Цель: обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам .
Ход занятия
1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
С древних времен и поныне
Где человек – там и он,
Правильный и справедливый,
Вечный и строгий закон.
Кто-то его уважает,
Кого-то не жалует он,
Но каждый к нему прибегает,
Так как он есть – закон.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
СЛАЙД -- ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.
Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).
А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете.
-Что такое право?/Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми/ Ожегов
Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать.
И всем ребятам надо знать,
Чего им не хватает.
Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Еще реже думают о них дети. Но человек иногда попадает в трудное положение, когда ему необходима защита, поддержка. И тогда именно знание своих прав может помочь. Все начинается с права на жизнь. Это главнейшее право каждого человека.
Ученики (вместе). Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить, Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
Итак, дети имеют право на особую заботу и помощь. Но всегда ли было так?
( эпизод из жизни детей в 17 веке. (А. Кузнецова. Под бурями судьбы жестокой).
- Папа, скажи, как можно на доктора выучиться? Уж так мне хочется.
Отец жалостливо посмотрел на сына и ответил: «Я и сам, когда был молод, такую думу держал в голове. Но сперва надо в городе в гимназии учиться. А в гимназию крепостных не берут, сынок».
- Почему не берут? – спросил сын. – У меня вон похвальная грамота!
- И сто грамот не помогут, - ответил отец. – Не забивай себе, сынок, голову пустыми мыслями.
Обсуждение. Каких прав не имели дети в тот период времени?
Учитель. Но право на жизнь соблюдалось не всегда. В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, больным, сбрасывали со скалы в пропасть.
Когда-то в Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание
В России же многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали богатым добрым людям”.
Ребята, давайте вспомним, какие права у вас есть, выясним, обо всех ли правах вы знаете.
Какие же права имеет ребенок в настоящее время?Все становятся в круги по очереди называют свои права: имею право на...”
Право на жизнь.
Право на имя.
Право на гражданство.
Право на свободу совести и религиозных убеждений.
Право на жизнь с родителями.
Право на труд.
Право на отдых.
Право на свободу ассоциаций и мирных собраний.
Право на защиту жизни и здоровья.
Право на образование.
Право на жилище.
Право создавать семью.
Свобода слова. Право на получение информации. Право пользоваться достижениями культуры. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Право обращаться с просьбами, обращениями и предложениями в любой государственный орган. Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве. Отсутствие дискриминации.
Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации , где ребенок оказывается в трудном положении.
-Дети, оставшиеся без попечения родителей
-Безнадзорные и бездомные дети
-Дети-инвалиды
-Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии)
-Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий ( в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы)
-Дети - жертвы насилия
- Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы
- Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.
Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка. В нашей стране принят специальный закон, защищающий права ребенка. СЛАЙД_ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Давайте проанализируем, как соблюдаются права на примерах сказочных героев.
На доске размещены сюжетные картинки, героями которых являются Колобок, Золушка, Красная Шапочка, заяц из русской народной сказки “Лиса, заяц и петух”, Дюймовочка, три поросенка.
Права каких сказочных героев нарушены?
• Право на неприкосновенность жилища (зайца, трех поросят);
• право на жизнь (Колобка, Красной Шапочки, трех поросят);
• право на свободу (Дюймовочки);
• право на отдых и досуг (Золушки).
Запись на доске:
1. Право на проживание в семье.
2. Право на неприкосновенность личности.
З. Право на образование.
4. Право на отдых.
Каждый день в ожидании встречи
Я спешу к себе домой,
Чтобы прожить этот новый вечер
Вместе с моей семьей.
Здесь всегда мне будут рады,
Здесь меня ждут друзья,
Снова мы вместе, и слов не надо,
Ведь это моя награда,
Это — моя семья. Е ,Цайнеко.
В Конвенции о правах ребенка говорится, что в первую очередь ответственность за ребенка несут родители. Им больше всего доверяют дети, их в первую очередь слушаются.
“Семья — это малая социальная группа, объединенная жильем, общим бюджетом и родственными связями”. Так объясняет это слово словарь. Но всегда ли ребенку бывает хорошо в семье? В наше время защищать права ребенка призваны общество, государство, правоохранительные органы.
Не только в сказках, но и в жизни часто бывает, что взрослые не понимают детей. Они забыли, что тоже когда-то были маленькими.
Стихотворение А. Костецкого “Не понимают...
Увы! Родители подчас
совсем не понимают нас...
Придя с работы, папа
мне говорит с порога:
А ну, дневник давай-ка!
И смотрит строго-строго.
Спешу к друзьям,
случается, ведь ждут,
прошли все сроки!
Шагну — навстречу мама:
—Куда ты? А уроки?
И так весь день, до вечера:
— Уселся? делать нечего?
Ты что ж не почитаешь?
Всезнайкой стал, считаешь?
Магнитофон крутить бы:
Любитель пенья, ишь!
Ты мылся? Чистил зубы?
Ложись, опять проспишь!..
Ну как, вы мне ответьте,
терпеть мученья эти?
Ну, где я спрячусь, чтобы мне побыть с собой наедине,
когда я, скажем, захотел
обдумать массу всяких дел,
решить свои задачи —
не школьные — ребячьи!
Ведь мы-то взрослых не корим,
когда захочется вдруг им
сидеть без дела целый час
или когда им не до нас.
Не только в будничные дни
совсем не слышат нас они,
но даже в выходные — А. Сацук:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
1Ведущая.
Как-то осенью по лесу
Прокатилась вдруг молва:
На поляне ровно в восемь
Собирает всех Сова.
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел
На тревожный этот зов. Звери собираются на поляне.
2Енот (обращаясь к Лисе).
Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена Сова?
Может, твой лисенок снова
В школе мучает косого?
3Лиса. Ой, не говори, Енот,
Он и дома сущий черт.
Ежиха (обращаясь к Волку).
Волк, дружище, твой сынок
Не срывал Сове урок?
4Волк. Я не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть.
5Ежиха (обращаясь к Медведю).
А скажи-ка мне, Медведь,
Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье
Испытал прекрасным пеньем?
6Медведь. Не могу сказать, соседка.
Я Мишутку вижу редко.
7Ведущая.
Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос.
8Сова. Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы.
9Ведущая. Зашумела тут толпа...
10Лиса. Что за глупости, Сова?
Я лисенка лишь вчера
дол го за уши драла.
11Медведь.
Про Мишутку говорят, Что на ухо глуховат.
Я за шалости сыночка
Приласкал лишь раз пруточком.
12Ведущая.
Папа-заяц на пеньке,
Хрумкая морковку,
Важно, с пафосом изрек.
13Заяц. Я же против порки,
Я косых своих детей
Лапою не трону.
По дороге каждый день
Им внушаю строго:
Не ходите на ушах,
Не грызите двери
И хвосты своих друзей
Вы не суйте в щели.
14Сорока Пропищала тут Сорока.
Я в беде не одинока.
Моим деткам каждый день
Все уроки делать лень.
Коль трещат они помногу,
Я ремень беру в подмогу.
15Ведущая.
Зашумела тут толпа:
Кто был против, кто был за.
дол го не могла Сова
донести до них слова.
16Сова.
Я прошу вас, звери-мамы,
А в особенности папы:
Прекратите в своих семьях
Воспитанье на ремне.
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей,
Ждут таких же вот вещей.
Как не бить? Сказал Енот.
Да, да, да. Так вторил Волк.
Ну, а мне... Всплакнула Белка. Делать что с дочуркой Стрелкой?
Как накрасится румянами,
Подведет себе глаза — И порхает на поляне,
И танцует до утра.
17Ведущая.
Тут родительские страсти
Накалились докрасна,
Не в Совиной было власти
Перекрыть их голоса.
Нерешенная проблема
О битье и небитье
Стать должна неактуальной,
Если мир царит в семье.
СТИХИ
Мама.
Ну, говори, что в школе натворил.
Узнаю все! Ведь я туда пойду.
Что значит — ты в столовой плохо ел?
А кашу ты зачем на голову надел?
Ах, не себе? А почему Сереже?
Он ябеда? А ты каков? О боже!
А ну-ка, в угол марш! И не реветь! Молчи, негодный, вот возьму я плеть!
Ну, погоди до вечера, наглец:
С тобой еще поговорит отец!
Папа.
Ты что принес сегодня, ученик?
Рассказывай, показывай дневник.
Так... Это что? Откуда эта двойка?
Ах, у тебя списала Зойка?
Ну, отвечай, чего же ты притих?
Ах, эта двойка с Зойкой на двоих?
Ну, молодец! А это что? Опять?
Разбил окно?
Тебя толкнули снова?
А ты забыл, какое дал мне слово?
Не хлюпай, ишь разводишь какофонию! О господи! Я сдам тебя в колонию.
ПЕСНЯ « МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА», « ВЫГЛЯНУЛО СЫЛНЫШКО»
Наряду с правами каждый человек, в том числе и дети, школьники, имеют обязанности. Существуют правила, которые необходимо соблюдать каждому ученику. Итак, учащиеся обязаны…
Обобщение
Учащиеся отвечают на вопросы:
Как связаны права взрослого человека и права ребенка? В каких международных документах закреплены права ребенка? Каковы основные права ребенка?
Затем дети читают отрывок из стихотворения
Чтобы дышать легко, уверенно и смело,
Родившийся ребенок должен знать
О том, что у него теперь есть право
На то, чтоб справедливость доказать.
Он должен знать, что есть на свете счастье
И он имеет право на него,
Чтобы, живя с достоинством и честно,
Суметь найти и обрести его.
Он должен знать о том, что жизнь прекрасна
И он имеет право на нее,
Чтоб каждый день являлся верным шагом
К такому настроению его.
Он должен знать о множестве решений,
И в праве он одно из них принять.
Он должен знать о множестве профессий,
И в праве он одну из них избрать.
Он должен знать и чувствовать душою,
Что в этой жизни он надежно защищен.
И чтобы ни случилось с ним или с тобою,
На страже наших прав стоит Закон. Итог. ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ « Солнечный круг»