О ПОЛЬЗЕ СМЕХА
(беседа, посвященная Николаю Носову)
1. Планируемые результаты
Личностные:
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие коммуникативной компетентности детей.
Предметные:
- обосновывать выполненные задания;
- конструировать последовательность шагов;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции.
Метапредметные:
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение, учитывать разные мнения;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
2.Формирование УУД:
Личностные УУД:
Самоопределение:
- формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к внеурочной деятельности;
- осознание ответственности человека за общее дело;
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- сотрудничество в разных ситуациях.
Регулятивные УУД:
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
Познавательные УУД:
Общеучебные:
- формулировать и решать проблемы;
- осознанно строить высказывания в устной форме;
Логические:
- анализ признаков с целью составления объектов;
- составление целого из частей;
- построение рассуждения; обобщение.
Коммуникативные УУД:
Инициативное сотрудничество:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
Взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- строить понятные для партнёров высказывания;
- строить монологичное высказывание;
- слушать собеседника, вести устный диалог.
По – моему, дар юмориста
У меня от природы.
Н.Носов
Тема: «Внеклассное чтение. Книги Н.Н. Носова. «О пользе смеха»
Цель: Обобщить и повторить изученный материал по рассказам Н.Н. Носова.
Задачи: Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами, развивать умения и творческие способности детей, воспитывать умение работать в группах, отстаивать своё мнение, уважительно относиться к ответам других детей, воспитывать доброту, честность, смелость, силу воли, сообразительность, учить находить правильный выход из создавшегося положения.
1.Орг. момент.
2.Создание эмоционального настроя. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, дорогие любители и ценители книги. Очень приятно видеть вас на этом празднике. Вы любите читать? Придумывать? Играть? Уж очень вы похожи на героев рассказов Николая Носова. А вы знаете, кого мы называем фантазёрами? (ответы детей).
- Помните мальчишек из рассказа Носова? Как Мишутка и Стасик сидели на скамеечке и рассказывали друг другу небылицы и соревновались, кто кого переврёт? Давайте их послушаем.
3. Разыгрывается сценка.
Мишутка. Сколько тебе лет?
Стасик. Девяносто пять. А тебе?
Мишутка. Мне сто сорок. Знаешь, я раньше был большой – большой и всю реку мог переплыть.
Стасик. У! А я море мог переплыть!
Мишутка. Подумаешь – море! Я океан переплывал!
Стасик. А я раньше летать умел!
Мишутка. А ну, полети!
Стасик. Сейчас не могу: разучился.
Мишутка. А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я её - бац кулаком, а она меня – цап за голову – и откусила.
Стасик. Врёшь!
Мишутка. Нет, правда!
Стасик. Почему же ты не умер?
Мишутка. А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
Стасик. Как же ты шёл без головы?
Мишутка. Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя!
Стасик. Почему же ты теперь с головой?
Мишутка. Другая выросла.
Стасик. Ну, это что! Вот я раз был в Африке, и на меня там крокодил съел!
Мишутка. Вот так соврал!
Стасик. Вовсе нет.
Мишутка. Почему же ты теперь живой?
Стасик. Так он же меня потом выплюнул.
Тут пришёл Игорь и сел рядом. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, и потом говорит:
- Вот вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза: я съел полбанки варенья, а чтобы мне не попало, сестре Ирке губы вареньем намазал.
Вопросы для обсуждения.
- Чьи враки вам по душе и почему?(Мишутка и Стасик никого не обманывали, они сочиняли).
- Весёлый это рассказ? Почему?
- Рассказ полезный? В чём его польза? Чему он учит?
- Кто вам понравился из героев? Почему?
4. Справка о писателе.
- Конечно, весёлым писателем, юмористом, Носов стал не сразу.
23 ноября 1908 года родился Николай Николаевич Носов. Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала "Икс". Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен. В 1927 году Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве. С 1932 года по 1951 Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.
Как писатель Носов дебютировал в 1938 году: был издан его первый рассказ для детей, "Затейники". Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — "Мурзилке". Рассказы "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазеры" и другие были объединены в сборнике "Тук-тук-тук" и изданы в 1945 году. Сборники рассказов "Ступеньки" и "Веселые рассказы" (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых, а также занять достойное место в литературе для младшего школьного возраста.
Имя Николая Носова становится любимым и известным и среди школьников среднего возраста — после публикации повестей "Веселая семейка" (1949г.), "Дневник Коли Синицина" (1950г.), "Витя Малеев в школе и дома" (1950г.). Борьба с собственными недостатками главного героя Вити Малеева, описанная в юмористическом ключе — это то новое, что было отмечено критикой. За повесть "Витя Малеев в школе и дома" Носов был удостоен Государственной премии за 1952 год. В 50-годах издаются романы: сказки, объединенные в трилогию "Приключения Незнайки", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне".
В 1961 году выходят юмористические новеллы "Приключения Коли Клюквина", где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова. В 1971 году публикуется "Повесть о моем друге Игоре". Воспоминания о семье и детстве нашли отражение в художественной повести "Тайна на дне колодца" (1977г.). Созданы кинофильмы по киносценариям Н. Носова: "Два друга", Дружок", "Фантазеры", "Приключения Коли Клюквина", пьесы "Незнайка учится", "Незнайка — путешественник", "Незнайка в Солнечном городе". Носов в своих произведениях знакомит детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой. Сам писатель так говорил о себе: «Сатириком сделала меня сама жизнь. Писателя читают, пока он говорит людям правду. Но не всякую правду приятно слушать, поэтому я её смягчаю шуткой – получается и смешно, и приятно, и полезно. Это есть сатира».
5. Викторина.
- А теперь я предлагаю вам обменяться мнениями о прочитанных книгах Н.Носова и принять участие в викторине, посвященной его книгам.
- Вам было дано задание подготовить рисунки по произведениям Носова.
Дети выходят и показывают свои рисунки на стенде-выставке «Кто они и откуда?». Остальные ребята определяют, к какому произведению относятся рисунки.
Мы прочитаем вам рассказ «Огурцы», а потом проведем беседу по содержанию рассказа.
Давайте составим «Дерево предсказаний». Что мы узнаем из этого рассказа?
О чём он будет? Как вы думаете, сколько героев будет в рассказе?
Чтение вслух рассказа «Огурцы».
Наше «Дерево предсказаний» составлено верно? Что не сбылось? А что нужно добавить на дерево? Какие фразы?
4. Вопросы к рассказу:
а) Как менялось настроение у Котьки во время разговора с мамой? (Ему стало страшно).
б) Как поступила мама? ( Заставила отнести огурцы).
в) Правильно ли она поступила? Почему? ( Правильно. Ведь он огурцы украл).
г) Стыдно было Котьке перед дедушкой? ( Очень стыдно).
д) Когда на душе у Котьки стало радостно? Почему? ( Когда он отнес огурцы, и дедушка его простил).
Физкультминутка.
Проходит физкультминутка под музыку из мультфильма «Приключения Незнайки».
Игра:
1. ИГРА «Стол находок» (вопрос задает учитель).
- Кто здесь был и что оставил? ( Предметные картинки на слайдах).
Учащиеся рассматривают предметы, определяют произведение и называют героев.
а) У. Игрушечная машинка.
Д.«Автомобиль»; Миша и Стасик.
б) У.Нитки и иголка.
Д. «Заплатка»; Бобка.
в) У. Пистолет.
Д. «Саша»; Саша.
г) У. Кастрюля.
Д.«Мишкина каша»; Миша.
д) У. Шляпа.
Д. «Живая шляпа»; Вова и Вадик.
Раздается стук в дверь. Вбегает Незнайка с телеграммами.
Незнайка. Здравствуйте! Ребята, я сегодня получил телеграммы, а кто отправил их, не знаю. Помогите, пожалуйста, узнать, от кого телеграммы.
- Поможем, ребята? Читай, Незнайка, телеграммы.
а) Незнайка. «Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»
Д. Вадик из рассказа «Живая шляпа».
б) Незнайка. «Горка получилась хорошая. Скользкая!»
Д. Котька из рассказа «На горке».
в) Незнайка. «Вдруг меня кто-то как схватит за ногу: Я как закричу!».
Д. Петя из рассказа «Затейники».
- Незнайка, а почему ты не знаешь рассказы Н.Носова?
- Ребята, давайте составим «Синквейн» про Незнайку. Что такое «синквейн»? (это стихотворение, состоящее из пяти строк).
Незнайка
- Какой он?
Неграмотный, неумный
- Что он делает?
Не учится, не развивается, не читает
- Какую фразу вы можете составить об этом герое?
Это сказочный герой, который НИЧЕГО не знает
- Какой вывод о нём можете сделать?
Неграмотный
- Ты понял, Незнайка, что тебе нужно делать? (учиться, много читать книг, энциклопедий, чтобы не было стыдно за свою неграмотность).
Итог урока.
- Подводим итоги нашей викторины. Все дети работали дружно, очень старались дать правильные ответы, были внимательные, активные, поэтому победила дружба. Все ребята молодцы! Все дети в подарок получают приз - книги Н.Н. Носова. Ребята, читайте его книги. Его рассказы веселые, героям чаще всего недостает жизненного опыта, а иногда умения видеть себя со стороны, очень важного для каждого человека, который не только хочет быть хорошим, но и старается стать таким («Мишка»); силы воли, сообразительности, чтобы понимая, как надо поступать, находить правильный выход из создавшегося положения (Мишкин друг Костя из рассказов «Мишкина каша», «Телефон», «Елка», «Тук-тук-тук», «Огородники»). С.В.Михалков говорил о Н.Н.Носове так: «Все герои Н.Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей только добру…».
ОБОРУДОВАНИЕ:
Выставка книг Н.Н.Носова.
Проектор, экран.
Презентация о творчестве Н.Носова и его произведениям.
Портрет Н.Носова.
Детские рисунки по произведениям Н.Носова.
Конспект занятия.
Предметные картинки.