СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час, посвящённый 100-летию Я. Френкеля

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2020 году исполняется 100 лет с официального дня рождения композитора Яна Френкеля (1920 - 1989). Его песни и киномузыка по сей день воспринимаются так, словно написаны совсем недавно.

Просмотр содержимого документа
«Классный час, посвящённый 100-летию Я. Френкеля»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Сафоновская детская школа искусств»









































В 2020 году исполняется 100 лет с официального дня рождения композитора Яна Френкеля (1920 - 1989). Его песни и киномузыка по сей день воспринимаются так, словно написаны совсем недавно. Одна только песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева «Журавли» живет в уже более полувека и переведена на многие языки мира, в том числе на иврит и идиш. Композитор Оскар Фельцман как-то сказал, что, даже если бы Ян Френкель написал в своей жизни только три песни: «Журавли», «Русское поле» и «Калина красная», он был бы выдающимся композитором своего времени. Однако перу его принадлежит более трехсот песен, инструментальные сочинения, музыка к более чем семидесяти кинофильмам, мультфильмам, теле- и радиопередачам.

Ян Абрамович Френкель появился на свет 21 ноября 1924 года в Киеве. Также есть данные, что он родился в городе Пологи Запорожской области в еврейской семье. Отец - Абрам Натанович Френкель, парикмахер. Он назвал Яна в честь знаменитого эстонского революционера Яна Томпа, которого считал образцом во всех отношениях. В семье Френкелей было пятеро детей: два мальчика и три девочки. По старшинству: Михаил, Мария, Татьяна, Ян и Зоя. Семья была музыкальной, отец хорошо играл на скрипке, обучал этому искусству сына. Абрам Френкель сам выучился играть очень поздно, профессиональным музыкантом ему уже было не стать. Поэтому, едва сыну исполнилось четыре, он вложил инструмент в детские руки. О том, как это происходило, впоследствии рассказывала дочь Френкеля Нина: "Он запирал Яна в маленькую комнату, заставлял заниматься и при фальшивых нотах распахивал дверь и наносил по провинившейся голове удар смычком".

Когда восьмилетнего Яна показали педагогу киевского музыкального училища, тот пришел в восторг от того, как чисто и чувственно играет сын парикмахера. И мальчика зачислили в училище сразу в третий класс, а семья переехала в Киев.

В возрасте 13 лет Ян поступил в музыкальную академию. Наставниками юного скрипача стали Яков Магазинер и Борис Лятошинский. Ян Френкель сидел за одной партой с будущим композитором, в дальнейшем - автором гимна Киева «Как тебя не любить, Киев мой!» Игорем Шамо. А еще в одном с ними классе учился Владимир Шаинский - впоследствии создатель мелодий многих известнейших на всю страну песен для детей и взрослых. Френкель учился в академии до 1941 года.

Когда началась Великая Отечественная Война, юный музыкант решил уйти на фронт и искусственно увеличил свой возраст, чтобы его зачислили в Оренбургское военное училище. Так официальным годом рождения Яна Френкеля стал 1920-й. Вопросов у приемной комиссии не возникло, так как в возрасте 16 лет юноша уже был хорошо сформирован физически. Так по всем документальным свидетельствам Ян стал старше на 5 лет.

После окончания училища в 1942 году Френкель отправился на фронт. На передовой артист пробыл около года, но после тяжелого ранения и лечения был приписан к фронтовому театру. Ян играл на аккордеоне, скрипке и рояле, сочинял и пел песни. Юный музыкант делал все, чтобы поддержать бойцов Красной армии. Первая песня Френкеля «Шел пилот по переулку» была написана им как раз в тот период. На фронте юный музыкант не только стал композитором, но и встретил свою будущую жену.

После войны Ян Абрамович, его супруга и дочь поселились в Москве, в коммунальной квартире № 16 в доме №20/2 по Неглинной улице. В эти годы Ян Френкель был музыкантом-исполнителем: сначала в Главном управлении цирков, затем в тресте ресторанов Москвы. Он продолжил совершенствовать свое мастерство скрипача, импровизатора, стал и отличным джазовым аккордеонистом - пригодились навыки, полученные во время службы во фронтовом театре. Композитор, джазмен Юрий Саульский, слышавший игру молодого музыканта в послевоенные годы, высоко оценил его талант и «истовую влюбленность в джаз»: «Всеобщее восхищение вызывал Ян Френкель. звук его скрипки был очень теплым, полным, задушевным, интонации исключительно точными. Френкель также был талантливым импровизатором. как сейчас вижу - большого роста, слегка сутулый, он подходил к микрофону и играл на скрипке так, что все останавливалось, замирало. Скрипка была как бы его продолжением... Это был не просто виртуоз - это был настоящий артист джаза».

В те годы Френкель переписывал партитуры для членов Союза композиторов СССР и занимался аранжировками их произведений. Благодаря связям в музыкальных кругах Ян Абрамович познакомился с талантливыми поэтами-песенниками своего времени.

Сотрудничество с Михаилом Таничем, Робертом Рождественским, Константином Ваншенкиным, Инной Гофф привело к появлению целого ряда шлягеров. Карьере композитора помогали известные музыкальные деятели.

В 1948 -1951 годах Ян Френкель руководил оркестром Мосэстрады и по совместительству работал аранжировщиком в Музфонде СССР.


Скрипку пришлось оставить: он больше не мог долго играть из-за проблем с сухожилиями - сказались последствия тяжелых условий службы на фронте. А вот в Производственном комбинате Музфонда Ян Френкель проработал более 10 лет, до 1960 года. Сначала корректором, затем аранжировщиком - делал переложения для оркестра произведений других композиторов. Эта практическая «школа» позволила ему стать одним из лучших оркестровщиков в стране.


В 1960-1961 годах Ян Френкель являлся старшим музыкальным редактором оркестра кинематографии.


И, конечно, композитор продолжал создавать собственные произведения. Главным образом - инструментальные. Сочинял камерную музыку, правда, никому кроме самых близких друзей ее не показывал, писал эстрадные пьесы, произведения крупной формы для симфонического и эстрадно-симфонического оркестров, а позже - музыкальное сопровождение к радиопостановкам.


В 1950-годы его произведения входили в репертуар инструментальных ансамблей и эстрадных оркестров под управлением Н. Минха, В. Людвиковского, Э. Рознера, Л. Утесова. Инструментальная музыка Яна Френкеля впервые прозвучала в радиоэфире в исполнении оркестра под управлением Геннадия Рождественского - это была «Сюита» в четырех частях.


В числе инструментальных сочинений 1950-х годов: пьесы для эстрадного оркестра, концертино для скрипки с оркестром, танцевальная сюита для симфонического оркестра, Сюита «Мультипликации» для симфонического оркестра. Некоторые произведения этого десятилетия были созданы Яном Френкелем в соавторстве с композитором Ильей Шаховым.

Но окончательно свое композиторское призвание Ян Френкель нашел в песне. Этот жанр стал для него, как выразился сам композитор, «оптимальным вариантом высказывания». Начался новый этап творческой биографии. Сам Ян Френкель так охарактеризовал свое обращение к жанру песни: «Это было словно взрыв. У меня появилась потребность высказаться, неодолимое желание передать то, что накопилось в душе за прошедшие сложные годы - годы юности, войны, годы сурового возрождения нашей земли. Такая потребность возникает, наверное, у каждого человека. Мне помогла песня. Она дала мне возможность беседовать с людьми, делиться тем, что испытал, что видел».

В 1960 году Яна Френкеля приняли в Союз композиторов СССР. Этот год во многом стал переломным в карьере композитора, ознаменовав новый период его творческой биографии. Ян Френкель продолжил работать в области инструментальной музыки, но несколько в другом ракурсе: в 1961 году им была написана музыка к мультфильму «Две сказки» режиссера Леонида Амальрика. Так началась композиторская фильмография Яна Френкеля, включившая в себя более семидесяти кинофильмов, документальных фильмов и мультфильмов. В жанре киномузыки он проработал всю жизнь. Писал также для радио, театральных и эстрадных постановок. К сожалению, инструментальная музыка Яна Френкеля почему-то не была до конца оценена - после 1960 года ее редко исполняли на концертах и практически не записывали на пластинки.

Многие песни Френкеля рождались в условиях его тесной комнатушки в коммунальной квартире. В такие минуты композитор бежал в общий коридор и напевал по телефону новую мелодию одному из друзей. На заднем плане плакали дети, ругались соседи, но музыканта не останавливали бытовые трудности. Так появились на свет песни: «Кто-то теряет, кто-то находит», «Калина красная», «Я спешу, извините меня» и другие.

Но не все гладко было в карьере Яна Френкеля. В середине 1960-х годов его чуть не исключили из Союза композиторов: некоторым коллегам не понравилась его песня «Алма-Ата - не город, а сама мечта» на стихи Ю. Рихтера - веселая песня о столице Казахстана, написанная в популярных ритмах того времени. И несмотря на то, что руководству республики эта песня пришлась по душе, в одной из газет вышла разгромная статья, а композитора вызвали на собрание, где, потрясая той самой газетой, начали критиковать его творчество. Атмосфера накалялась. И тут на заседание Союза композиторов пришел Дмитрий Шостакович и поинтересовался, что происходит. Здесь нужно отметить, что к тому времени Ян Френкель уже был автором двух очень популярных в те годы песен: «Что тебе сказать про Сахалин» и «Текстильный городок» - именно их и упомянули «критики», рассказывая Шостаковичу, о том, что, собственно, происходит. Но Дмитрий Дмитриевич, к их удивлению, ответил, что песня «Текстильный городок» ему нравится, а «Что тебе сказать про Сахалин» он никогда не слышал - и попросил поставить пластинку с записью. После прослушивания маэстро вынес вердикт: «Очень мелодично...»


После такой оценки Дмитрия Шостаковича Яна Френкеля, конечно, оставили в покое, и больше вопрос о его исключении не ставился. Но можно только догадываться, о чем думал и что чувствовал Ян Абрамович на этом заседании.

В семидесятых годах талантливый композитор укрепил свои позиции после того, как выиграл конкурс на новую оркестровую версию гимна СССР. К работе были привлечены ведущие композиторы страны. Комиссию, определившую победителя, возглавлял Дмитрий Шостакович, который ранее помог Френкелю избежать исключения из Союза композиторов.


В семидесятые годы Френкель раскрылся не только как композитор, но и как талантливый аранжировщик. Он умел подбирать композиции к фильмам так, что они мгновенно врезались в память. Кинорежиссеры выстраивались в очередь, чтобы пригласить Яна Абрамовича работать над музыкой к своим картинам. За годы творчества Френкель участвовал при создании более шести десятков фильмов.

Не удержался артист и от искушения попробовать себя в качестве актера. Он снялся в эпизодических ролях в четырех фильмах. Самым запоминающимся его образом на киноэкране стал гарсон Луи-Леонид в фильме «Корона Российской империи». Картина была одной из частей цикла лент, которые пропитаны музыкой Френкеля. Он написал для фильмов о неуловимых мстителях композиции: «Погоня», «Песня Яшки-цыгана», «Русское поле» и другие.

Звучат песни из кинофильма:

«Погоня» с видео-рядом (кадры из фильма);

«Русское поле» в исполнении Егоровой И.В.

Яна Абрамовича связывала тесная дружба со многими артистами. Одним из его друзей был Андрей Миронов. Прославленный советский актер неоднократно исполнял песни Френкеля во время съемок в кинофильмах. Свидетельствами этой дружбы являются многочисленные общие фото и воспоминания коллег.

Френкель писал музыку не только для кино и эстрады. Ему хорошо удавались мелодии к мультфильмам. Первый анимационный фильм с музыкой Френкеля вышел в 1962 году, а последний – в 1986 году. Мелодии Френкеля сопровождали сценические выступления Марии Мироновой и Александра Менакера, а также выходки легендарного комического дуэта «Тарапунька и Штепсель». Звучала музыка Яна Абрамовича и в телеспектаклях.

Ян Абрамович выступал и как исполнитель своих песен. Выступал в любых погодных и природных условиях. Его не останавливало отсутствие отопления и света, дождь или другие препятствия. В его жизни был случай, когда слушатели разобрали часть стены дома, чтобы вынести из него рояль, необходимый для выступления любимого композитора.

Одной из наиболее известных мелодий, созданных Френкелем, стала композиция «Журавли». Классическое исполнение этой песни принадлежит Марку Бернесу. Певец завершил ей свою музыкальную карьеру и жизненный путь. Через месяц после записи композиции «Журавли» Марк Бернес скончался.

Песня была написана в 1968 году, в ее основу лёг текст Наума Гребнева, который являлся переводом оригинального стихотворения Расула Гамзатова на русский язык. Данная композиция уже более 45 лет входит в сборники лучших военных песен. После выпуска песни журавли стали символом погибших солдат. В городах разных стран, затронутых войнами двадцатого века, существует несколько мемориальных комплексов, в которых главными элементами являются композиции с журавлями.

Успех песни был настолько масштабным, что у Френкеля могли быть неприятности. Одна из анонимных жалоб на слишком частое исполнение композиции дошла даже до Политбюро ЦК КПСС. Избежать проблем Френкелю помогла личная протекция Леонида Брежнева.

В разное время песню «Журавли» исполнили: Марк Бернес, Боян Кодрич, Олег Погудин, Дмитрий Хворостовский, Валерий Леонтьев, Герман Ван Вен, Алсу, Елена Ваенга, Марк Олмонд.

Звучит песня «Журавли» в исполнении старшего хора.

Френкель написал музыку к таким известным в свое время кинолентам и мультфильмам как «Белые росы», «Бегущая по волнам», «Приключения желтого чемоданчика», «Женщины», «Вылет задерживается», «Двое в пути», «Неисправимый лгун», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Подвиг Одессы», «Стойкий оловянный солдатик», «Бабушкин зонтик» и др.

Поэтами-соавторами Яна Френкеля - или, как он называл их, «друзьями-поэтами» были: Константин Ваншенкин, Инна Гофф, Расул Гамзатов, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Марк Лисянский, Анатолий Поперечный, Роберт Рождественский, Евгений Долматовский, Леонид Дербенев - и этот список может быть продолжен. Вместе с ними композитор создал множество замечательных песен, ставших в свое время «хитами», некоторые из которых звучат и в наши дни, а большинство незаслуженно, забыто: «Вальс расставания» («Кружится, кружится пестрый лесок, кружится, кружится старый вальсок...»), «Калина красная», «Матери», «Русское поле», «А самолеты сами не летают», «Сколько видано», «Романтика», «Ветер северный, умеренный до сильного», «Что тебе сказать про Сахалин», «Страдание», «Желтые листья», «Он и она», «Тропка уходит», «Лист осенний»...

В исполнении Егоровой И.В. звучит песня «Вальс расставания».

Песня «Август» («Скоро осень, за окнами август...») на стихи И. Гофф – женская песня , обращение к возлюбленному с нежными упрёками, горькое сожаление о несостоявшейся любви. Поэтическая символика – август – легко прочитывается: приближение осени, увядание.

В исполнении Егоровой И.В. звучит песня «Август».


В 1982 году Яну Френкелю была присуждена Государственная премия СССР за песни последних лет.

Последние годы жизни Яна Абрамовича прошли в доме на улице Чаянова. Об этом свидетельствует мемориальная доска, установленная в начале двухтысячных годов.

В конце 80-х годов врачи обнаружили у Яна Френкеля рак. Лечение композитору не помогало, болезнь стремительно прогрессировала. Из-за плохого самочувствия композитор часто оказывался в госпитале. Летом 1989 года Ян Абрамович решил сменить больничные стены на морской пейзаж. Композитор уехал с семьей в Ригу и там умер 25 августа. Тело перевезли в Москву на автомобиле.

Похороны композитора прошли на Новодевичьем кладбище. Провожали Френкеля под звуки его музыки. Поминки по Яну Абрамовичу были организованы в ресторане Всероссийского театрального общества. Почтить память композитора пришли его друзья и коллеги. Вдова Яна Френкеля, Наталья Михайловна, ушла из жизни через несколько лет после смерти супруга.

Почти все песни Я.А. Френкеля стали популярными и всенародно любимыми. Так продолжается до сегодняшнего дня. Его песни стали частью нашей российской культуры. А закончим мы наш разговор о замечательном композиторе песней «Я спешу, извините меня» в исполнении самого автора.

Звучит песня «Я спешу, извините меня» в исполнении Я.Френкеля

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!