СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме "Поговорим о Совести по совести"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект классного часа о важнейшей нравственной категории - Совести человека. этапы классного часа роазработаны по требованиям ФГОС на основе использования  методов и приемов различных технологий. В целом дает представление о понятии "совесть", об отношении к совести различных выдающихся людей и разных национальностей мира, а также дает представление об этапах "работы" Совести. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме "Поговорим о Совести по совести"»

Класс: 6

Классный руководитель: учитель русского языка и литературы Чимитдоржиева М.З., высшая квалификационная категория.

Дата: 30.11.2016.

Тема классного часа: Поговорим о СОВЕСТИ по совести.

Цель и задачи урока: помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть» на основе знаний механизма совести, строить свою дальнейшую жизнь по законам совести.

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние.

УУД

Содержание

Познавательные

понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Личностные

ориентация в нравственном содержании нравственных понятий, ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков (суждений), так и поступков (суждений) окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные

постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии «чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Используемые технологии: АМО - технология, технология кейс-метода, технология проектной деятельности, развитие критического мышления, технологии деятельностного метода – проблемное обучение и исследовательская деятельность.

Методы и приемы: прием «Поздоровайся локтями»; игровой прием «Угадай!», метод проблемного вопроса; прием «Толстые и тонкие вопросы»; прием «Мозговая атака», «прием ассоциаций»; кейс-метод.

Формы работы учащихся: коллективная; фронтальная; групповая; парная.

Оборудование к классному часу: кейс по теме «Совесть»; фильм «Совесть», презентации по теме «Совесть», раздаточный материал, заготовка лэпбука с кармашками.

Предполагаемый результат:

• В ходе урока дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд», «раскаяние».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях.

• Высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое.

• Задумываться и осознавать, для чего людям нужна совесть.

• Составят ЛЭПБУК (дословно с англ. наколенную книгу) по теме «Совесть» как образец продукта творческой работы, по аналогии для создания других лэпбуков по различной тематике.

Структура классного часа:

Этапы классного часа

Время

1. Организационный момент

3 мин.

2. Определение темы классного часа.

3 мин

3. Целеполагание.

4 мин.

4. Работа над определением понятия «СОВЕСТЬ»

10 мин.

5. Работа с пословицами и поговорками разных народов о совести.

5 мин.

6. «Формула совести»

10 мин.

7. Работа с афоризмами.

4 мин.

8. Ролевая игра (сказать как они поступят)…

5 мин.

9. Выводы.

3 мин.



ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

Этап урок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Технологии, методы и приемы

1. Организационный момент

 -Повернитесь друг к другу, подарите самую лучезарную улыбку и поздоровайтесь локтями. А теперь повернитесь к гостям, помашите им, улыбнитесь и поприветствуйте их.

Учащиеся поворачиваются друг к другу, к гостям и приветствуют словом «Здравствуйте», настраиваются на совместную работу.

Регулятивные: мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

АМО, прием «Поздоровайся локтями»

2. Определение темы классного часа.

Готовит ребятам слайд с ребусом.

(1 слайд - приложение 1 Ребус)

- Ребята, предлагаю вам подумать и определить тему нашего разговора на классном часе. Посмотрите на ребус, отгадайте слово и аргументируйте свое решение объяснением того, как вы его расшифровали.

(высвечивается на презентации 2 слайд)

Обучающиеся думают, определяют слово и аргументируют свой ответ расшифровкой, как они пришли к слову «СОВЕСТЬ». Записывают на лист А3 как заголовок.

Познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Игровой прием «Угадай!» Технологии деятельностного метода: проблемное обучение

3. Целеполагание.

Читает стихотворение Евгения Санина (Варнавы):

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
- Конечно, разум - первый мне ответил.   
С ним каждый путь и правилен и светел.
- Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,
Который  нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий. Послушайте, что строго он ответил: (пауза) -
Как вы думаете, что считал главным  в человеке третий мудрец? Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть
!   - Почему мудрец главным качеством человека считает СОВЕСТЬ? - Давайте определим наши цели урока необычно, в форме вопроса. Обсудите в парах и составьте возможные вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ в ходе урока. Зачитывают свои варианты и вывешивают на доску.

Учащиеся слушают учителя, предлагают свои варианты ответа, сравнивают с вариантом, данным третьим мудрецом (коллективная и индивидуальная работа).



















Отвечают на вопрос, свои ответы аргументируют.

Ребята обдумывают, составляют свои вопросы на листах А4 (работа в парах). Вопросы вывешиваются на доске.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: ориентация в нравственном содержании нравственных понятий. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно. Личностные: проявление в конкретной ситуации парной работы доброжелательности, доверия, внимательности, помощи друг другу.

Технологии деятельностного метода: проблемное обучение





















Развитие критического мышления: составление «толстых и тонких» вопросов

4. Работа над определением понятия «СОВЕСТЬ»

а) Стадия вызова.

- Как вы думаете, что такое совесть? Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме

Отвечают на вопрос, свои ответы аргументируют устно.

Познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения. Личностные: проявление в конкретной ситуации парной работы доброжелательности, доверия, внимательности, помощи друг другу.

Развитие критического мышления. Прием «Мозговая атака»





кейс-метод

б) Стадия осмысления.

- Перед вами лежит раздаточный материал к уроку «Словарная работа». Прочитайте его. Выполните задания к данным текстам.

Дети называют ключевые слова, из которых на интерактивной доске формулируют понятие «Что такое совесть» (готовится заранее на флипчарте).

в) Стадия рефлексии.

- Чтобы лучше узнать, что такое совесть, я предлагаю вам вслушаться в слова, которые живут  в нем. Получите конструктор «Совесть». Например: совет - совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы.

Весть - это  то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно;

сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки;

есть - это то, что есть у всех;

свет - это свет внутри нас;

вес - это то, что имеет вес (значимость):

сос (sos) - то, что подает сигнал бедствия, тревоги, после ошибки совесть срабатывает, как тревога «Так нельзя! Исправься!».

вето - то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.

сесть – прежде, чем совершить поступок, нужно сесть и обдумать его последствии.

- Ответили мы на первый пункт плана?

- В какой из кармашков мы можем сложить все определения? В какой кармашек мы сложим игру «Конструктор Совесть»?

- Думаем.

Выбираем.

Обсуждаем.

Решаем.

Работа в парах:

Ученики и гости урока из букв данного слова составляют слова, записывают их на листе и устанавливают ассоциативные связи.

Дети называют слова

- Весть.

- Сеть.

- Есть.

- Свет.

- Вес.

- Сос.





Вопрос убирается.

Материал складывается в кармашек «Определение понятия «СОВЕСТЬ»

Прием ассоциаций (РКМ)

Технология создания лэпбука

5. Работа с пословицами и поговорками разных народов о совести.

- У меня в руках подборка «Пословицы и поговорки разных народов о СОВЕСТИ». Вытяните себе по два. Сходятся ли с определениями понятия «совесть» из словарной работы народные представления, выраженные в данных пословицах и поговорках?

- Вот мы прослушали пословицы. Скажите, что общего в представлениях о совести у разных народов? О чем это свидетельствует? Чему учит нас народная мудрость?

Ребята вытягивают себе по две пословицы, читают, обсуждают в парах. Выступают в классе со своими результатами, озвучивая смысл каждой пословицы.

Заполняют соответствующий кармашек.





- Ответственности за свое поведение, за свои поступки.

Познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности. Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: проявление в конкретной ситуации парной работы доброжелательности, доверия, внимательности, помощи друг другу; выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм.

Развитие критического мышления

Технология создания лэпбука



Технологии деятельностного метода – исследовательская деятельность на уроке









Кейс-метод


6. «Формула совести»

(установить отрывок из фильма «Добро и Зло. Совесть» - на 4.мин. 13 сек.)

а) Стадия вызова:

- Любой работающий механизм, например, часы - мы можем объяснить, как он устроен и как он работает. Можете ли вам объяснить, как работает СОВЕСТЬ?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, выдвигают свои гипотезы (предположения).

б) Стадия осмысления. Перед вами «Конструктор формулы Совести». Но вот беда, сюда попали составные части других понятий. Ваша задача побывать в роли исследователей и собрать правильную формулу на основе работы с кейсом «Кейс по теме Совесть», который вы найдете на рабочем столе. Для удобства работы фильм мы посмотрим на интерактивной доске, а с презентацией вы ознакомитесь у себя на ноутбуке. Свою формулу вы должны аргументировать, почему именно так вы собрали.

Работа по группам. Учащиеся смотрят фильм «Совесть» (отрывок из православного урока «Добро и Зло. Совесть») . Затем они читают презентацию по теме урока и составляют свою формулу из предложенных составных частей.

в) Стадия рефлексии. Создает условия для защиты и обсуждения результатов работы на данном этапе. Готовит заранее образец «Формулы Совести» на флипчарте.

(3 слайд - приложение 1 Ребус)

- Поняли ли вы, как связаны между собой совесть и стыд?

- Чего нужно стыдиться в жизни? (4 слайд - приложение 1 Ребус)

Работа по группам. Группы выходят, составляют свою формулу, устно объясняют свой выбор составных частей, объясняют, как «работает» совесть. Сверяют свою формулу с образцом, рассуждают о своем согласии или несогласии. Объясняют понятия «стыд» и «совесть», дополняют рассуждениями и выбором на проблемный вопрос.


7. Работа с афоризмами.

- Многие мыслители древности, известные ученые, писатели и поэты, политики размышляли над вопросами СОВЕСТИ. Познакомьтесь с ними и выполните задание.

- Существует известная фраза «Давайте жить по совести». Как вы поняли мои слова? (запись на обратной стороне доски, уточняется по мере ответов учащихся).



ответы обучающихся.

Познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Личностные: ориентация в нравственном содержании нравственных понятий, ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных суждений, так и суждений окружающих людей,


8. Ролевая игра.

-Предлагаю вам рассмотреть некоторые ситуации, обсудить их и подумать, как вы должны поступить? Свои действия обыграйте.

1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, оказалось, было 20 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

2. Накануне урока Ире позвонила одноклассница Наташа, отсутствовавшая на уроке, чтобы узнать у нее домашнее задание. Ира ей ответила, что ничего не задали, хотя на самом деле сама не записала домашнее задание. На уроке Наташу спросили, а она не ответила. В итоге — «2».
О своем звонке Ире Наташа ничего не сказала учителю, а Ира тоже промолчала. Оцените действия девочек.

Работа по группам.

Личностные: ориентация в нравственном содержании нравственных понятий, ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.


Технологии деятельностного метода – проблемное обучение в виде творческого задания

Подведение итогов. Озвучивание выводов

Возвращаются к вопросам на доске: - На все ли вопросы вы получили ответы?

- Прочитаем стихотворение Терентия Травника. Можете ли вы согласиться с ним? В чем и почему? Как вы понимаете строчки: «Советы совести – источник бессмертия»?

Зачитывается стих Терентия Травника. Советы совести – верны.
Советы совести – надёжны.
Проверены. Им верить – можно.
Они, как верные сыны

Твоей души, стоят на страже.
И жгут, и мучают порой,
Чтоб стало всё для жизни важным –
Всё, что идёт за запятой

В перечислениях построчных
Незримо уходящих лет.
Советы совести – источник
Твоих бессмертий, человек.

Возвращаются к вопросам на доске: оформляют свои ответы.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения. Личностные: ориентация в нравственном содержании нравственных понятий, ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки,

Технология развития критического мышления прием ромашка Блума (оценочные вопросы)

- Подводя итог классному часу, я хочу поблагодарить всех его участников. А еще хочу обратить ваше внимание: мы в ходе урока работали над созданием лэпбука по теме «Совесть». Как вы видите, здесь у нас с вами определения, афоризмы, пословицы и поговорки о совести, составные части «Механизм работы совести», стихи о совести, «Конструктор слова Совесть» и т.д., и т.п. Подобным образом можно составить такую мини-книжку по разным темам по всем школьным предметам. А эта папка ценна тем, что здесь собран материал к уроку русского языка «Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения».

Рассматривают свои лэпбуки, знакомятся по слайдам с другими возможностями создания (4-6 слайды - приложение 1 Ребус).

Метод проектного обучения (лэпбук – мини-проект)

Домашнее задание:

Попробуйте создать свой лепбук по теме «Умей ценить ВРЕМЯ».

Рефлексия.

У вас на партах лежат цветные листочки деревьев: зеленым цветом – «Я все понял»; желтым цветом – «Я понял, но есть вопросы»; красным цветом – «Я ничего не понял». Выберите листочки и прикрепите на «Дерево успеха».

Ребята оценивают свою деятельность в зависимости от своей деятельности в ходе классного часа, осуществляют свой выбор и вывешивают свои результаты.

Познавательные: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения.

Технология развития критического мышления прием «Дерево успеха»



Использованная литература:

1) http://mydrost.com/o-sovesti-3/ сайт «Мудрость народная. Сокровищница народной мудрости»

2) http://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SANIN_Evgeniy_Georgievich/_Sanin_E.G..html#025 Евгений Санин (монах Варнава) Стихи.

3) https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/terentiy-travnik-sovety-sovesti-verny Стихи русских поэтов.

4) Фильм «Добро и Зло. Совесть» взят на сайте YOUTUBE.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!