СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Познай себя" (профессиональная ориентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Познай себя" (профессиональная ориентация)»

Классный час «Познай себя»


Дата: 27.09.19

Класс: 11

Цели: акцентировать внимание учеников на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития; дать возможность составить свой личностный психологический портрет, чтобы выявить определенные качественные характеристики.

Задачи: познакомить учеников с приемами самопознания; научить определять свои личные особенности; побуждать учеников к самопознанию, самовоспитанию.

Форма проведения: беседа, тестирование.

Оборудование: презентация, раздаточные материалы.


Ход классного часа:


  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово.

А. Экзюпери говорил: «… Не всегда первое впечатление бывает верным. Чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, получше узнать его, увидеть его в разных жизненных ситуациях».

Вы согласны с этим? (обсуждение)

Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? (Ответы).

Так как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего классного чса?

  1. Беседа.

Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.}

Что можно узнать о себе?

1. Свои физические возможности, состояние здоровья. 2. Свои таланты, способности (умственные, творческие). 3. Свой характер, темперамент, волю.

4. Свои вкусы, привычки. 5. Свои сильные и слабые стороны.


Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

  1. Тест «Мой портрет»

На листке бумаги справа напишите все ценные черты своего характера, слева – черты, от которых вы хотели бы избавиться. Время выполнения 5 минут, вы можете продолжать список на протяжении всего классного часа.

Что такое самооценка? Самооценка – это мнение человека о самом себе, сформировавшаяся в результате сравнения себя с другими людьми.

  1. Тест «Каков уровень вашей самооценки».

Давайте посмотрим на уровень вашей самооценки. Сравним результаты с «Моим портретом».

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто – 4 балла Часто – 3 балла Иногда – 2 балла

Редко – 1 балл Никогда – 0 баллов

Я часто волнуюсь понапрасну.

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

Я боюсь выглядеть глупцом.

Я беспокоюсь за свое будущее.

Внешний вид других куда лучше, чем мой.

Как жаль, что многие не понимают меня.

Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.

Люди ждут от меня очень многого.

Чувствую себя скованным.

Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

Я не чувствую себя в безопасности.

Мне не с кем поделиться своими мыслями.

Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете.

Набранное количество баллов от10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!

Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

  1. Тест «Темперамент».

Что вы знаете о таком понятие как темперамент?

Из четырех утверждений вам необходимо выбрать одно, наиболее подходящее для вас.

1. а) суетливы и неусидчивы; б) жизнерадостны и веселы; в) хладнокровны и спокойны; г) застенчивы и стеснительны.

2. а) вспыльчивы и невыдержанны; б) деловиты и энергичны; в)обстоятельны и последовательны; г) в новой обстановке теряетесь.

3. а) прямолинейны и резки по отношению к другим людям; б) склонны себя переоценивать; в) умеете ждать; г) сомневаетесь в свои силах.

4. а) незлопамятны; б) если что-то перестает интересовать, быстро остываете; в) строго придерживаетесь системы в работе и распорядка дня; г) приспосабливаетесь невольно к характеру собеседника.

5. а) вы обладатель порывистых, резких движений; б) быстро засыпаете; в) вам тяжело приспособиться к новой обстановке; г) покорны.

6. а) к недостаткам нетерпимы; б) работоспособны, выносливы; в) в своих интересы постоянны; г) легко ранимы, чувствительны.

7. а) нетерпеливы; б) бросаете начатые дела; в) рассудительны и осторожны; г) трудно устанавливаете контакт с новыми людьми.

8. а) у вас выразительная мимика; б) быстрая, громкая речь с живыми жестами; в) медленно включаетесь в работу; г) очень обидчивы.

9. а) у вас быстрая, страстная речь; б) в новую работу включаетесь быстро; в) порыв сдерживаете легко; г) очень впечатлительны.

10. а) работаете рывками; б) за любое новое дело беретесь с увлечением; в) попусту сил не растрачиваете; г) у вас тихая , слабая речь.

11. а) вам присуща несобранность; б) настойчивы в достижении цели; в) вялы, малоподвижны; г) ищите сочувствия других.

12. а) быстро решаете и действуете; б) в сложной обстановке сохраняете самообладание; в) ровные отношения со всеми; г) необщительны.

13.а) инициативны и решительны; б) быстро схватываете новое; в) не любите попусту болтать, молчаливы; г) одиночество переносите легко.

14. а) стремитесь к новому; б) у вас всегда бодрое настроение; в) любите аккуратность; г) робки, малоактивны.

15. а) упрямы; б) в интересах и склонностях не постоянны; в) у вас спокойная, ровная речь с остановками; г) при неудачах чувствуете растерянность и подавленность.

16. а) имеете склонность к горячности; б) тяготитесь однообразной кропотливой работой; в) мало восприимчивы к порицанию и одобрению; г) у вас высокие требования к окружающим и себе.

17. а) склонность к риску б) к разным обстоятельствам приспосабливаетесь легко в) начатое дело доводите до конца; г) у вас быстрая утомляемость.

18. а) резкие смены настроения; б) склонны отвлекаться; в) обладаете выдержкой; г) слишком восприимчивы к порицанию и одобрению.

19. а) бываете агрессивным, задирой; б) отзывчивы и общительны; в) незлобивы; г) мнительны, подозрительны.

20. а) в споре находчивы; б) неудачи переживаете легко; в) терпеливы и сдержанны; г) имеете склонность уходить в себя.

Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5. Вы получите процентное содержание ответов.

Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента. «а» — тип холерика «б» — тип сангвиника «в» — тип флегматика «г» — тип меланхолика

САНГВИНИК – эмоционален и отличается отличной работоспособностью. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, оптимистичен, за короткое время входит в коллектив, создает вокруг себя положительный микроклимат, сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем, избегает острых проблем, часто упрощает поставленные задачи.

Сильные стороны – активен, полон энергии, легко берется за новое дело. Легко переживает неудачи, легок в общении, быстро становится душой компании. Из него получится хороший руководитель или оратор.

Слабые стороны – нередко повехностен в общении. Очень зависим от новых впечатлений, без них он станет вялым и безразличным.

ФЛЕГМАТИК – спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, стабилен и последователен в стремлениях и отношениях. Придерживается

выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив и основателен. Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.

Сильные стороны – надежный, уверенный в себе, упорный и настойчивый, может качественно выполнять даже самую монотонную работу. Стрессоустойчив и уравновешен.

Слабые стороны – очень ранимый, глубоко и долго переживает любые конфликты. Медлителен, долго принимает решения. Плохо относится к переменам.

ХОЛЕРИК – отличается быстротой действий и решений, частой сменой настроения, повышенной возбудимостью. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках. Часто неуживчив, не умеет себя сдерживать, обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.

Сильные стороны – Прирожденный лидер, который страстно отдается своему делу, вкладывая в него всю силу и энергию. Обладает сильным самоконтролем в критических ситуациях. Творчески подходит к решению любых проблем.

Слабые стороны – часто не доводит дело до конца, т.к. пытается делать несколько дел одновременно и быстро истощается. Неуравновешен, порой агрессивен. Характерны частые смены настроения.

МЕЛАНХОЛИК - быстро утомляем, неуверен в себе, тревожен и мнителен. Хорошо разбирается в оттенках чувств, осторожен и осмотрителен. Скрытен и застенчив, сильно переживает по малейшему поводу. Трудно приспосабливается к новым людям.

Сильные стороны – имеет глубокий внутренний мир. Обладает высокой чувствительностью. Хорошо справляется с интеллектуальной деятельностью. Достигает значительных успехов в творчестве.

Слабые стороны – чрезвычайно ранимый. Долго и тяжело принимает решения, постоянно сомневается. Податлив по отношению к внешним взаимодействиям.


  1. Тибетский тест личности

Вопрос 1:Используя ваше воображение, представьте пять животных: Вы видите тигра, корову, овцу, свинью и лошадь. Теперь мысленно выстройте их перед собой в любом порядке, который вам больше всего нравится. Старайтесь не задерживаться слишком долго; просто напишите, какой порядок вы считаете для них самым правильным и лучшим.

Вопрос 2:Завершите каждое из предложений ниже, используя одно прилагательное для каждого существительного:

Собака Кошка Крыса Море


Вопрос 3:Представьте себе пятерых знакомых людей, которые, возможно, важны в вашей жизнию Затем выберите цвет для каждого человека из цветов, представленных ниже. Используйте свою интуицию, что она вам подсказывает?

-желтый -оранжевый -красный -белый -зеленый

Ответы

Вопрос №1 означает, как вы распределяете свои приоритеты в жизни.

Корова – Карьера Тигр – Ваша самооценка Овца - Любовь

Лошадь – Семья Свинья - Деньги

Вопрос №2 описывает ваше отношение к жизни на подсознательном уровне.

Собака - Ваша личность Кошка - Личность вашего партнера

Крыса - Личность ваших врагов Море – Другие аспекты вашей жизни.

Вопрос № 3 определяет ваше отношение к другим людям. А вот что означает каждый из цветов

Желтый - Тот, кто сильно повлиял на вашу жизнь.

Оранжевый - Кто-то, кого вы считаете истинным другом.

Красный - Кто-то, кого вы любите всем своим сердцем.

Белый - Ваша родственная душа.

Зеленый - Человек, которого вы вряд ли забудете.

  1. Тест Вартегга.

Дорисовать фигуры в квадратах. Выполняется на листах А4.

Квадраты № 1, 2, 7 и 8 – это эмоциональные реакции, мир чувств. Обычно здесь располагается живое: природа, люди, животные.

Квадраты № 3, 4, 5 и 6 – это рациональные реакции, мир логики. Обычно здесь располагаются неодушевленные предметы, созданные человеком.

Если вы заметили отклонение от этого правила – ищите в этом квадрате (теме) проблему.

Квадрат №1: символически точка означает начало, а в данном случае – самого себя, то есть представление о себе и свое место в мире.

Квадрат №2: волнистая линия – это зародыш, а пространство вокруг – мир людей. Таким образом, этот квадрат показывает характер взаимоотношений с окружающими.

Квадрат №3: три восходящие линии символизируют рост и развитие. В данном случае они отражают мотивацию, планы на будущее, амбициозность

Квадрат №4: черный квадрат – это символ опасности, страха, вины. Этот квадрат покажет отношение к жизненным препятствиям, опасностям, трудностям, психологическому грузу, который несет человек.

Квадрат №5: две перпендикулярные линии означают сопротивление, препятствие на пути. По этому рисунку можно увидеть, как человек справляется с трудностями, преобладает ли стратегия достижения успеха или избегания неудач. Предполагается, что рисунок будет направлен вправо вверх.

Квадрат №6: две линии означают противоположные начала, идущие в разных направлениях, но требующие пересечения. В данном случае это отношения с близкими людьми: сближение или отдаление от них. Предполагается, что линии будут соединены в рамку или другую целостность.

Квадрат №7: точки символизируют чувствительность, интуицию, восприимчивость к внешним и внутренним раздражителям. Этот рисунок отражает чувствительность, тактичность, ранимость или, наоборот, «толстокожесть».

Квадрат №8: дуга – символ гармонии и защиты. В рисунке означает чувство удовлетворенности, защищенности, источник сил. Закрытые предметы – уход в себя в качестве защиты.

Особенности графики:

Преобладающие линии: горизонтальные – слабость, вертикальные – решительность, штриховка – тревожность.

Размер рисунка: сверхбольшие – демонстративность, бурная эмоциональность, совсем маленькие – подавленность, скромность.

  1. Подведение итогов

  2. Рефлексия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!