СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по ЗОЖ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

классный час по ЗОЖ

Просмотр содержимого документа
«Классный час по ЗОЖ»

Классный час «Умей сказать: «Нет!»


Цели:

  • формирование морально устойчивой личности, способной самостоятельно ставить цели и принимать решения, снимать стресс без помощи ПАВ;

  • предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ;

  • ориентация детей на здоровый образ жизни.


Задачи:

  1. Способствовать воспитанию убеждения, что только сам человек определяет свой здоровый (или нездоровый) образ жизни.

  2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

  3. Развитие таких ресурсов, как навыки уверенного поведения, навыки противостояния давлению.

  4. Повышение представлений о собственной значимости, ценности, формирования положительной Я-концепции.

  5. Формирование у подростков навыков определения позитивных жизненных ценностей.

  6. Закрепление навыков конструктивного и позитивного общения между собой и взрослыми.

  7. Формирование адекватных представлений о чувствах, эмоциях и настроении, их влияние на поведение, а также умение управлять ими.

  8. Обучение противостояния стрессу и борьбе с ним.

  9. Обучение навыкам сопротивления, критического осмысления информации, получаемой в неформальных группах.


  1. Введение. Упражнение «Градусник».

Группа располагается вдоль стены. Дается команда: «Вы – стрелка измерительного прибора. Эта стена – нулевая отметка, противоположная стена – максимальная, стена готовности. Сделайте столько шагов, насколько вы оцениваете свою работоспособность (хорошее настроение, усталость, сонливость, готовность сотрудничать)». Затем отмечаем самых активных и наиболее пассивных игроков и игроков, не уверенных в своих силах.


  1. Обозначение темы занятия.

Психолог: «Каждый человек при рождении получает замечательный подарок – здоровье. Оно, как волшебная палочка, помогает выполнять самые заветные желания. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. По данным отечественных учёных, на наше здоровье влияют: образ жизни – 55%, состояние окружающей среды – 10%, наследственность – 20%, медицина – 15%. Получается, что в большей степени здоровье человека зависит от него самого.



  1. Принятие правил работы.

Психолог знакомит учеников с правилами работы в тренинговых группах. Их можно представить на слайде презентации или плакате, обсудить и принять в группе, в свою очередь сами дети могут предложить свои правила и вынести их на обсуждение. Это следующие правила:

1) говорящего может перебивать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища;

2) желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволит ведущий;

3) критикуя – предлагай;

4) не давать оценок другим участникам.

5) вся личная информация, сообщенная на тренинге, является закрытой.


  1. Оценка уровня информированности детей о проблеме наркомании.

Психолог просит детей ответить на вопросы:

  1. Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?

  2. Насколько опасна проблема наркомании среди молодежи?

  3. Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?

  4. Сталкивались ли вы или ваши знакомые с этой проблемой?

  5. Знаете ли вы таких людей, которые погибли от наркотиков?

Если участники не спешат отвечать на вопросы, то психолог рассказывает о том, что такое наркомания. «В настоящее время наркомания приобрела поистине угрожающий размах.

Рассмотрим несколько определений наркомании.

1. Наркомания – заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств (способны в малых дозах вызывать состояние эйфории).

 2. Наркомания – вид отклоняющегося поведения личности.

 3. Наркомания – заболевание, обусловленное изменением процесса обмена веществ под влиянием наркотических препаратов.

 4. Наркомания – болезненное пристрастие к наркотикам, связанное с развитием психологической и физиологической зависимости от этих веществ.

Все предложенные варианты являются правильными. Они выражают различный взгляд на данную проблему медицины, социологии, физиологии и психологии.

Проблема потребления наркотиков, так же как игра в карты, убийства и сотни других человеческих пороков, существует сотни лет. Но, как, ни странно, именно сейчас она приняла масштабы эпидемии. Давайте попробуем назвать возможные причины употребления наркотиков».

(Ученики высказывают своё мнение.)


  1. Упражнение «Спорные утверждения».

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:

«Совершенно согласен»

«Согласен, но с оговорками»

«Совершенно не согласен»

«Не имею точного мнения»

Листы прикрепляются по четырем сторонам комнаты.

Учитель зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны отметить галочкой на одном из тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Затем выслушаем мнения каждого из участников, считаем результаты на листочках. Примеры спорных утверждений:

  1. Наркомания – это преступление.

  2. Наркотики повышают творческий потенциал.

  3. Наркомания – это болезнь.

  4. Прекратить употребление наркотиков можно в любой момент.

  5. Наркомания излечима.

  6. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

  7. Продажа наркотиков не преследуется законом.

Каждое утверждение обсуждается отдельно. Делаются по ним выводы. А затем делаем общий вывод о мнении участников.

Закон о распитии спиртных напитков статьей Трудового кодекса РФ устанавливает дисциплинарную ответственность, вплоть до увольнения, за употребление алкогольных напитков на рабочем месте или появление на работе в состоянии алкогольного опьянения. Статьи 20.20-20.21 КоАП РФ определяют ответственность для граждан, равно как распивающих спиртные напитки, в том числе и слабоалкогольные (пиво, коктейли), в не предназначенных для этого общественных местах, например на детских площадках, на территории образовательных учреждений и спортивных сооружений, так и появляющихся там в состоянии алкогольного опьянении, тем самым «оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность». Санкция за правонарушения данного вида может составлять как денежный штраф от 100 до 1500рублей, так и административный арест до 15 суток.

Закон о распитии спиртных напитков отдельно регулирует сферу употребления алкоголя несовершеннолетними. Так, ст.20.22 КоАП РФ определяет ответственность для родителей или законных представителей, чьи дети до 16 лет осуществляли распитие спиртных напитков в общественных местах, санкция – штраф от 300 до 500рублей. Статья 151 Уголовного кодекса РФ устанавливает наказание для лиц, способствующих вовлечению несовершеннолетних в совершения антиобщественных действий. В данном случае, к действиям антиобщественного характера относится также систематическое употребление спиртосодержащих напитков. Законодательный акт определяет степень наказания, в зависимости от обстоятельств, от обязательных работ до двухсот часов до лишения свободы сроком до 6 лет.

Новые изменения в законе о курении появились с 15 ноября. За курение в неположенных местах курильщикам грозят новые штрафы.

15 ноября начал действовать новый закон о запрете курения. Он был одобрен Госдумой и президентом России Владимиром Путиным. Все эти введения являются поправками к действующему закону еще от 1 июня 2013 года. Закон «Об ограничении курения«, который вводится поэтапно.

Закон о курении с 15 ноября

Новые штрафы по решению Государственной думы начали работать с 15 ноября 2013 года. Теперь цена зависит от места курения или вида деятельности, связанной с реализацией табачной продукции. Большинство штрафов составляют несколько тысяч рублей.

С полным текстом закона Вы можете ознакомится на странице «Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ«.

Самые жестокие наказания будут применяться тем, кто нарушил закон о курении в отношении продажи табачной продукции несовершеннолетним. Штраф за продажу детям составляет в размере 3-5 тысяч для физического лица и 100-150 тысяч для юридических лиц.

Курение на детских площадках теперь карается тоже особенно дорого — от 2 до 3 тысяч рублей.

"Статья 6.23. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака

1. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.


  1. Формирование у учащихся представления о наркомании как о заболевании.

Упражнение «Марионетка». Сначала можно провести упражнение «Молекулы» для разбивания учащихся на группы. Все двигаются под музыку, а, когда она заканчивается, собираются в группы по 2-3-4-5 человек (в нашем случае в конце это должно быть по 3 человека).

С помощью этого упражнения мы попытаемся почувствовать, что испытывает человек, когда им кто-то управляет, когда он от кого-то зависит, когда он не свободен.

Участники разбиваются на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управляя всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый ученик должен побывать в роли куклы. Для каждой группы ставятся стулья на расстоянии двух метров. Цель «кукловодов» – перевести «куклу» с одного стула на другой.

После завершения игры – обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

- Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?

- Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

- Хотелось ли что-либо сделать самому?

- Хорошо ли, когда тобой управляют?

Психолог вместе с учениками делает вывод о том, что наркомания – это болезнь, которая управляет человеком.


  1. Умение сказать «Нет наркотикам».

Психолог: «Вредные привычки способны поработить человека, вцепиться в него мёртвой хваткой, от которой почти невозможно освободиться, но сами они не набрасываются на свою жертву, молодые люди часто добровольно отдают себя во власть вредных привычек, исключая некоторые криминальные случаи. Как вы думаете, а что заставляет молодых людей становиться рабами вредных привычек?»

(Ответы детей: любопытство, за компанию, от нечего делать, назло родителям, желание казаться взрослым, для снятия стресса, стремление к подражанию и т.д.)

Психолог: «Из приведённых вариантов ответов мы можем понять, что практически во всех случаях человек сам решает, что ему выбрать. Но очень часто в жизни подростка бывают ситуации, когда выпить первую рюмку водки, закурить первую сигарету ему предлагают друзья или знакомые. Многие подчиняются уговорам из-за боязни быть «белой вороной» или из-за страха потерять своих «друзей». Чаще всего так поступают люди слабохарактерные или не осознающие, что никто не имеет права оказывать давление на их выбор. Каждый человек несёт ответственность за принятое им решение и его последствия. Но как подростку твёрдо и уверенно сказать «Нет!»?» (Обсуждение возможных вариантов).

Давайте подведём итог: существует множество способов выйти из ситуации принуждения, не теряя достоинства и своего «лица». Используя составленные нами правила, можно избежать вовлечения в нежелательные действия.

Правила.

1. Никогда не колебаться, а решительно и твёрдо сказать «Нет»! При этом смотреть прямо в глаза собеседнику.

2. Можно сначала стать на позицию собеседника, а потом выдвинуть свои аргументы отказа: «Я тебя понимаю, но…»

3. Если давление продолжается, то надо перейти в наступление, говорить жестко: «Послушай, почему ты мне навязываешь это?»

4. Отказаться вообще говорить на данную тему.

5. Неоднократно повторять свою позицию, не вступая в пререкания.

6. Помните, что вы хорошо должны знать, чего вы хотите и чего не хотите делать; точно знать, что желания предлагающих и ваши желания могут полностью расходиться, так как это причинит вам серьёзный вред.

7. Если у вас нет опыта отказа, и вы опасаетесь, что в нужную минуту не сможете проявить твёрдость, обратитесь за помощью и поддержкой к человеку, которому вы доверяете.


  1. Упражнение «Японец и европеец».

Психолог объясняет, что в японском языке нет слова «нет». Если японец не хочет выполнять чью – либо просьбу, он будет говорить о чем угодно, но не даст прямого отказа. Хотите узнать какого это? Разбейтесь на пары. Один в паре – «японец», другой – «европеец». «Европеец» просит «японца» о чем-то важном. Задача «японца» – отказать, не говоря об этом прямо. В завершение «европеец» должен поблагодарить «японца». Ситуации для выбора:

1. Одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома.

2. Одноклассник предлагает попробовать наркотик «за компанию».

3. Одноклассник просит отвести какую-то неизвестную вещь незнакомому тебе человеку.

4. Одноклассник просит достать для него наркотик».

После этого каждая группа проигрывает свою ситуацию. Легко ли мне было отказаться? После упражнения участники делятся своими впечатлениями, каково было благодарить «европейцам» собеседника и что услышали в этой благодарности «японцы». Команды могут поделиться вариантами ответов.





  1. Формирование мотивации к сохранению здоровья.

Упражнение «5 моих главных ценностей».

Каждому участнику раздается по листку и ручке. Их задача – написать ценности в жизни в порядке убывания, проанализировать их, представить ситуацию лишения этих ценностей, начиная с наименее ценной, и сделать вывод о том, какие ценности есть у каждого в жизни. Обсуждение упражнения. Поиск общих ценностей для каждого из присутствующих.


  1. Подведение итогов.

– Как вы думаете, поможет ли проведение таких мероприятий предупредить начало экспериментирования с психоактивными веществами?

– Как после сегодняшней беседы вы охарактеризуете наркоманию?

– Как нужно себя вести, чтобы не попасть под влияние психоактивных веществ?


  1. Заключительное упражнение «Подарок».

Участники становятся в круг и, начиная с ведущего, дарят друг другу подарок (показывают его жестами), тот, кому дарят, должен угадать что ему подарили. Обсуждение в кругу. Можно немного переделать упражнение – по цепочке говорить друг другу пожелания.


  1. P.S.: «Жизнь человека… Это всего лишь миг, если сравнить её с бесконечностью времени во Вселенной. Как часто человек рискует этим мигом – бесценным даром природы. Он совершает необдуманные поступки, ищет мнимого удовольствия в своей жизни. А ведь часто цена мнимого удовольствия – это жизнь человека: самое дорогое, что у него есть».



























Совершенно согласен

Согласен, но с оговорками

Совершенно

не согласен

Не имею точного мнения


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!