СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Подвигу твоему, Ленинград"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Подвигу твоему, Ленинград"»













Подготовила и провела: классный руководитель 7 класса

МОУ «СОШ им. А.Х. Сижажева» с.п.Псычох

Ерижокова Салима Хажисламовна




2024 год


Цель: Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.

Задачи:

  1. Формирование патриотического  чувства ребят к своей Отчизне, чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищения их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям.

  2. Привлечение внимания к изучению истории нашей        Родины.


Учитель: Здравствуйте, дети и уважаемые гости! Сегодняшний наш разговор мы посвятим важной, но очень печальной теме. В январские дни наша страна вспоминает страшные события, произошедшие в годы Великой Отечественной войны, – блокаду Ленинграда. Я хочу, чтоб вы сегодня виртуально перенеслись в события тех лет. Пропустили через себя всю боль народа, прониклись и запомнили те чувства, через которую прошли ленинградцы в годы блокады: скорбь, печаль и голод. Забывать об этом нельзя. Недаром говорится: кто забывает прошлое, обречен на ошибки в будущем.


8 сентября, обычный день недели,

Начало осени, красивое и яркое,

Сентябрьский ветерок, и голуби летели,

И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.

Привычно занималось утро ранее…

Так было до того или потом,

Но в этот год беда стучалась в каждый дом.

В том 41 – ом памятном году

Железным обручем сковало красоту,

Безжалостный, губительный охват,

жизнь ленинградцев превративший в ад.

БЛОКАДА. Нам, живущим, не понять,

Что чувствовал ребенок, угасая,

Везя на санках умершую мать

И губы от бессилия кусая…


Вопрос к детям: Как вы понимаете слово «блокада»?

Ответ: Блокада - окружение города со всех сторон. Ленинград пережил блокаду.

Это  один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, музеи, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы.

Но не о  красоте,  а о тех страшных событиях, которые происходили в Ленинграде 80 лет тому назад 22 июня 1941 года пойдет речь, когда фашистские войска напали на нашу страну, а уже осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду. Город оказался в блокаде.


    Блокада Ленинграда - это трагическая и героическая страница Великой Отечественной войны. 900 дней и ночей шла грозная битва за Ленинград. Ее вели солдаты, партизаны, жители города на Неве. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания. Но ленинградцы выстояли, они спасли свой великий город, они победили фашистов силой своего духа. 27 января 1944 г. в городе на Неве прогремел торжественный салют в ознаменование полного освобождения Ленинграда от гитлеровской блокады. 27 января - это День воинской славы России. Сегодняшний классный час - это час памяти о защитниках Ленинграда.


Вместо супа – бурда из столярного клея,

Вместо чая – заварка сосновой хвои.

Это б все ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмется, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце ! надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.

Бейся сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянется, что враг не пройдет!

Сотый день догорал, как потом оказалось,

впереди оставалось еще восемьсот


Окруженный со всех сторон город пытался выжить – просто выжить, физически, почти без еды, почти без электричества, порой без тепла в самый лютый мороз, под постоянными обстрелами мирных жителей. И это на протяжении почти 900 дней. Лишь 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано. Окончательно блокада была снята еще через год - 27 января 1944-го.

Фашистские бомбардировщики  днем и ночью сбрасывали на город бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы, многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады, и перед городом встала угроза голода. На 12 сентября 1941 года запасов продуктов было не более чем на 30 дней.

Ленинград сдерживал темпы эвакуации людей. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались. В ноябре‑декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики ‑ всего 125 граммов, солдатская пайка - 500 г. Жители, истощенные голодом, обессилившие, жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой был 40 – градусный мороз, за водой ходили к реке Неве.



Учитель: а сейчас я предлагаю вашему вниманию отрывок из Ленинградской поэмы  Ольги Берггольц  «Корочка хлеба»

Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
— Сменяй на платье, — говорит, —
менять не хочешь — дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала…—
И я сказала: — Не отдам.—
И бедный ломоть крепче сжала.
— Отдай, — она просила, — ты
сама ребенка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу.—
…Как будто на краю земли,
одни, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило — привести
ее к себе, шепнув угрюмо:
— На, съешь кусочек, съешь… прости!
Мне для живых не жаль — не думай.—
…Прожив декабрь, январь, февраль,
я повторяю с дрожью счастья:
мне ничего живым не жаль —
ни слез, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война,
я поднимаю клятву эту,
как вечной жизни эстафету,
что мне друзьями вручена.
Их множество — друзей моих,
друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
в мучительном кольце блокады.

Учитель: В старину говорили: «Хлеб - всему голова». Хлеб считался священным символом еды. Издавна ему отводили особое место в жизни людей, поэтому его почитали и уважали.  Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда… кроме хлеба, есть было нечего. Он был почти единственным питанием ленинградцев. С ним связаны и подвиги, и потери. Например, известна история Даниила Ивановича Кютинена, ленинградского пекаря. 3 февраля 1942 года, в первую и самую суровую, голодную и холодную зиму, он умер прямо на рабочем месте от истощения. Умер, но не взял ни крохи блокадного хлеба себе. Посмертно Д. Кютинен внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.

Готовясь к классному часу мы с ребятами решили испечь блокадный хлеб. Хотели попробовать и понять настоящую цену и его вкус.

«Стандартный», если можно так выразиться, состав блокадного хлеба был следующим: ржаная мука (обойная или вообще любая из тех, что были под рукой) – до 75%, целлюлоза пищевая – до 10%, жмых – до 10%, остальное – это обойная пыль, выбойки из мешков или хвоя.

Какова цена хлеба, и какой он имеет вкус? «Хлеб Победы» действительно был горьким на вкус. Горький он не только потому, что в нём часто использовались несъедобные добавки. Горек хлеб Победы от того, что он пропитан слезами, горем и пОтом тех, кто голодал, умирал, растил его на полях во время войны.

Настоящая цена хлеба - человеческие жизни, отданные ради Победы. Несмотря на огромные материальные лишения, недоедания, бытовое неустройство, благодаря самоотверженному и изнурительному труду, героической стойкости весь народ работал под девизом «Всё для фронта, всё для победы». Цена хлеба равнялась жизни не только в блокадном Ленинграде, но и в тылу.

Учитель: Ребята, пока мы готовили блокадный хлеб, о чем вы думали?

Ответ: нужно изменить отношение к хлебу, научиться беречь, уважать. Нет ничего важнее мира и хлеба.

Хлеб – душа народа, душа нашей родной земли, судьба многих людей, их труд.

Пусть никому и никогда больше не придется есть такой хлеб!

За сентябрь – ноябрь 1941 года в городе 251 раз раздавалась воздушная тревога. Средняя ежедневная продолжительность артобстрела в ноябре 1941 года достигла 9 часов.

За время блокады от голода умерло более 641 тыс. жителей (по другим данным, не менее 1 млн человек), десятки тысяч умерли во время эвакуации. Таким образом, в результате смертности, эвакуации и дополнительных призывов в армию население Ленинграда за период с сентября 1941 года по сентябрь 1942 года уменьшилось на 1 млн 837 тыс. человек и составляло лишь 707 тыс. человек.


В истории – не первая осада,

Не первый голод, холод и пожарищ дым;

О том, что пережили люди Ленинграда,

Теперь все знают – было по плечу лишь им.

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.

Враги надеялись, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград уничтожит самого себя». Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу. Ленинград не только выстоял, но и победил.

Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом – страдания и гибель детей.

Дети блокады – это особая категория жителей этого города, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей.

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Мальчишки - разведчики, токари, пахари, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.

Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём.

Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный. Подростки вставали к заводскому станку вместо отцов и старших братьев, которые ушли на фронт. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Мальчишки тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым. Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от них. Вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов, вязали варежки, носки, ухаживали за больными. Устраивали концерты в госпиталях. Сидели с ранеными и общались, порой простое общение придавало сил и раненым и детям.
Войну, вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям.

Многие дети блокадного Ленинграда вели дневники, в которых записывали события, происходящие в городе.

Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище  в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время девятьсот дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.).

Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:


Читаю дети:

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни". В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.


1 чтецО да — иначе не могли
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
снега сияют исступленно,
и со стеклянной вышины
врагу отчетливо видны
внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
и свищет воздух, и скрежещет,
под бомбами ломаясь, лед,
и озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
еще мучительней и злей —
сорокаградусная стужа,
владычащая на земле.
2 чтец: Казалось — солнце не взойдет.
Навеки ночь в застывших звездах,
навеки лунный снег, и лед,
и голубой свистящий воздух.
Казалось, что конец земли…
Но сквозь остывшую планету
на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград! – хором
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под темным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут,
прислушиваются тревожно:
— К заре, сказали, привезут…
— Гражданочки, держаться можно…—
И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
3 чтец. Шофер вскочил, шофер на льду.
— Ну, так и есть — мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев.—
И вот — в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.

4 чтец …О, мы познали в декабре —
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех —
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.


Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель.

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8‑11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско‑Новгородской операции 1944 года. В результате мощного наступления советских войск немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60‑100 км. Она длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, продолжалась 872 дня, в литературе и на памятниках встречается округление - 900 дней и ночей.

Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. 

Стих «Мне повезло»


Мне повезло, я позже родилась,

Не надо мной в осколки небо рвалось,

Когда земля под взрывами тряслась,

Не я в бомбоубежище кидалась.


Не мне ночами снился теплый хлеб,

Сводя с ума до судорог голодных,

И не за мной тянулся санок след

До ямы той, где хоронили мертвых.


Писала на листочках свой дневник

Не я ручонкой, скованной страданьем,

Где сохранился этот детский крик –

«все умерли. Одна осталась Таня»


Так почему же, в сытости, в тепле

Меня тревожит эта боль чужая

Отдавших жизнь за то, чтоб на Земле

Под этим небом я была живая?



Какую жертву надо принести,

Какую цену заплатить – не знаю,

Чтоб девочку голодную спасти,

Хоть коркой хлеба удержать у края?!


Отсчитывает время метроном,

Он будит мир минутами молчанья…

Не допусти беды в свой светлый дом,

Не допусти! – я слышу голос Тани.


Учитель: в память о детях блокадного Ленинграда, погибших и оставшихся в живых, предлагаю возложить цветы к копии мемориала «Цветок жизни»

Сам мемориал находится на третьем километре Дороги жизни и посвящен погибшим детям блокадного Ленинграда.

Цветы для возложения мы готовили сами, вкладывая в каждый лепесток свою любовь и благодарность тем, кто выстоял и победил в суровые дни блокады, кто не дожил до великого дня Победы. Светлая им память!

Учитель: «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», - говорил Наполеон. И это еще раз доказали защитники Ленинграда. Для нашего народа война 1941 -1945 гг. поистине была Великой Отечественной. И блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе. Дети блокады, как и все, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются в уважении, в благодарности. Не забывайте об этом!

Благодарю за внимание!

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!