СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Русские ремесла - музыка души!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час для 3-4 классов. Путешествие в центры русских народных ремесел.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Русские ремесла - музыка души!"»

Русские ремесла – музыка души!

Звучит рус.нар. музыка. Появляются ведущие в русских народных костюмах.

  • Здравствуйте, гости дорогие!

  • Веселья вам да радости!

  • Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник не начинаем.

  • Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому - правда, кому - сказка, кому -песенка.

  • Если все готовы - начинаем наш праздник.

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости. Мы приглашаем вас в путешествие по России в центры народных промыслов. Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими своими руками сказочную красоту. И сегодня я хочу воспеть и восславить:

«Сердце доброе,

Щедрость да разум,

Руки искусные люда русского».

Слайд 2

Я приглашаю вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным

на всю Россию промыслом – гжельским фарфором.  Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Московской области. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность. Здесь находится месторождение огнеупорных глин. Это под землей, а на его поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Издревле жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, то есть все от мала до велика в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Тяжёлое это дело и грязное. Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями. Глина залегает прослойками, между глиняными пластами находятся слои песка, которые достигают «несколько сажен толщины». Различают несколько сортов глины. Первый слой это глина простая красная, далее жёлтая, средняя по качеству; а в самом низу лучшая тонкая белая глина, которая используется для изготовления фарфора и фаянса.
Слайд  3    

Глины накопали, домой притащили, в сарай положили. Там же, стоя на коленях, увлажнили водичкой, тщательно перемяли, перебили руками. А потом завертел мастер гончарный круг, положил глины и чего только из-под умелых рук не выходит: молочные крынки, тарелки, миски, медовницы, квасники , кувшины похожие на птицу.

 Слайд 4, 5, 6

Когда мастер свою работу заканчивал, звал сыновей-подмастерьев и дочек-писарих. Мальчишки помогали облить лепнину блестящей глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг в большой печку. Секреты ремесла и росписи крестьяне оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Так создавались семейные династии «точильщиков», «писарих», а самые деловые мечту осуществляли заветную - «Фабрику» открывали.

Слайд 7, 8

Изделия Гжели так красивы, так необычны, что слава о них пронес­лась не только в нашей стране, но и за рубежом. И гжельскую посуду стали называть «лучшею из всех, делаемых в России». Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, кружки, вазы, целые сервизы, фигурки зверей и животных. Причем, только два цвета присутствуют в гжель­ской росписи - белый и голубой. Мастерицы расписывают из­делия с большой любовью, вкладывая в них частичку своего сердца, доброту души.

Слайд 9

Полюбуйтесь этой красотой. И, если отныне в ваших квартирах будет появляться это бело - синее фарфоровое чудо, то оно принесет в них синеву гжельского неба, свежих цветов и это будет обозначать, что вы понимаете и любите настоящую красоту, умеете ценить настоящее искусство.

Слайд 10

А вот в гости к нам пожаловала Дымковская игрушка.

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо - сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Слайд 11

Итак, вы поняли, что Родиной дымковской игрушки является село Дымково, что на реке Вятке. В 19 -начале 20 века в Дымково жил ремесленный люд - рыбаки, кузнецы, сапожники, гончары и игрушечницы, авторы небольших ярко раскрашенных игрушек.

В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали и раскрашивали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Отличи­тельной чертой этой ярмарки был свист, и, поэтому, сама ярмарка получила название «Свистунья» или «Свистопляска».

Слайд 12

Все посетители ярмарки считали своим долгом посвистеть в свистульки. Дымковские игрушки очень разнообразны: здесь всадники на конях, уточки, лошади, барышни, расписные петухи и многое другое.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Красную глину на игрушки собирают обычно весной после половодья и смешивают ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а надо и ногами месят. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и из них сворачивают нужную форму. После лепки ее несколько дней сушат, затем 3-4 часа обжигают в печи и остужают.
Слайд 13

Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, - "обеливание". Игрушки погружают в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставят на сквозняк. Молоко быстро скисает, и на поверхности изделия образовывается пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращается в ослепительно белую и готова к росписи. Раскрашивают игрушки, составляя краски на яйце с квасом. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красная, малиновая, голубая, розовая, коричневая, украшают игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц обычно самодельные, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. И в довершение всего украшают сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становится нарядней и богаче

Слайд 14

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Ведущий: Во время занятий рукоделием русские умельцы не только работали руками, но и сыпали прибаутками, пели русские народные песни, и тогда лучше спорилась работа. Вспомним и мы устное народное творчество.

Задание: назвать пословицу, поговорку или крылатое выражение, связанное с этим предметом (показ предметов).

  1. Яблоко (Яблочко от яблони недалеко падает).

  2. Веревка (Дал Бог руки, а веревки сам вей! СКОЛЬКО ВЕРЕВКУ НИ ВИТЬ, А КОНЦУ БЫТЬ. ВЗЯВ КОРОВКУ, ВОЗЬМИ И ВЕРЕВКУ.).

  3. Хлеб (Хлеб - всему голова. Хлебушко - калачу дедушка. Будет хлеб – будет и обед.).

  4. Чашка (Хороша кашка, да мала чашка).

  5. Ложка (Дорога ложка к обеду. Ложка нужна чтобы суп хлебать, а грамота чтобы знания черпать. ).

Ведущий: Молодцы! Работа хороша, если в ней польза и душа.

Слайд 15

А сейчас мы снова отправляемся в путь. Теперь в подмосковное село Жостово, где среди множества разного рода художественных изделий изготавливают расписные ме­таллические подносы. Промысел старинный, но не совсем уж древний – ему «всего» 180 лет.

Слайд 16, 17

Почему именно подносы? Да потому что любит русская душа похлебать чайку, да с баранками, да с маковой сдобой, да с медком и вареньицем. Любит русский человек, когда накрыт стол, на нём румянятся пирожки и булочки, серебрится сахар, сияет зеркальным боком надраенный медный самовар, разложены ложечки, расставлены подстаканники и вазочки с вареньем. А особенно если на подносе нарядном да разноцветном хозяюшка угощение подала. Поднос при чаепитии - вещь незаменимая. Должен он быть красивым, удобным и взор тешить.

Слайд 18

Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на поверхности подноса. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре . Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом. На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой в течение двух часов.

Слайд 19

Классический мотив жостовской росписи – яркий цветочный букет на чёрном фоне. На первый взгляд – такая пеструшка – но глаз не оторвать! Никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы на металлических подносах - эти букеты буквально «цветут» .
   Слайд 20  

 Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, по бокам мелкоцветье. Самый любимый жостовский цветок это роза, много роз! У жостовцев они всегда яркие, крупные, сочные, пышные. Цветок яблони – тоже жостовский, любимый. Роза и другие крупные цветы: маки, тюльпаны, георгины, астры, шиповник - наводятся всегда в центре подноса. Цветочки помельче: колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки - вырисовываются по бокам. Бывает, что в букет добавляется фруктово-ягодная нотка: художник может нарисовать фрукты (яблоки, груши) и ягоды (грозди винограда, сливу, землянику, шиповник). Жостовские подносы поражают воображение, рождают чувство уважения к мастерам, желание приобщиться к этой красоте.

Слайд 21

Продолжим наше путешествие до Новгородской земли - родины хохломской росписи. Столица промысла - город Семенов, расположенный к северу от Нижнего Новгорода.

Слайд 22

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи - перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый.

По краям узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд.

Слайд 23

Говорят, поселился давным-давно в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу пшенную и птицам не забывал насыпать. Прилетела к его порогу как-то раз Жар-Птица, задела золотым пером чашку с кашей и стала чашка золотой. Это, конечно, сказка, легенда.

Слайд 24

Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Высушенное изделие необходимо подготовить к окраске. Сначала его обмазывают льняным маслом, затем специальным грунтом, в состав которого входит глина. Изделие сушат в печи, шлифуют, обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла, его втирают, и предмет становится похож на серебряный. И только теперь за работу берётся красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака и закаливают в печи при высокой температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев

Слайд 25, 26

Свое искусство художники Хохломы направили на изображение травянистого орнамента. Гибкие волнистые стебли с листьями, ягод­ками, цветами обвивают стенки сосудов, украшают их внутреннюю поверхность, придавая предметам неповторимо нарядный облик. Простые по форме деревянные чашки, миски, ложки, солонки радуют глаз богатым узором. То по золотому фону вьется затейливый орнамент из трав и ягод, то на черном или красном поле мерцают золотые листья. Пожеланием добра, благополучия с давних времен на Руси считалось изобра­жение цветущих кустов и плодов. Такие деревянные предметы не уступали в прочности и красоте боярским и купеческим золотым и серебряным. Наряду с этим, они вносили радость и уют в дом крестьянина.

В наше время золотая хохломская роспись обрела мировую известность, превратилась в ведущую школу декоративной росписи по дереву, стала одним из значи­тельных явлений народного искусства России.

Слайд 27

А теперь вас приветствуют умельцы из старинного русского Павловского Посада.

Слайд 28

Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьянки ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотные узоры. Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павловопосадского платка. А сложившийся стиль — от крупного рисунка по краям к мелкому в центре, а по углам — броские цветы — и сегодня является визитной карточкой фабрики.

Слайд 29

Изначально платок представлял собой элемент национального костюма, его надевали по случаю праздника или торжества или, наоборот, в печали (недаром фабрики производили платки для разных житейских ситуаций). Платки испокон веков были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины. По традиционному обычаю замужняя русская женщина обязательно прятала волосы под головным убором.

В 19 веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготовляют прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как у нас, так и за рубежом.

Слайд 30

Современные павловопосадские платки изготавливаются не только из шерсти, но также из шелка и хлопка. Может быть, популярности павловопосадских платков способствует то, что один из ее основателей был святым. Василий Грязнов ( который участвовал в основании торгового дома «Яков Лабзин и Василий Грязнов» ) был канонизирован в Русской православной церковью в лике святого Московской епархии как Праведный Василий Павлово-Посадский.
Слайд 31, 32

П́алехская миниат́юра — народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области. Людей, которые жили в Палехе славились искусным ремеслом иконописцев. Они настолько ценились, как художники, что их приглашали расписывать церкви и храмы со всей России.

Слайд 33

Впоследствии они стали расписывать шкатулки и поделки в лаковом стиле – миниатюрах.  Шкатулку около двух месяцев  делают в мастерской из папье-маше: склеивают мучным клейстером картон, прессуют,  сушат полторы недели, вымачивают в чане с подогретым льняным маслом, снова сушат и прессуют. Затем из получившихся болванок изготавливают шкатулки, обтачивают. Затем передают грунтовщикам, которые наносят несколько слоев грунта из красной глины. Затем изделие красят, в черный цвет снаружи и красный – внутри, покрывают лаком, только после этого шкатулка попадает в роспись к художнику. Здесь героями выступают различные былинные и сказочные персонажи – богатыри, князья, истории сражений. Пишется Палех яркими красками, густыми и плотными мазками либо тонкими и полупрозрачными.

Слайд 34

Искусство этого промысла является довольно сложным и трудоёмким процессом во много этапов и, что бы научиться ему в полной мере, художники изучают его очень долго. В результате шкатулка или другое изделие превращается из безликой коробочки в драгоценную вещь сказочной красоты.

А сейчас отгадайте загадку: Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Их ……. зовут?

Разные бывают на свете куклы - из дерева и материи, из глины и соломки, резиновые и стеклянные. А есть особые куклы - матрешки. Их знают во всех городах и селах. А когда иностранцы бывают в России, они всегда увозят с собой исконно русский сувенир - деревянную матрешку.

Слайд 35

Первая матрешка появилась в Москве более 100 лет назад. Игру­шечный мастер Василий Звездочкин сделал куклу в облике девочки-подростка, одетой в зеленую кофту и сарафан. В руках она держала петуха и всем улыбалась. Эскиз матрешки нарисовал художник Сергей Малютин. Игрушку назвали Матрена - распространенным русским именем. Она состояла из 8 кукол:  девочка с чёрным петухом, потом  мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Новинку отправили в Париж на всемирную выставку. Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, были очарованы русской многоместной куклой. В Москву посыпались заказы на большие партии матрешек. И сегодня русская матрешка - желанная гостья в каждом доме.

Слайд 36

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого “баловства” не используют. Самый лучший  материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают  весной, обычно в апреле, когда древесина в соку.   Дерево очищают от коры, обязательно оставляя  кольца коры на стволе, иначе оно  потрескается при сушке.  Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций , прежде чем она станет готовой матрёшкой.
Самой первой вытачивают  маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы  деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют  клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.

По видам росписи матрешки делятся на загорские, семеновские и полхов-майданские.

Слайд 37

Семеновскую матрешку отличает большой букет цветов на переднике, разноцветные платки. А край платка украшает цепочка небольших бутонов.

Слайд 38

Мастера из Полхов-Майдана выработали свой стиль росписи. На голове по центру платка большой трилистник с желтой серединой. Самое яркое пятно-ее фартук. Расцвел на нем чудо-букет, где разноцветные бутоны, цветы, ягоды.

Слайд 39

Загорская матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник с узором. Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом.

А знаете ли вы, что одна только Загорская фабрика за год выпускает столько матрешек, что, если их поставить в один ряд, то деревянная компания вытянется от Загорска до Москвы. Вот какие известные наши матрешки!

Слайд 40

А наше путешествие подходит к концу. Итак, мы сегодня узнали много интересного о народных промыслах России:

Гжель -расписная фарфоровая посуда; (сахарница)

Дымково - глиняные игрушки-свистульки;

Жостово -расписные металлические подносы; (2 подноса)

Хохлома - расписная деревянная посуда; (ложка)

Павловский Посад - русские платки и шали; (2 платка)

Загорск, Полхов-Майдан, Семенов - деревянные матрешки; (матрешка)

Мы с вами побывали лишь в некоторых уголках нашей Родины. А чтобы познакомиться с другими промыслами, снова нужно пройти множество дорог и тропинок.

Трудно перечислить все золотые россыпи народного искусства России. И вся эта красота - это опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!