СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Путешествие письма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Путешествие письма"»

Классный час Путешествие письма

Задачи

1. Познакомить учащихся с информацией об истории появления письма как формы общения людей.

2. Способствовать повышению интереса к историческим и литературным источникам, связанным с обсуждаемой темой.

3. Формировать культуру понимания обсуждаемой информации, значения данной информации в собственной жизни.

Форма проведения: игра-путешествие.

Подготовительная работа

1. Найти информацию об истории письма в России.

2. Сделать карту путешествий писем класса.

3. Подготовить викторину по теме информационного часа.

4. Сделать выставку конвертов.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

I. Основная часть

В государственный ящик почтовый,

Словно солнечный луч, золотист,

Опустился тихонько кленовый,

Весь исписанный осенью лист.

Юный был он весною, зеленый,

Как флажок, трепетал на ветру...

Вместе с письмами мне, почтальоны,

Принесите его поутру!

3. Лобановская

Давайте с вами определим, тему классного часа.

Наш информационный час мы посвящаем истории появления письма как формы общения людей.

  • Как вы думаете, почему? 9 октября – всемирный день Почты.

Письмо

Само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст в пути.

Нетрудно письму

Увидеть весь свет:

Ему

Не нужен билет.

На медные деньги

Объедет мир

Заклеенный пассажир.

Я прочитала стихотворение автора, который очень хорошо описал путешествие письма.

  • Кто этот автор? Из какого произведения взято стихотворение?

(Самуил Яковлевич Маршак. Стихотворение «Почта».)

А сейчас я приглашаю ребят-письмоносцев, которые расскажут нам все о письме.

Выходят учащиеся. У них в руках сумки с названием «Почта» и конверты с письмами.


Письмоносец 1. Ребята! Мы приглашаем вас в увлекательное путешествие в историю письма.

Письмоносец 2. Писать письма - традиция очень древняя. Еще Ашшурбанипал, царь Ассирии, говорил: «Я усвоил все писцовое искусство всех мастеров письма, сколько их есть».

Письмоносец 3. А вот стихотворение, рассказывающее о том, какими были письма в древности.

Учитель:

Скифский гонец в лагерь персов принес

Птицу, лягушку, мышь, стрелы.

Дарий - царь персов, вопрос произнес:

Что сказал гость загорелый?

 

Мышка - в земле, а лягушка - в воде,

Лошади птица подобна.

Стрелы - знак храбрости в ратном труде –

Весть эта персам удобна.

 

Так порешил Дарий: скифы ему

Землю и воду отдали.

И, покоряясь пространству всему,

Храбрость военную сдали!

 

Скифы же этим сказали свое:

Ну-ка, летите как птицы,

Или в земле находите жилье,

Горькой испейте водицы.

 

Только назад не стремитесь опять!

Стрел наших посвист тревожен!

Не повернется история вспять.

Разный в письмо смысл вложен!


Ученик 4. Писать письма - традиция очень древняя. Из писем можно узнать об истории, искусстве, общественном строе, укладе жизни людей.

Учитель: Посмотрите видеоролик о почте.

Видео «История почты» часть 1

Письмоносец 1. Итак, мы находимся сейчас в Киевской Руси. Главными городами ее были Киев и Новгород. Киевская Русь - государство, имевшее сухопутные и водные пути со многими странами Европы.

Письмоносец 2. На дорогах Киевской Руси родилась «ямская гоньба». Жители должны были давать лошадей для проезда княжеских посланцев.

Письмоносец 3. Вдоль дорог стояли «ямские дворы», где уставших лошадей меняли на более сильных лошадей. Такая эстафета удивляла иностранцев быстротой поездок на дальние расстояния.

Письмоносец 4. . В Киевской Руси грамотных людей было гораздо меньше, чем в западноевропейских государствах. При раскопках городов ученые обнаружили кусочки бересты. Это оказались грамоты XI века. Буквы на них не писали, а выдавливали заостренными палочками.

Письмоносец 1. Всего было найдено несколько сотен грамот. Не только в Новгороде, но и в Смоленске, Пскове, Витебске, на довольно больших расстояниях от Киева и Новгорода. Самое примечательное состоит в том, что среди найденных грамот ученые нашли тексты писем делового и личного характера, отправленные из Новгорода и Киева в другие города.

Письмоносец 2. Это говорит о том, что ямская гоньба помогла наладить на Руси почтовую связь. Важные вести доставляли «гонцы»; обычные «грамотки» - так называли письменные сообщения - купцы везли вместе с медом, кожами, воском.

Письмоносец 3. Как вы думаете, кому обязаны многие народы Европы словом «почта»? Русскому человеку.

Письмоносец 4. Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин - Нащокин был не только образованным, но и очень талантливым человеком. Царь Алексей Михайлович поручал ему разные сложные дела. Именно боярину было поручено наблюдать за строительством первого русского военного корабля «Орел». Он ведал иностранными делами России. Именно ему принадлежит идея создания почтовой связи с зарубежными странами.

Учитель: При подписании договора о мире с Польшей боярин включил в него пункт о «правильной почте» между двумя государствами. Так в русском языке появилось слово «почта». На польском и некоторых других языках оно по звучанию близко к слову «дорога».

Видео «История почты» часть 2


Письмоносец 1. Доставлять почту - работа нелегкая. А сколько всего почтальонов шагает по улицам и дорогам земного шара? Только в России их 350 тысяч. А в мире?

Учитель:

Под пальмами Бразилии

От зноя утомлен,

Шагает дон Базилио,

Бразильский почтальон.

Письмоносец 2. Не все почтальоны шагают с сумкой на плече и исключительно пешком.

Учитель:

Нажимает на педаль

Французский письмоносец Шарль.

Легко бежит его «Пежо»,

«Пежо» и Шарлю хорошо.

Он почту возит на санях,

К домам, которые в снегах.

Он - почтальон.

Живет в Финляндии,

А письма возит он в Лапландию.

Письмоносец 3. Это действительно так. Письма доставляется на санях и на велосипедах, на машинах и самолетах. И даже на собаках.  В день письмоносец разносит 230-250 предметов различной корреспонденции.

Письмоносец 4. В разное время письма доставляюсь на трамваях, на подводных лодках, по подземным трубам. А в 1930 году пытались пересылать письма из одного места в другое с помощью ракет.

Видео «Как работает почта»

Письмоносец 1. И нет человека, который бы не желал получить письмо с добрыми словами и вестями!

Письмоносец 2. А еще приятнее писать письма! Если человек покупает 10-15 конвертов — можно сказать, что он - счастливый человек. У него много друзей, близких людей, которым он хочет сделать приятное своими письмами.

Письмоносец 3. Представьте себе, что раньше издавались в России книжки-письмовники. В них были готовые образцы писем на разные случаи жизни: объяснение в любви, просьба дать денег в долг, приглашение в гости. Некоторые письма заканчивались такими словами: «Жду ответа, как соловей лета».

Учитель:

  • А вы как считаете, хорошо это или плохо списывать письмо из письмовника? (Ответы ребят.)

Письмо - это что-то личное. Я считаю, что письмо по шпаргалке могут писать только очень ленивые и несерьезные люди. А еще страшнее - читать чужие письма. Это как в душу человека влезть без разрешения.




Вновь наступило время для письма,

И тяга есть у нашего народа.

Традиция, приятная весьма:

Опять на письма появилась мода.

И значит, рано начали тужить,

Что очерствело сердце человека.

Нет, жанр эпистолярный будет жить.

Не поддается он причудам века!


Учитель: Уважаемые письмоносцы! Спасибо вам за рассказ.

Мы завершаем наше путешествие в историю письма. И на прощание - еще одно небольшое стихотворение о письме.

И у нас осталось время для творческой работы.

Прямоугольник из бумаги...

Чудесный текст найду в нем я.

Его прислали мне не маги,

А лучшие мои друзья.

В бумажный «домик» текст тот вложен,

Отправлен мне осенним днем.

Был путь конверта долог, сложен.

Теперь он в ящике моем!

Мы с вами напишем письмо друг другу, но кому знать не будите, просто напишите этому человеку о себе и своих интересах, а потом мы их отправим, и вы поделитесь, кому какое пришло письмо и от кого

Пример: Привет мой друг одноклассник, меня зовут……..Мне ….лет, Я очень люблю……У меня есть старший брат или сестра, моя мама работает……. Мне нравиться………..

И так далее. Потом мы с вами вложим наши письма в настоящие конверты и отправим по нашим адресам, а кому чье письмо придет, мы узнаем, когда вы их получите. Наши друзья письмоносцы отправят их по почте и помогут мне подписать адреса


Под музыку дети пишут письма


























Заполнение конверта

Общепринятые сокращения слов в адресе

Основные слова, которые часто используются при заполнении адресного ярлыка, допускается сокращать:

  • обл. – область (Пензенская обл.)

  • р-он – район (Каменский р-он.);

  • г. – город (г. Пенза)

  • ул. – улица (ул. Чкалова);

  • пр-т – проспект (пр-т Строителей);

  • пер. – переулок (Онежский пер.);

  • д. – дом (д. 78);

  • кв. – квартира (кв. 193);

  • корп. – корпус;

  • стр. – строение.

Наклеивание марок

Почтовая марка – специальный знак почтовой оплаты. Их необходимо клеить в верхней правый угол конверта. Общий номинал марок, наклеенных на конверт, должен быть равен стоимости услуг Почты России по пересылки того или иного вида отправления в соответствии с тарифами.

Для примера, стоимость отправки заказного письма весом до 20 грамм на день написания статьи составляет 50 рублей. Значит, общий номинал наклеенных марок в данном случае должен равняться этой сумме.

Необходимо учитывать, что конверты бывают двух видов:

маркированные — с напечатанной маркой в виде литеры (буква A или D);

немаркированные.

Номинал литерной марки меняется, так как зависит от текущего тарифа на письма:

  • номинал литеры А равен стоимости отправки простого письма весом до 20 грамм и в 2019 году равняется 23 рублям;

  • номинал литеры D равен цене пересылки заказного письма весом до 20 грамм и в 2019 году равняется 50 рублям.

Подробнее на эту тему можете прочитать отдельную статью: Сколько марок клеить на конверт для отправки письма.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!