СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час, посвященный творчеству Е.А. Благининой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час, повященный 120летию со дня рождения Елены Александровны Благининой.

Просмотр содержимого документа
«Классный час, посвященный творчеству Е.А. Благининой»

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
ср едняя общеобразовательная школа № 33 г. Орла

Классный час, посвященный творчеству Елены Александровны Благининой





Классный руководитель Тимашева Татьяна Юрьевна















Орел, 2023 год

Цель: сплочение классного коллектива посредством совместной поисковой работы учащихся.

Задачи:

1.Личностные:

– формировать положительное отношение к литературному наследию Орловского края, представления о своем месте в жизни родного края;

– уметь оценить значимость выполненной работы для себя и окружающих.

2.Регулятивные:

– развивать умение выполнять поисковую работу (ставить цели, планировать свою работу, прогнозировать результат);

– уметь определять степень успешности своей работы и работы других.

3.Коммуникативные:

– развивать навык совместной работы в группе (сотрудничать в поиске и сборе информации, слушать одноклассников и вступать в диалог, учитывать в работе позиции других учеников).

4.Познавательные:

–  искать и выделять необходимую информацию;

– уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

– расширить кругозор детей о писателях родного края.



Оформление: выставка книг, выставка рисунков к произведениям Е. Благининой, портрет поэтессы, высказывания писателей о творчестве Благининой, видеоматериалы, музыкальные произведения.

Подготовка к классному часу: учащиеся были разделены на группы, каждая группа получила поисковое задание по изучению биографии и творчества Е. А. Благининой, дети в группах готовят страницы из которых будет в итоге составлена книга-самоделка «Наши знаменитые земляки. Елена Благинина.»

Сценарий классного часа:

На доске написаны слова Н. С. Лескова: «Орел вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город» (СЛАЙД)

Учитель: Наш Орловский край, как никакой другой, связан с литературой. Н. С. Лесков с огромной гордостью сказал эти слова о земле Орловской, где жили и писали свои великие произведения А.А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, Л. Андреев, И. Бунин, М. М. Пришвин, сам Н. С. Лесков (СЛАЙД) и немало других писателей. Некоторые писатели вам уже знакомы, с другими предстоит еще познакомиться на уроках литературного чтения. Среди этих имен есть имя знаменитой нашей землячки Елены Александровны Благининой, с чьим творчеством вы начали знакомиться во втором классе, а некоторые ее стихи вы узнали, будучи еще совсем маленькими. (СЛАЙД)

Над рожью, дождиком примятой, 
    Стоит денёк почти сквозной. 
    Орловский ветер пахнет мятой, 
    Полынью, мёдом, тишиной…

Автор этих строк, уроженка орловской деревни Елена Благинина, не сразу поняла, что родилась поэтом. (СЛАЙД) Стихи Елена писала с детства, лет с восьми, и уже в 23 года держала в руках свою первую книгу стихов для детей «Осень». К сегодняшнему классному часу вы получили задания в группах. Как вы думаете, для чего вы готовили материал о Е. А. Благининой? (Ответы детей).

Что мы можем сделать с собранным материалом?

(Ответы детей.)



Выступление – отчет первой группы.

1 ученик. Наша группа подготовила странички с биографией Елены Александровны Благининой.

(СЛАЙД) Видеофрагмент (деревня Яковлево)

1 ученик. (СЛАЙД) Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 г. в селе Яковлево Орловской губернии в многодетной семье. (СЛАЙД)

Всего в семье было девять детей, но вырастить всех не удалось. Отец, Александр Александрович Благинин, был неутомимым выдумщиком. В семье очень любили устраивать праздники. Почти неграмотная бабушка нараспев рассказывала детям сказки. И отец, и мать, и бабушка с дедушкой души не чаяли в малышке, ради нее готовы были на все. Они организовали свой домашний театр. Роли играли все взрослые, но первую скрипку – бабушка, которая была прекрасной сказительницей и знала очень много песен, сказок, легенд. А второй скрипкой была мамочка, Неонила Михайловна.

(СЛАЙД) (По ходу выступления идет видео показ фотографий дедушки и бабушки, родителей, всей семьи).

2 ученик. Папа Елены работал багажным кассиром на железнодорожной станции, дедушка был священником, а сама Лена мечтала стать учительницей, поэтому после окончания школы она поступила в педагогический институт. К тому времени семья Елены Александровны Благининой переехала жить в Курск.

3 ученик. Семья Лены была бедной. Став поэтом, она рассказывала о том, как росла, как за семь километров добиралась на занятия в институт в любую погоду пешком, в самодельных ботинках на веревочной подошве. Стремление учить детей было столь велико, что она готова была ежедневно проходить семь километров от своего дома в деревне до Курского педагогического института. 

4 ученик. (СЛАЙД) Но тяга к писательству была сильнее. Первые стихи Благининой были опубликованы в 1921 году. Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт, который окончила в 1925 году. (СЛАЙД) В 1933 г. Е. Благинина стала постоянным автором, а в дальнейшем и редактором журнала «Мурзилка» и «Затейник». Елена Александровна не только писала свои стихи, но и переводила произведения украинских, молдавских и татарских поэтов. (СЛАЙД) С тех пор ее стихи знают и любят и взрослые, и дети. В стихах Е. Благининой много тепла, добра, света, радости, солнца.



Выступление – отчет второй группы.

1 ученик. Мы готовили страницы для нашей книги, в которой будут стихи о природе и о животных.

2 ученик: Выросла Елена Александровна среди лесов и просторных лугов, поэтому любовь к природе, ко всему живому ярко отразилась в ее стихах. И это чувство она старалась передать нам - детям. В этих сборниках напечатаны стихотворения о природе: «Эхо», «Снегурочка», «По малину», «Птичий пересвист». Они научат нас слушать и понимать шорох дождя, шелест деревьев, голос ручья.

Дети читают стихи «Эхо», «Гори-гори ясно».

3 ученик: И даже в осенних стихах у Благининой всюду присутствует солнце, хотя и не такое яркое и тёплое. Солнышко то спрячется за тучей, то вновь раскинет свои желтые лучи.

Дети читают стихи: «Золотая осень»

Учитель: На некоторые стихи Е. А. Благининой написана музыка. Послушаем такую песню Сергея Плешака на стихи «Улетают, улетели ...» - аудиозапись. «Одуванчик» - песня.

4 ученик: Е. А. Благинина писала еще и о животных. Эти стихи полны доброты и сердечности.

Ученики читают стихотворение «Котенок», «Журавушка»

Дети вкладывают подготовленные страницы в книгу.



Выступление – отчет третьей группы.

1 ученик. Наша группа тоже готовила странички со стихами Елены Благининой. Мы подготовили страницы со стихами о маме и папе поэтессы, о детях. (СЛАЙД)

(По ходу выступления идет показ слайдов с книгами и иллюстрациями).

2 ученик: В любое время года есть еще одно очень доброе солнышко, от которого всем и свет, и тепло, и ласка. Мама — самый дорогой на свете человек. Она рядом, она всегда с нами. Мама заботлива, добра, и очень хорошо, если и вы заботитесь о ней.

Дети читают стихи: «Вот какая мама», «Огонек»,

«Посидим в тишине».

3 ученик. Папа Елены Александровны воевал в годы Великой Отечественной войны. Ему тоже посвящены стихи.

«Шинель»

4 ученик: А еще Благинина любила трудолюбивых ребят. У нее есть веселые и энергичные стихи: «Не мешайте мне трудиться», «Веселый человек», «Про дворников», «Возле грядки». Прочитав эти стихи, вы справитесь с любой, даже самой трудной и неинтересной работой.

Ученик читает стихотворение «Не мешайте мне трудиться».

Дети вкладывают подготовленные страницы в книгу.



Игровые страницы (выпускники прошлых лет проводят с учениками игры).

1 ученик. Здравствуйте, ребята! Когда-то мы тоже учились работать в группах, готовить совместные проекты. Елена Александровна Благинина сочиняла не только стихи, но у нее есть игры и загадки, с которыми мы хотим вас познакомить.

1)Ученики загадывают детям загадки, написанные Е. Благининой.

(СЛАЙД)

2)Игра.

1 ученик. А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру, которую мы с вами уже разучивали.

Маша: (одевает платочек, выходит в середину круга, кланяется).

- Вот я пришла к вам в гости!

Дети: - Очень рады, что пришли!

Маша: - Расскажите мне, ребята, как денек вы провели?

Дети: - Все расскажем по порядку:

Утром делали зарядку!

Маша: - Как?

Дети: - Вот этак, и вот так, еще этак, и вот так! (Дети показывают движения)

Маша: - А потом?

Дети: - За завтрак сели.

Без остатка все поели!

Маша: - Как?

Дети: - Вот этак, и вот так,

Еще этак, и вот так! (Дети показывают движения)

Маша: - А потом?

Дети: - Гулять ходили,

Пестрых бабочек ловили!

Маша: - Как?

Дети: - Вот этак, и вот так.

Еще этак, и вот так! (Дети показывают движения)

Маша: - А потом?

Дети: - Потом купались,

В речке плавали, плескались!

Маша: - Как?

Дети: - Вот этак, и вот так, еще этак, и вот так! (Дети показывают движения)

Маша: - А потом?

Дети: - А потом катались в лодке,

В легкой лодке - быстроходке!

Маша: - Как вы катались в лодке?

Дети: - Вот этак, и вот так,

Еще этак, и вот так! (Дети показывают движения)

Маша: - А что потом?

Дети: - А потом пололи грядки,

Поливали их из кадки.

Маша: - Как?

Дети: - Вот этак, и вот так,

Еще этак, и вот так! (Дети показывают движения)

Маша: - А потом?

Дети: - А потом обедать сели,

С аппетитом все поели!

Маша: - Как?

Дети: - Вот этак, и вот так,

Еще этак, и вот так! (Дети показывают движения)

Маша: - А потом?

Дети: - Легли потом

И заснули крепким сном.

Маша: - Как?

Дети: - Вот этак, и вот так.

Еще этак, и вот так! (Дети показывают движения)

Маша: - Ну, я вижу, ребятишки,

День вы славно провели.

До свиданья, до свиданья!

Дорогие вы мои.





Выступление – отчет четвертой группы.

1 ученик. Мы готовили юмористические стихи, считалки, скороговорки. (СЛАЙД)

2 ученик: Мы уверены, что тем, кто любит юмористические стихи, считалки, «дразнилки», скороговорки придется по душе книга «Уморилась».

Дети читают стихи «Уморилась», «Простокваша», «Как построить новый дом»

Дети читают подготовленные стихи, демонстрируют подготовленные страницы и вкладывают их в книгу.



Подведение итогов.



Учитель. Все наши группы выступили с отчетом о проделанной работе. Теперь мы можем собрать подготовленные вами страницы в одну книгу.

Страницы собираются вместе, и учитель демонстрирует полученную книгу.

Учитель. У нас получилась хорошая книга, но вот вопрос, где мы можем использовать ее? (Ответы детей). А еще я предлагаю отправиться с этой книгой в гости к первоклассникам и познакомить их с творчеством Е. А. Благининой.

Творческая работа в группах.

Учитель. Вы сегодня прочитали много стихов. Как вы думаете, легко ли писать стихи? Хотите попробовать? (Дети в группах получают рифмующиеся слова, из которых им нужно составить четверостишия).

ПЕЛИ, ЕЛИ, КРУЖОК, ПИРОЖОК



Послушайте, какие стихи написала с этими словами Елена Александровна.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Гости прыгали и пели,
После сели все в кружок – 
Пили чай, конфеты ели
И хвалили пирожок.

Был хорош пирог капустный,
Но куда вкусней другой:
Очень сдобный, очень вкусный,
С ярко-желтой курагой.

А потом играли в прятки,
В куклы, салки и лошадки.
А потом все вдруг ушли,
И мы с братишкой спать легли.







Рефлексия.

Учитель. Вам понравилась работать вместе и вместе собирать материал для классного часа? Хотите продолжить собирать книгу о наших знаменитых земляках? (Ответы детей)

Давайте попробуем определить, что мы получили для себя из проделанной работы. Сформулировать мысли вам помогут фразы на слайде. (СЛАЙД)

  • Раскрывать свои способности

  • Бережно относиться к природе

  • Правильно переходить дорогу

  • Гордиться творчеством своих земляков

  • Работать в группе

  • Слушать мнение товарища

  • Мыть руки перед едой

  • Высказывать и доказывать собственное мнение

  • Слушаться родителей

  • Уважать старших


Учитель. Вы сегодня не раз говорили, что стихи Е. А. Благининой светлые, добрые, в них много солнца. У нас на доске доже есть солнышко. Это солнышко вашего настроения. Чего у него не хватает? (Лучей).

Если вам было интересно сегодня, если вам понравилось вместе работать, собирать материал, то вы к солнышку прикрепите лучик.

Если вам было скучно, неинтересно, может быть, вы хотели высказаться, но вам не дали такой возможности, то прикрепите к солнышку облачко.

(Дети выходят и прикрепляют выбранные элементы).





Учитель. Елена Александровна очень много общалась со своими читателями. Послушайте запись с ее обращением к детям.

(СЛАЙД) Видеозапись с выступлением Е. Благининой, с обращением к детям.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя