СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                           ПУТЕШЕСТВИЕ  В СТРАНУ ПРАВ

 

 

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам .

                               Ход занятия

1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» глазами! Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!

 

С древних времен и поныне

Где человек – там и он,

Правильный и справедливый,

Вечный и строгий закон.

 

Кто-то его уважает,

Кого-то не жалует он,

Но каждый к нему прибегает,

Так как он есть – закон.

 

Очень много стран на свете, это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза) Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент, Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

 

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок, Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок! Кем он станет завтра, маленький и нежный? Всей Земле права его – право на надежду!

                                                 СЛАЙД  -- ПРЕЗЕНТАЦИЯ - Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.

Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека»,  «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете.

 

-Что такое право?/Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми/ Ожегов

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни Права ребенка надо знать, Не только знать, Но соблюдать. И всем ребятам надо знать, Чего им не хватает.

Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Еще реже думают о них дети. Но человек иногда попадает в трудное положение, когда ему необходима защита, поддержка. И тогда именно знание своих прав может помочь. Все начинается с права на жизнь. Это главнейшее право каждого человека. Ученики (вместе). Мы на свет родились, Чтобы радостно жить, Чтобы вместе играть, Чтобы крепко дружить,                                                                                                                                            Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы, Чтоб исполнились в жизни Все наши мечты.

Итак, дети имеют право на особую заботу и помощь. Но всегда ли было так?

( эпизод из жизни детей в 17 веке. (А. Кузнецова. Под бурями судьбы жестокой).

- Папа, скажи, как можно на доктора выучиться? Уж так мне хочется.

Отец жалостливо посмотрел на сына и ответил: «Я и сам, когда был молод, такую думу держал в голове. Но сперва надо в городе в гимназии учиться. А в гимназию крепостных не берут, сынок».

- Почему не берут? – спросил сын. – У меня вон похвальная грамота!

- И сто грамот не помогут, - ответил отец. – Не забивай себе, сынок, голову пустыми мыслями.

Обсуждение. Каких прав не имели дети в тот период  времени?

Учитель. Но право на жизнь соблюдалось не всегда. В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, больным, сбрасывали со скалы в пропасть.

     Когда-то в Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание

     В России же многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали богатым добрым людям”.

                      Ребята, давайте вспомним, какие права у вас есть, выясним, обо всех ли правах вы знаете.

Какие же права имеет ребенок в настоящее время?Все становятся в круги по очереди называют свои права: имею право на...”

Право на жизнь.

Право на имя.

Право на гражданство.

  Право на свободу совести и религи­озных убеждений.

 Право на жизнь с родителями.

 Право на труд.

Право на отдых.

Право на свободу ассоциаций и мирных собраний.

Право на защиту жизни и здоровья.

Право на об­разование.

Право на жилище.

Право создавать семью.

 Свобода слова. Право на получение информации. Право пользоваться дости­жениями культуры. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправ­ления. Право обращаться с просьбами, обращениями и предложениями в любой государственный орган. Право участвовать в научно-техничес­ком, художественном творчестве. Отсут­ствие дискриминации.

 

Ребята, попробуйте перечислить жизненные  ситуации , где ребенок оказывается  в  трудном  положении.

-Дети, оставшиеся без попечения родителей

 -Безнадзорные и бездомные дети

 -Дети-инвалиды

 -Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии)

 -Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий ( в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы)

 -Дети - жертвы насилия

- Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы

- Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

 

Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка. В нашей стране принят специальный закон, защищающий  права ребенка. СЛАЙД_ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Давайте проанализируем, как соблюдаются права на примерах сказочных героев.

На доске размещены сюжетные картинки, героями которых являются Колобок, Золушка, Красная Шапочка, заяц из русской народной сказки “Лиса, заяц и петух”, Дюймовочка, три поросенка. Права каких сказочных героев нарушены? • Право на неприкосновенность жилища (зайца, трех поросят); • право на жизнь (Колобка, Красной Шапочки, трех поросят); • право на свободу (Дюймовочки); • право на отдых и досуг (Золушки). Запись на доске: 1. Право на проживание в семье. 2. Право на неприкосновенность личности. З. Право на образование. 4. Право на отдых.

Каждый день в ожидании встречи Я спешу к себе домой, Чтобы прожить этот новый вечер Вместе с моей семьей. Здесь всегда мне будут рады, Здесь меня ждут друзья, Снова мы вместе, и слов не надо, Ведь это моя награда, Это — моя семья. Е ,Цайнеко.

В Конвенции о правах ребенка говорится, что в первую очередь ответственность за ребенка несут родители. Им больше всего доверяют дети, их в первую очередь слушаются. “Семья — это малая социальная группа, объединенная жильем, общим бюджетом и родственными связями”. Так объясняет это слово словарь. Но всегда ли ребенку бывает хорошо в семье? В наше время защищать права ребенка призваны общество, государство, правоохранительные органы. Не только в сказках, но и в жизни часто бывает, что взрослые не понимают детей. Они забыли, что тоже когда-то были маленькими. Стихотворение А. Костецкого “Не понимают...  

Увы! Родители подчас совсем не понимают нас... Придя с работы, папа мне говорит с порога: А ну, дневник давай-ка! И смотрит строго-строго. Спешу к друзьям,

случается, ведь ждут,

прошли все сроки!

 Шагну — навстречу мама: —Куда ты? А уроки? И так весь день, до вечера: — Уселся? делать нечего? Ты что ж не почитаешь? Всезнайкой стал, считаешь?

Магнитофон крутить бы: Любитель пенья, ишь! Ты мылся? Чистил зубы? Ложись, опять проспишь!.. Ну как, вы мне ответьте, терпеть мученья эти? Ну, где я спрячусь, чтобы мне побыть с собой наедине, когда я, скажем, захотел обдумать массу всяких дел,

 решить свои задачи — не школьные — ребячьи! Ведь мы-то взрослых не корим,

когда захочется вдруг им сидеть без дела целый час или когда им не до нас. Не только в будничные дни совсем не слышат нас они, но даже в выходные — А. Сацук:

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

 

1Ведущая. Как-то осенью по лесу Прокатилась вдруг молва: На поляне ровно в восемь Собирает всех Сова. Побросав дела и деток, Не закончив сбор грибов, Кто пошел, кто полетел На тревожный этот зов.  Звери собираются на поляне.  

2Енот (обращаясь к Лисе). Ты не ведаешь, кума, Чем встревожена Сова? Может, твой лисенок снова В школе мучает косого?  

3Лиса. Ой, не говори, Енот, Он и дома сущий черт. Ежиха (обращаясь к Волку). Волк, дружище, твой сынок Не срывал Сове урок?  

4Волк. Я не знаю, может быть, Он ведь так умеет выть.  

5Ежиха (обращаясь к Медведю). А скажи-ка мне, Медведь, Твой сынок ведь любит петь? Может, он Совы терпенье Испытал прекрасным пеньем?                                                                                                                                                                                                      

 

6Медведь. Не могу сказать, соседка. Я Мишутку вижу редко.  

7Ведущая. Нацепив очки на нос, Задала Сова вопрос.  

8Сова. Поднимите, звери, лапы, Кто не бил детишек, папы.  

9Ведущая. Зашумела тут толпа...                                                                                                                                                                                                                              

10Лиса. Что за глупости, Сова? Я лисенка лишь вчера дол го за уши драла.  

11Медведь. Про Мишутку говорят, Что на ухо глуховат. Я за шалости сыночка Приласкал лишь раз пруточком.  

12Ведущая. Папа-заяц на пеньке, Хрумкая морковку, Важно, с пафосом изрек.  

13Заяц. Я же против порки, Я косых своих детей Лапою не трону. По дороге каждый день Им внушаю строго: Не ходите на ушах, Не грызите двери И хвосты своих друзей Вы не суйте в щели.  

14Сорока Пропищала тут Сорока. Я в беде не одинока. Моим деткам каждый день Все уроки делать лень. Коль трещат они помногу, Я ремень беру в подмогу.  

 

15Ведущая. Зашумела тут толпа: Кто был против, кто был за. дол го не могла Сова донести до них слова.  

 

16Сова. Я прошу вас, звери-мамы, А в особенности папы: Прекратите в своих семьях Воспитанье на ремне. Ваши дети так привыкли К выволочкам за проступки, Что от нас, учителей, Ждут таких же вот вещей. Как не бить? Сказал Енот. Да, да, да. Так вторил Волк.                                                                                                                                                                                                                   Ну, а мне... Всплакнула Белка.                                                                                                                                                      Делать что с дочуркой Стрелкой? Как накрасится румянами, Подведет себе глаза —                                                                                                                                                                        И порхает на поляне, И танцует до утра.  

17Ведущая. Тут родительские страсти Накалились докрасна, Не в Совиной было власти Перекрыть их голоса. Нерешенная проблема О битье и небитье Стать должна неактуальной, Если мир царит в семье.  

СТИХИ

Мама. Ну, говори, что в школе натворил. Узнаю все! Ведь я туда пойду. Что значит — ты в столовой плохо ел? А кашу ты зачем на голову надел? Ах, не себе? А почему Сереже? Он ябеда? А ты каков? О боже! А ну-ка, в угол марш! И не реветь!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Молчи, негодный, вот возьму я плеть! Ну, погоди до вечера, наглец: С тобой еще поговорит отец!                                                                                                                                                                         

Папа. Ты что принес сегодня, ученик? Рассказывай, показывай дневник. Так... Это что? Откуда эта двойка? Ах, у тебя списала Зойка? Ну, отвечай, чего же ты притих? Ах, эта двойка с Зойкой на двоих? Ну, молодец! А это что? Опять? Разбил окно? Тебя толкнули снова? А ты забыл, какое дал мне слово? Не хлюпай, ишь разводишь какофонию!                                                                                                                                                             О господи! Я сдам тебя в колонию.

 

ПЕСНЯ « МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»,     « ВЫГЛЯНУЛО СЫЛНЫШКО»

Наряду с правами каждый человек, в том числе и дети, школьники, имеют обязанности. Существуют правила, которые необходимо соблюдать каждому ученику. Итак, учащиеся обязаны…

Обобщение 

Учащиеся отвечают на вопросы: Как связаны права взрослого человека и права ребенка? В каких международных документах закреплены права ребенка? Каковы основные права ребенка?

Затем дети читают отрывок из стихотворения

 

Чтобы дышать легко, уверенно и смело, Родившийся ребенок должен знать О том, что у него теперь есть право На то, чтоб справедливость доказать.

Он должен знать, что есть на свете счастье И он имеет право на него, Чтобы, живя с достоинством и честно, Суметь найти и обрести его.

Он должен знать о том, что жизнь прекрасна И он имеет право на нее, Чтоб каждый день являлся верным шагом К такому настроению его.

Он должен знать о множестве решений, И в праве он одно из них принять.

 Он должен знать о множестве профессий, И в праве он одну из них избрать.

Он должен знать и чувствовать душою, Что в этой жизни он надежно защищен. И чтобы ни случилось с ним или с тобою, На страже наших прав стоит Закон.   Итог. ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ « Солнечный круг» 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!