СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Поведение в социуме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему: «Человек и его манеры» Цели: 1. Расширить знания о правилах культуры поведения. 2. Углубить понимание нравственного смысла данных правил. Сформировать положительное отношение к правилам культуры поведения и стимулировать самовоспитание. И самоконтроль учащихся. Подготовительный этап: 1.    Предложить учащимся специально составленный рассказ о незадачливом герое, который, не зная правил поведения, постоянно их нарушал. Просить их отметить ошибки в поведении героя. Классный час на тему: «Человек и его манеры» Цели: 1. Расширить знания о правилах культуры поведения. 2. Углубить понимание нравственного смысла данных правил. Сформировать положительное отношение к правилам культуры поведения и стимулировать самовоспитание. И самоконтроль учащихся. Подготовительный этап: 1.    Предложить учащимся специально составленный рассказ о незадачливом герое, который, не зная правил поведения, постоянно их нарушал. Просить их отметить ошибки в поведении героя. Классный час на тему: «Человек и его манеры» Цели: 1. Расширить знания о правилах культуры поведения. 2. Углубить понимание нравственного смысла данных правил. Сформировать положительное отношение к правилам культуры поведения и стимулировать самовоспитание. И самоконтроль учащихся. Подготовительный этап: 1.    Предложить учащимся специально составленный рассказ о незадачливом герое, который, не зная правил поведения, постоянно их нарушал. Просить их отметить ошибки в поведении героя. Классный час на тему: «Человек и его манеры» Цели: 1. Расширить знания о правилах культуры поведения. 2. Углубить понимание нравственного смысла данных правил. Сформировать положительное отношение к правилам культуры поведения и стимулировать самовоспитание. И самоконтроль учащихся. Подготовительный этап: 1.    Предложить учащимся специально составленный рассказ о незадачливом герое, который, не зная правил поведения, постоянно их нарушал. Просить их отметить ошибки в поведении героя.  

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Поведение в социуме"»

Классный час на тему: «Человек и его манеры»

Цели: 1. Расширить знания о правилах культуры поведения.

2. Углубить понимание нравственного смысла данных правил.

Сформировать положительное отношение к правилам культуры поведения и стимулировать самовоспитание. И самоконтроль учащихся.

Подготовительный этап:

  1. Предложить учащимся специально составленный рассказ о незадачливом герое, который, не зная правил поведения, постоянно их нарушал. Просить их отметить ошибки в поведении героя.

Рассказ может быть примерно такого содержания: «Вася торопился, так как знал, что опаздывать нехорошо». К дверям он подошёл за 10 минут до назначенного срока. Сильно и торжественно нажал звонок. Дверь открыла хозяйка. Он громко произнёс: «Здравствуйте!» Перешагнул порог, наступил хозяйке на ногу, извинился. Сказал: «Поздравляю с днём рождения!» - И протянул аккуратно завернутый в газету подарок. Потом, облегчённо вздохнув, стал снимать пальто. Затем снял шапку.

_ Проходите, - сказала хозяйка. Вася пошёл за ней на кухню. И пока она готовила последние блюда, развлекал её разговорами и даже дал два совета: «Хлеб надо резать тонкими ломтиками !», «Селёдку хорошо украшать зелёным луком».

… За столом Вася, конечно же, пользовался приборами. А не ел руками. Салфетку он аккуратно разложил на коленях, держа нож в правой руке, вилку в левой. Оплошал он только раз: уронил нож, перекладывая из руки в руку вилку. Однако он тут же извинился. И так как хозяйка сказала: «Ничего. Не стоит беспокоиться»- Вася успокоился и, довольный, произнёс: «Всё очень вкусно. Но моя мама готовит лучше». Все улыбнулись. А Вася, осмелев, стал рассказывать смешные истории, которых он знал уйму.

Припоминая правила хорошего тона, Вася следил за собой: хлеб брал только вилкой, сначала угощал всех, потом накладывал себе еды, немного не доедал каждого блюда.

Когда он наелся, то сказал: «Спасибо. Ух сыт». Отодвинул от себя подальше тарелку, встал, вышел из-за стола.

  1. Проанализировать письменное замечание детей, отметив наибольшее количество незамеченных ошибок. Приготовить результаты этого анализа к сообщению на классном часе.

  2. Выделить ряд правил, менее известных детям, для рассмотрения их нравственного смысла на классном часе.

  3. Подобрать материал из истории происхождения некоторых правил вежливости.

Содержание классного часа.

  1. Вступление в беседу ведёт учитель.

Учитель объявляет тему, говорит о том, что её необходимость стала ясна при анализе «рассказа с ошибками», который был предложен детям, о том что из 21 ошибки в поведении Васи было замечено только 12.

Ставится вопрос: так ли уж необходимо знать эти правила? Каков их смысл?

Учитель предлагает построить разговор следующим образом: он называет правила поведения – учащиеся пытаются найти их внутренний смысл, так чтобы принять в итоге только те правила поведения, в ценности которых убедятся.

Ученики соглашаются.



  1. Основная часть содержания. Первый вопрос. Как известно, правило идти впереди своей спутницы, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шёл мужчина, чтобы держать свечу впереди и освещать путь даме. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала. Но правило все-таки осталось. Почему? Может быть ему пора отмирать?

Учащиеся обосновывают необходимость соблюдать данное правило тем, что при его соблюдении можно оказать помощь совей спутнице или спутнику, если он слабее тебя. При несоблюдении правила такой помощи оказать невозможно (данная ситуация может быть разыграна).

Второй вопрос. Можно предположить, что какие-то правила поведения, которые когда-то возникали в силу обстоятельств, теперь сохранились потому, что они оказались удобны на все времена. Но при всём при этом не совсем ясны изменяющиеся правила.

Например, следующее. Все вы знаете, что рукопожатие возникло в средние века, когда рыцари при встрече, проявляя свои миролюбивые намерения, снимали перчатку и протягивали руку вперед, обнажая ладонь, показывая тем самым, что там нет оружия. По той же самой причине они снимали при встрече головной убор. Дама никогда не была рыцарем, поэтому к ней эти правила не имели никакого отношения. Однако на сегодня мы замечаем, что это правило начинает относиться и к представителям женского пола: они все-таки при рукопожатии снимают перчатку и не снимают лишь ту, которая плотно облегает верхняя одежд. Как вы объясните наличие таких правил? Есть ли в них смысл?

Ученики находят этический и гигиенический смысл в появившихся правилах поведения (ситуация также может быть разыграна). При этом обращается внимание детей на то , что мальчики сначала снимают головной убор, вслед за этим – верхнее пальто. Девочки – сначала пальто, затем головной убор.

Третий вопрос.

И всё-таки порой кажется, что люди слепо соблюдают правила, заучивая их как традиции. Например, правило жестко регламентирующее способ обращения с приборами за столом. Если ты во время беседы за столом перестал пользоваться приборами, ты можешь их сложить параллельно на тарелку (демонстрируется этот способ). А если ты уже поел и сыт, то положи приборы на тарелку крест-накрест (демонстрируется). На первый взгляд это правило настолько условно и традиционно, что хочется от него отказаться. Каково ваше мнение по этому поводу?

Ученики находят и в этом положении этикета смысл: если оно всем известно, то люди освобождают себя от неудобных и излишних ситуаций уговаривания, угощения, закармливания и т.п. В таком расположении приборов на тарелке находят и удобство чисто «техническое» - определённую устойчивость положения приборов.

Четвёртый вопрос.

Итак, оказывается. В каждом правиле поведения, которое нам предписывает этикет, есть свой смысл. Нет бессмысленных требований, заставляющих человека совершать ряд бесполезных действий. Но тогда возникает ещё один вопрос: можно ли запомнить все эти правила, ведь их очень много, а жизненных ситуаций, вероятно, ещё больше? Как же быть? Учить наизусть? Записывать в дневник и постоянно сверяться, правильно ли ты поступаешь?

Учащиеся, пытаясь ответить на этот вопрос предлагают ряд решений: надо не забывать, что вокруг тебя люди, которым нельзя мешать; надо стараться оказывать помощь окружающим людям; надо стараться не портить им настроения и самочувствия.

Пятый вопрос.

Ваши предложения кажутся очень разумными. Попробуем проверить их на некоторых жизненных ситуациях.

Ситуация первая: на столе чашечка с воображаемым чаем. Одна из учениц «пьёт чай». Почему, размешивая чай, мы не касаемся краев чашечки? Почему стараемся делать это тихо?

Ученики находят ответ: чтобы не мешать окружающим людям.

Ситуация вторая: к имениннику пришли гости, они вручают подарки в развёрнутом виде. Именинник благодарит, веря, что очень рад подарку. Он будет делать это всегда, даже если ему принесут ненужную ему вещь. Почему?

Ученики отвечают, что гости хотели порадовать, сделать приятное имениннику. Надо сделать так, чтобы и гостям было приятно.

Ситуация третья: прохожий обронил какой-то предмет, следует поднять и и отдать предмет. Это делает прежде всего тот, кто оказывается ближе к предмету. Зачем такое правило?

Ученики объясняют: это делается, чтобы помочь человеку – ведь неизвестно, сможет ли он нагнуться за предметом, легко ли ему это сделать, да и заметил ли он упавший предмет.

Ситуация четвёртая: в воображаемом городском транспорте сидит, ученик. Входит девочка, ученик уступает ей место: «Садись, пожалуйста! В ответ: «Спасибо!»

В воображаемом городском транспорте сидит ученик. Увидев входящую девочку, он встаёт и отходит в сторону уступив ей место.

Какое из этих решений вам больше нравится.

Ученики отдают предпочтение второму: чтобы вежливость не была обременительной, не докучала человеку, была незаметной.



Заключительная часть.

Учитель на основе рассмотренных ситуаций делает обобщение: если пользоваться самыми общими правилами – принципами («Не мешать окружающим людям!», «Быть приятным окружающим людям!», «Не докучать им своим навязчивым вниманием!»), то не надо заучивать наизусть правила культуры поведения, можно самому догадаться, как следует поступать в каждом конкретном случае.

Учитель раздаёт детям их рассказы о Васе и предлагает вторично прочитать этот рассказ, чтобы проанализировать ошибки, которые остались ранее незамеченными.

По окончании этой работы рассказ читается вслух, комментируются ошибки героя с позиции новых для детей выведенных на уроке правил-принципов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!