и в таких местах, откуда дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Для регулировки движения на перекрестке стоит милиционер-регулировщик или светофор. Первый светофор появился на улице 5-я авеню в Нью-Йорке в середине 1920-х годов. Это был круг со стрелками, покрашенными в желтый, красный и зеленый цвета. Стрелка двигалась по кругу, водитель внимательно наблюдал за ней. Подошла к зеленому полю – водитель имел право ехать, попала на красный – движение остановилось. Существует еще один вид перекрестков – железнодорожные переезды, место, где автомобильная дорога пересекается с железнодорожными путями. Чем опасен этот участок дороги?

Учащиеся. Может внезапно появиться поезд, идущий на большой скорости.

Мастер п/о по вождению. Это очень опасный участок дороги, так как поезд останавливается значительно медленнее, чем мотоцикл, автомобиль и даже автобус. Железнодорожные переезды бывают разными. Как перекрестки бывают регулируемыми (там, где стоит регулировщик или светофор ) и нерегулируемыми на улицах с односторонним и двусторонним движением, так и переезды существуют охраняемые (с будкой дежурного ) и неохраняемые, оборудованные специальной сигнализацией и шлагбаумами и необорудованные, с одним или несколькими путями.

Ребята, а есть какие-нибудь особенности перехода улицы в темное время суток, ведь зимой темнеет очень рано, вернуться домой до сумерек вы иногда не успеваете? О чем нужно помнить?

Учащиеся. Переходить улицу только на зеленый свет, стараться не ходить по обочине дороги, пользоваться тротуаром.

Мастер п/о по вождению. Что делать, если нет светофора?

Учащиеся. Внимательно посмотреть, нет ли поблизости машин и только тогда переходить.

Мастер п/о по вождению. В вечернее и ночное время нужно быть предельно внимательными и осторожными. Очень сложно определить скорость движущейся машины в темноте. К тому же водитель может резко прибавить скорость. Ему в это время тем более сложно увидеть человека переходящего дорогу.

2. 2. Решение ситуативных задач.

Мастер п/о по вождению. Рассмотрим несколько ситуаций, которые могут возникнуть на дорогах и попробуем разобраться как нужно вести себя, чтобы не стать жертвой дорожно-транспортного происшествия.

Посмотрите внимательно на рисунок № 1 (см. Приложение 1). Вы вышли из автобуса и хотите прейти на противоположную сторону дороги. Как это нужно сделать правильно?

Учащиеся. Нужно обойти автобус сзади.

Мастер п/о по вождению. Почему?

Ученики. Автобус, высадив людей на остановке, поедет вперед, водитель может не заметить ребенка, обходящего автобус спереди, а также ребенок, переходя таким образом дорогу будет незаметен и для водителя автомобиля, идущего вслед за автобусом.

Мастер п/о по вождению. Действительно, трагедии избежать в данном случае вряд ли удастся. Тем более, если учесть, что водитель автомобиля, идущего вслед за автобусом не видит вас, а если и увидит, то мгновенно остановить машину ему не удастся. Об этом нужно помнить и когда вы выходите на проезжую часть из-за угла дома, других сооружений, деревьев, из-за стоящих машин. А какая опасность может поджидать вас, когда вы обходите автобус сзади?

Учащиеся. По встречной полосе может ехать машина на большой скорости.

Мастер п/о по вождению. Нельзя обходить автобус ни спереди, ни сзади. Стоящий автобус, как его не обходи, закрывает собой участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Надо подождать, когда автобус отойдет или, переходя дорогу, отойти от него как можно дальше. Умейте предвидеть скрытую опасность.

Мастер п/о по вождению. Вы должны хорошо видеть дорогу, посмотреть по сторонам и только тогда переходить.

Рассмотрим ситуацию под № 2 (см. Приложение 2).

На противоположной стороне улицы вы видите своего друга, к которому как раз собирались в гости. Вы его окликнули, но он не услышал. В этом месте дорогу можно перейти только через подземный переход. Воспользуетесь ли вы им или решите перебежать улицу, тем более машин не так уж и много?

Учащиеся. Лучше воспользоваться подземным переходом.

Мастер п/о по вождению. Но ведь, пока вы пробежите по подземному переходу. Друг может скрыться из виду: зайти куда-нибудь или затеряться в толпе.

Учащиеся. Переходить дорогу в этом месте, наверное, небезопасно, раз здесь сделали подземный переход.

Мастер п/о по вождению. Вы абсолютно правы. Скорее всего, в этом месте нет ограничения скорости до 40 километров в час, нет пешеходного перехода и светофора, а значит, водитель никак не ожидает того, что кто-то будет идти или бежать через проезжую часть и, как мы уже говорили, остановить автомобиль мгновенно невозможно. И даже, если водитель попытается вас объехать, не исключено, что он может врезаться в идущую ему навстречу машину. Таким образом из-за вашей неосмотрительности могут пострадать ни в чем не повинные люди.

Рассмотрим ситуацию № 3 (см. Приложение 3).

Вы подходите к проезжей части. Светофор показывает зеленый свет. Большинство пешеходов уже почти перешли дорогу. Как вы поступите: будете догонять их или подождете, пока не загорится зеленый свет в следующий раз?

Учащиеся. Можно подождать, можно перебежать, ведь зеленый свет еще горит.

Мастер п/о по вождению. Мы уже не раз с вами говорили, что дорога не место для игр, а также проверки вашей быстроты и ловкости. На ней часто встречается множество ловушек и непредсказуемых ситуаций. В данном случае, как только вы добежите до середины проезжей части, может загореться красный свет, бежать вперед или назад крайне опасно. Вы должны будете дожидаться следующего разрешающего сигнала светофора стоя посередине проезжей части. А это сами понимаете, небезопасно. К тому же сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами, и шофер которого не видит пешехода. Если уж пришлось остановиться на середине улицы, нужно быть предельно собранным, не делать ни одного движения не осмотревшись, следить за автомобилями, приближающимися к вам справа и слева.

3. Итог занятия.

Мастер п/о по вождению. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Учащиеся. Мы узнали о том, как строились дороги раньше, о том, что перекресток – одно из самых опасных мест на дороге и т. д.














Приложения


Приложение 1







Приложение 2












Приложение 3











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!