СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: «Поговорим о Ленине»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час познакомит с детством Ленина и с трудной дорогой к власти. Содержит фото Ленина.

Просмотр содержимого документа
«Классный час: «Поговорим о Ленине»»

Классный час: «Поговорим о Ленине»



От Ульянова до Ленина
О Ленине написаны горы книг. Статистика знает, что больше, чем о Ленине, написано только о Христе. Живого Ленина в книгах почти нет. Понятно только, что фигура эта была невероятного размаха, нечеловеческая, необъяснимых масштабов, таинственная и вызывающая суеверный ужас, но она как бы скрыта завесой, мутным стеклом. Даже те, кто его знал очень близко - жена, сёстры, брат, вспоминая о нем, не отважились опуститься до житейских мелочей, которые бывают так привлекательны в грациозной личности, так много объясняют.

Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин; 22 апреля 1870, Симбирск – 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) – российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
Марксист, публицист, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического ) интернационала, основатель СССР. Сфера основных политико-публицистических работ – материалистическая философия, теория и практика осуществления социалистической революции, построения социализма и коммунизма, политэкономия социализма. Это так написано в Советской энциклопедии.
Так вот, как я рассказываю, Владимир Ильич Ульянов родился в 1870 году в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова (1836-1886). Мать – Мария Александровна Ульянова (урожденная Бланк, 1835 – 1916), шведско-немецкого происхождения по матери и, по разным версиям, украинского, немецкого или еврейского – по отцу.
В 1879 – 1887 годах Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, которой руководил Ф.М. Керенский, отец А.Ф. Керенского. В 1887 году окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Казанского университета.
Вплоть до 1887 года ничего не известно о какой-либо революционной деятельности
Ричард Пайпс пишет: «В Ленине-юноше удивляет как раз то, что в отличие от большинства своих современников, он не выказывал никакого интереса к общественной жизни. В воспоминаниях, вышедших из-под пера одной из его сестер до того, как железная лапа цензуры легла на все, что писалось о Ленине, он предстает мальчиком чрезвычайно старательным, аккуратным и педантичным, - в современной психологии это называется компульсивным типом. Он был идеальным гимназистом, получал отличные оценки практически по всем предметам, включая поведение, и это год за годом приносило ему золотые медали. Его имя было в начале списка, окончивших курс гимназии. Ничто в скудных сведениях, которыми мы располагаем, не говорит о бунте – ни против семьи, ни против режима. Ко времени окончания гимназии в 1887 году у Ленина не было «определенных» политических убеждений. В начале его биографии ничто не изобличало в нем будущего революционера, напротив – многое свидетельствовало о том, что Ленин пойдет по стопам отца и сделает заметную служебную карьеру».
Но в том же году, 8(20) мая, его старшего брата – Александра – казнили, как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III. Произошедшее стало большой трагедией для семьи Ульяновых, не подозревавшей о революционной деятельности Александра.
В университете Владимир был вовлечен в нелегальный студенческий кружок «Народной воли» во главе с Лазарем Богоразом. Через три месяца после поступления он был исключен за участие в студенческих беспорядках, вызванных новым уставом университета, введением полицейского надзора за студентами и кампанией по борьбе с «неблагонадежными» студентами. Из исторических источников мы узнаём, что среди студентов, пострадавших от студенческих волнений, Ульянов был в первых рядах бушевавших студентов.
На следующую ночь Владимир в числе сорока других студентов был арестован и отправлен в полицейский участок. Всех арестованных, в порядке характерных для периода царствования Александра III методом борьбы с «непокорством», исключили из университета и выслали «на место родины». Ульянов был выслан в деревню Кокушкино Лаишевского уезда Казанской губернии, где он жил в доме Ардашевых до зимы 1888 – 1889 годов.
Ричард Пайпс писал: «В течение описываемого периода Ленин много читал. Он штудировал «прогрессивные» журналы и книги 1860 – 1870-х годов, особенно труды Н.Г. Чернышевского, которые, по его собственным словам, оказали на него решающее влияние. Это было трудное время для всех Ульяновых: симбирское общество бойкотировало их, поскольку связи с семьей казненного террориста могли привлечь нежелательное внимание полиции...».

Трудный путь к власти:

Осенью 1888 года Ульянову было разрешено вернуться в Казань. Здесь он впоследствии вступил в один из марксистских кружков, организованных Н.Е. Федосеевым, где изучались и обсуждались сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Плеханова. В 1924 Н. Крупская писала в «Правде»: «Плеханова Владимир Ильич любил очень страстно. Плеханов сыграл крупную роль в развитии Владимира Ильича, помог ему найти правильный революционный подход, и поэтому Плеханов был долгое время окружен для него ореолом: всякое самое малейшее расхождение с Плехановым он переживал крайне болезненно».
Осенью 1889 года семья Ульяновых переезжает в Самару, где Ленин также поддерживает связь с местными революционерами. В период 1887 – 1891 годов молодой Ульянов стал, вслед за своим казненным братом, сторонником «Народной воли». В Казани и Самаре он последовательно отыскивал народовольцев, от которых узнавал сведения о практичной организации движения, на тот момент выглядевшего, как законспирированная дисциплинированная организация «профессиональных революционеров».
В период 1892 – 1893 годов взгляды Ленина под сильным влиянием работ Плеханова медленно эволюционировали от народовольческих к социал-демократическим. При этом он уже в 1893 году разработал новую на тот момент доктрину, объявившую современную Россию, в которой четыре пятых населения составляло крестьянство, «капиталистической» страной. Кредо ленинизма было окончательно сформулировано в 1894 году «русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции».
Как пишет исследователь М.С. Восленский в работе «Номенклатура»:
«Главной целью жизни Ленина стало отныне добиться революции в России, независимо от того, созрели или нет там материальные условия для новых производственных отношений». Молодого человека не смущало то, что было камнем преткновения для других русских марксистов того времени. Пусть Россия отстала, считал он, пусть ее пролетариат слаб, пусть русский капитализм еще далеко не развернул всех своих производительных сил – не в этом дело. Главное – совершить революцию!»
В 1892 – 1893 годах Владимир Ульянов работал помощником самарского присяжного поверенного (адвоката) Н.А. Хардина, ведя в большинстве уголовные дела, проводил «казенные защиты».
А уже в конце 1893 года Ленин приехал в Санкт-Петербург, где устроился помощником к присяжному поверенному (адвокату) М.Ф. Волькенштейну. В Петербурге им были написаны работы по проблемам марксистской политэкономии, истории русского освободительного движения, истории капиталистической эволюции русской пореформенной деревни и промышленности. Часть из них была издана легально. В это время он также разрабатывал программу социал-демократической истории партии. Деятельность Владимира Ильича Ленина как публициста и исследователя развития капитализма в России на основе обширных статистических материалов делает его известным среди социал-демократов и оппозиционно настроенных либеральных деятелей, а также во многих других кругах российского общества.
Ричард Пайпс писал: «Этот непривлекательный человек излучал такую внутреннюю силу, что люди забывали о первом впечатлении. Поразительный эффект, который производила в нем сила воли, неумолимой дисциплины, энергии, аскетизма и непоколебимой веры в дело, можно писать только затасканным словом «харизма». По словам Потрессова, этот «невзрачный и грубоватый» человек, лишенный обаяния, оказывал «гипнотическое воздействие»: «Плеханова – почитали, Мартова – любили, но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным бесспорным вождем. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего веру в движение, в дело, с не меньшей верой в себя». Ряд авторов, статьи и высказывания которых мне удалось прочитать, склонны видеть одной из сторон еще молодого Ленина жесткость. В качестве доказательства часто приводятся воспоминания В.В. Водовозова о позиции Ленина в отношении голода 1891 – 1892: «Владимир Ульянов резко и определенно выступил против кормления голодающих. Его позиция, насколько ее сейчас вспоминаю, - а запомнил я ее хорошо, ибо мне приходилось немало с ним о ней спорить, - сводилась к следующему: голод есть прямой результат определенного социального строя; пока этот строй существует, такие голодовки неизбежны; уничтожить их можно, лишь уничтожив этот строй. Будучи в этом смысле неизбежным, голод в настоящее время играет роль прогрессивного фактора. Разрушая крестьянское хозяйство, выбрасывая мужика из деревни в город, голод создает пролетариат и содействует индустриализации края. Он заставит мужика задуматься над основами капиталистического строя, разобьет веру в царя и царизм, в свое время облегчит победу революции».
По описанию Максима Горького: «для него рабочий класс – что для кузнеца руда». Однако Водовозова опровергает А.А. Беляком: «Владимир Ильич не меньше других революционеров страдал, мучился, ужасался, наблюдая кошмарные картины гибели людей и слушая рассказы очевидцев о том, что совершается в далеких, заброшенных деревнях, куда не доходила помощь и где вымирали все жители. Везде и всюду Владимир Ильич утверждал только одно, что в помощи голодающим не только революционеры, но и радикалы не должны выступать вместе с полицией, губернаторами, вместе с правительством – единственным виновником голода и «всероссийского разорения», а против кормления голодающих никогда не высказывался, да и не мог высказаться.
В Декабре 1895 года, как и другие члены «Союза» за революционную деятельность, Ульянов был арестован, более года содержался в тюрьме и в 1897 году выслан на 3 года в село Шушенское Минусинского уезда Енимейской губернии.
Ленин создал семью. Ничто человеческое ему было не чуждо. 10(22) июля 1898 года в местной церкви священник Иоанн Орестов совершил тайно венчание. Запись в церковной книге села Шушенского свидетельствует, административно-ссыльные В.И. Ульянов и Н.К. Крупская венчались первым браком. Но, к сожалению, детей у них с Надеждой Константиновной не было.

В ссылке он написал по собранному материалу книгу «Развитие капитализма», направленную против «легального марксизма» и народнических теорий. Во время ссылки было написано свыше 30 работ, налажена связь с социал-демократами Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Воронежа и других городов. К концу 1890-х годов под псевдонимом «К. Тулин» В.И. Ленин приобрел известность в марксистских кругах.
В 1898 году в Минске в отсутствие лидеров Петербургского Союза борьбы состоялся I съезд РСДРП в количестве 9 человек, который учредил Российскую социал-демократическую рабочую партию, приняв Манифест. Все члены избранного съездом ЦК и большинство делегатов были тут же арестованы, многие представленные на съезде организации были разгромлены полицией. Находящиеся в сибирской ссылке руководители «Союза борьбы» решили объединить разбросанные по всей стране многочисленные социал-демократические организации и марксистские кружки с помощью газеты.
После окончания ссылки в феврале 1900 года Ленин, Мартов и А.Н Потресов объезжают российские города, устанавливая связи с местными организациями. 26 февраля 1900 года Ульянов прибывает во Псков, где ему разрешено проживать после ссылки. В апреле 1900 года во Пскове состоялось организационное совещание по созданию общероссийской рабочей газеты «Искра», в котором приняли участие В.И. Ульянов-Ленин, С.И. Радченко, П.Б. Струве, А.Н.Потресков и другие. А газета в то время очень сильное оружие.
В апреле 1900 года Ленин нелегально из Пскова совершает однодневную поездку в Ригу. На переговорах с латышскими социал-демократами рассматривались вопросы по транспортировке газеты «Искра» из-за границы в Россию через порты Латвии. В начале мая 1900 года Ульянов получил во Пскове заграничный паспорт. 19 мая он выезжает в Петербург, а 21 мая там его задерживает полиция. Был также тщательно досмотрен и багаж, отправленный Ульяновым из Пскова в Подольск. После досмотра багажа начальник Московского охранного отделения С.В. Зубатов направляет телеграмму в Петербург начальнику особого отделения департамента полиции: «Груз оказался библиотекой и тенденциозными рукописями, вскрыт в порядке Устава Российских железных дорог, как отправленный незапломбированным. По рассмотрении жандармской полицией и экспертизы отделения будет отправлен по назначению». Операция по аресту социал-демократа оказалась провалом. В.И. Ульянов не дал псковской полиции поводов против себя. Через десять дней он был отпущен.
В июне 1900 года Владимир Ульянов вместе со своей матерью М.А. Ульяновой и старшей сестрой Анной Ульяновой приезжает в Уфу, где находилась в ссылке его жена Н.К. Крупская. Уже в конце 1904 года, на фоне нарастающего стачечного движения, между фракциями «большинства» и «меньшинства», помимо организационных, обнаружились разногласия по политическим вопросам. Революция 1905-1907 годов застала Ленина в Швейцарии.
Весной 1906 года Ленин переехал в Финляндию. Жил он вместе с Крупской и ее матерью в Куоккале (Репино(Санкт-Петербург)) на вилле «Вааса» Эмиля Эдварда Энгестрема, временами наезжая в Гельсингфорс. В конце апреля 1906 года перед поездкой на партийный съезд в Стокгольм он под фамилией Вебер останавливается на две недели в съемочной квартире на первом этаже дома. В декабре (не позднее 14(27)) 1907 года Ленин пароходом прибывает в Стокгольм.
В первых числах января 1908 года Ленин вернулся в Женеву. Поражении революции 1905-1907 годов не заставило его сложить руки, он считал неизбежным повторение революционного подъема. «Разбитые армии хорошо учатся», - позже писал об этом периоде Ленин.
А уже 5 мая 1912 года в Петербурге вышел первый номер большевистской газеты «Правда». От «Искры» до правды был длительный путь.
Когда началась первая мировая война Ленин жил на территории Австро-Венгрии в галицийском местечке Поронин, куда он приехал в конце 1912 года. Из-за подозрения в шпионаже в пользу российского правительства Ленин был арестован австрийскими жандармами. Для его освобождения потребовалась помощь депутата-социалиста австрийского парламента. 6 августа 1914 года Ленин вышел из тюрьмы.

А уже 20 октября 1917 года Ленин нелегально прибыл из Выборга в Петроград. 6 ноября 1917 года после 6 часов вечера Ленин покинул конспиративную квартиру Маргариты Фосфановой. В целях конспирации Ленин меняет внешний вид: одевает старое пальто и кепку, повязывает щеку платком. За 124 дня «смольнинского периода» Ленин написал свыше 110 статей, проектов декретов и резолюций, произнес свыше 70 докладов и речей, написал около 120 писем, телеграмм, записок, участвовал в редактировании более чем 40 государственных и партийных документов. Рабочий день председателя СНК длился 15 – 18 часов. За указанный период Ленин председательствовал на 77 заседаниях СНК, руководил 26 заседаниями и совещаниями ЦК, участвовал в 17 заседаниях ВЦИК и его Президиума, в подготовке и поведении 6 различных Всероссийских съездов трудящихся. Вот такова жажда власти! После переезда ЦК партии и Советского правительства из Петрограда в Москву, с 11 марта 1918 года Ленин жил и работал в Москве. Личная квартира и рабочий кабинет Ленина размещались в Кремле, на третьем этаже бывшего заседания Сената.
Ленин был непримирим к буржуазной интеллигенции. Большевистский лидер опасался свободномыслящей интеллигенции, как возможной интеллектуальной опоры оппозиции.
Для того, чтобы быть причисленным Лениным к врагам советской власти, не обязательно было вести с ней борьбу, было достаточно просто не одобрять ее действия. Когда осенью 1919 года в петроградской интеллигентской среде шли повальные обыски и аресты, по поводу чего М. Горький писал Ленину, последний успокаивал писателя, признавая, что, при аресте «буржуазных интеллигентов околокадетского типа» были ошибки, но не стоит жаловаться «по поводу того, что несколько десятков (или хотя бы даже сотен) кадетских и околокадетских господчиков посидят несколько дней в тюрьме. Какое бедствие, подумаешь!»
По окончании гражданской войны большевистской властью была совершена акция, которую историк Латышев охарактеризовал как одно из самых позорных ее деяний – высылка из страны осенью 1922 года известных российских философов, литераторов и других представителей интеллигенции. Инициатором этой акции был Ленин. Не многие об этом знают.
Владимир Ильич был непримиримым врагом религии. Сам он был атеистом. В своей работе «Социализм и религия» Ленин пишет: «Религия есть один из видов духовного гнева, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т.д. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего эксплуатационного существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь».
«Нам говорят, что Россия раздробится, распадется на отдельные республики, но нам нечего бояться этого. Сколько бы не было самостоятельных республик, мы этого страшиться не станем. Для нас важно не то, где проходит государственная граница, о то, чтобы сохранялся союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией каких угодно наций», - так говорил Ленин на первом всероссийском съезде военного флота 22 ноября (5 декабря) 1917 года.
Сразу после Октябрьской революции Ленин признал независимость Финляндии.
Во время Гражданской войны Ленин пытался достигнуть соглашения с державами Антанты. В марте 1919 он вел переговоры с прибывшим в Москву Уильямом Буллитом. Ленин соглашался на выплату дореволюционных российских долгов, в обмен на прекращение интервенции и поддержки белых со стороны Антанты. Был выработан проект соглашение с державами Антанты.
Болезнь:
В 1923 году, незадолго до смерти Ленин пишет свои последние работы: «О кооперации», «Лучше меньше, да лучше», в которых предлагает свое видение экономической политики Советского государства и меры улучшения работы государственного аппарата и партии. 4 января 1923 гола В.И. Ленин диктует так называемое «Добавление к письму от 24 декабря 1922 года, в котором, в частности, были даны характеристики отдельных большевиков, претендующих на роль лидера партии (Сталин, Троцкий, Бухарин, Пятаков). Сталину в данном письме была дана нелестная характеристика. В марте 1922 года Ленин руководил работой 11-го съезда РКП(6) – последнего съезда, на котором он выступал. В мае 1922 года он тяжело заболел, но в начале октября вернулся к работе. Предположительно, болезнь Владимира Ильича была вызвана сильной перегруженностью и последствиями покушения 30 августа 1918 года. По крайней мере, на эти причины ссылался авторитетный исследователь этого вопроса хирург Лопухин Ю.М. Для лечения были вызваны ведущие немецкие специалисты по нервным болезням. Главным лечащим врачом Ленина с декабря 1922 года и вплоть до смерти в 1924 году был Отфрид Ферстер. Последнее публичное выступление Ленина состоялось 20 ноября 1922 года на пленуме Моссовета. 16 декабря 1922 года состояние его здоровья вновь резко ухудшилось, а 15 мая 1923 года из-за болезни он переехал в подмосковное имение Горки. С 12 марта 1923 года ежедневно публиковались бюллетени о здоровье Ленина. В Москве последний раз Ленин был 18 – 19 октября 1923 года. В этот период он, тем не менее, надиктовал несколько заметок: «Письмо к съезду», «Странички дневника», «О кооперации», «Лучше меньше, да лучше».
В январе 1924 года в состоянии здоровья Ленина внезапно наступило резкое ухудшение; 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут он скончался.
«Скорбь» пробужденная смертью Ленина была, вероятно, отчасти вызвана другими обстоятельствами. Прощание с покойным в Москве и траурные церемонии в других городах, несомненно, являлись разновидностью катарсиса для людей, переживавших трагичное десятилетие – войну, революцию, гражданскую смуту, голод и эпидемии. Смерть Ленина стала поводом для первого общенационального ритуала оплакивания после всех тяжелых испытаний минувших лет. Общество захлестнула волна истерической горести, подогреваемой открытым доступом к телу покойного вождя и траурными церемониями, которые проводились по всей стане. Культ Ленина, распространившийся по городам и весям России в 1924 году имел целью увековечить народную скорбь о постигшей утрате; этим во много объясняется достигнутый властями успех, поскольку вызываемые чувства отвечали действительному душевному состоянию советских граждан, переживших долгие и мучительные страдания.

Ленин умер, так и не добившись воплощения в жизнь своей мечты, порожденной жаждой мести режиму за своего брата Александра. Сильные эмоциональные переживания юного Ульянова, имели разрушительные последствия для сугубо логической психики(почти лишенной эмоциональной составляющей и поэтому не готовой к такого рода «нагрузке»). Мыслительный ум столкнулся с сильным чувством и не выдержал удара. До последнего вздоха Владимир Ульянов мстил самодержавию своим выдуманным из головы новым строем. Он и сам стал классической иллюстрацией к давно открытой и детально описанной типологии К.Г. Юнга: если реальность не соответствует совершенным мыслительным конструкциям, тем хуже для реальности. Так личная драма Владимира Ильича Ленина стала трагедией всего русского народа.














Ленин в детстве








Ленин в детстве









Ленин в детстве

В.И.Ленин большевик



Ленин на субботнике




В.И.Ленин
у книжного шкафа
в своем кабинете в Кремле.
Москва, октябрь 1918 г.
















Плакат



Ленин с революционерами



В.И.Ленин
на прогулке во дворе Кремля
по выздоровлении после ранения.
Москва, октябрь 1918 г.

















Звёздочка октябрёнка
























Ленин в библиотеке




Ленин с детьми








В.И.Ленин
и Н.К.Крупская в Горках.
Август-сентябрь 1922 г.









Плакат

Памятник Ленину


Скульптура «Ленин в детстве» 1955 год










В.И.Ленин
Москва, 1 мая 1920 г.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!