СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час Рок-поэзия

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рок – это целое направление в культуре. Этот классный час - попытка познакомиться с историей рока и определить характерные черты этого сложного явления, отметить особенности рок-поэзии и услышать лучшие примеры музыки и поэзии в стиле "рок".

Просмотр содержимого документа
«Классный час Рок-поэзия»

Сценарий внеурочного мероприятия

«РОК – поэзия или музыка?»


Нагорная Л.В. – преподаватель ГБПОУ РО «ТМПТ»


СЛАЙД 1 Сегодня, ребята, у нас будет классный час одновременно уроком и литературы, и музыкальной культуры, и русского языка.

Мы поговорим о рок – поэзии и рок – музыке.

- Как вы думаете, каково происхождение корня – рок ?

- Является ли он русским или заимствованным?

- Если он «иностранец », то какой словарь подскажет нам, откуда в русский язык пришел этот корень и каково его значение?

Из английского языка - В « Словаре иностранных слов «Рок-н-ролл (англ. rock-n-roll – букв. раскачиваться и вертеться - парный бытовой импровизационный танец американского происхождения, получивший широкую известность в середине 50-х гг. XX века; отличается крайней экспрессивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отношению к партнёрше(как в фильме «Стиляги»)

В русском языке "рок" судьба, неизбежный удел, крест, который надо нести по жизни.

СЛАЙД 2 По смыслу сближаются "рок" – вид музыки , и "рок" – судьба.

Слово «рок» расширило в настоящее время своё значение и является теперь не только разговорным синонимом названия танца. Рок – это целое направление в культуре. Мы попробуем сегодня познакомиться с историей рока и определить характерные черты этого сложного явления.

Появление рока в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века было не случайным. Прежде всего в рок-культуре отразились изменения в обществе: необычайно ускорился ритм жизни, расширились музыкальные увлечения европейцев (через радио, пластинки, магнитофоны). Немаловажное значение имели и достижения техники. Что в XIX веке могло сравниться с рёвом реактивного двигателя, грохотом большого города, с космическими пульсарами эфира? Не отсюда ли стремление музыкантов к силе и предельной громкости звучания ?

СЛАЙД 3 «Если я слишком громок для вас, значит вы слишком стары для меня», - сказал Стив Брейторс.


Первая волна русского рока поднялась в 60-е гг. Собственно, "русским" назвать его можно было, скорее, с географической точки зрения, так как музыканты занимались исключительно копированием англоязычного рока. Они по слуху заучивали слова (не пытаясь вникнуть в смысл, а часто вообще не зная языка) и подбирали музыку. Приоритет музыки над текстом был очевиден - язык музыки интернационален, понятен всем и не нуждается в переводе, тем более что рок-н-ролл изначально танцевален, и текст не имел никакого значения. Идея о русскоязычной рок-музыке тогда казалась почти кощунственной по отношению к "святыням" - "The Beatles", "Rolling Stones", «Led Zepptlin», «Дип пёпл», «Пинг флойд» и другим непререкаемым авторитетам и эталонам для подавляющего большинства музыкантов.

На рубеже 60-х - 70-х гг. появляются группы, постепенно отходящие от прямого копирования своих кумиров.


СЛАЙД 4. Рок-поэзия как культурное явление в России возникла в середине 70-х гг. Ее глашатаями стали Андрей Макаревич (группа "Машина времени"), Борис Гребенщиков (группа "Аквариум"), Маргарита Пушкина (автор текстов группы "Високосное лето"). Как самостоятельный жанр, рок-поэзия окончательно сформировалась к концу 70-х гг. Литературоведы, рассматривая отечественный рок и характеризуя его как явление поэтической культуры, подчеркивают особенность жанра — приоритет стихотворного текста над музыкальным началом: "...в рок

шли от желания высказаться.

Между рок-музыкой и рок- поэзией не так просто провести границу.


Философией и мировоззрением целого поколения 2 половины 60-х - I половины 70-х гг. стали идеи хиппи - "детей цветов": отвращение ко всем формам агрессивности, поиск иного, лучшего мира, противопоставленного существующей реальности, что выражалось в стремлении отличаться от "обывателей" как внешне - прической, одеждой, манерой поведения, так и внутренне - признанием себя независимой личностью, живущей в своем собственном (часто наркотически-иллюзорном) мире. Как следствие этой оторванности от всего остального мира возникает проблема непОнятости и одиночества. Естественно, отечественные рок-музыканты 70﷓х (как обычно, гораздо позже своих западных коллег) не могли не отразить эти тенденции в своем творчестве. Преобладающими мотивами были тоска по прекрасному, одиночество, безысходность:

Кто виноват, что ты устал,

Что не нашел, чего так ждал,

Все потерял, что так искал,

Поднялся в небо - и упал?

(А. Романов "Кто виноват?" группа «Воскресенье»)

Идеи хиппи во многом очень близки романтическому мировоззрению, поэтому рок-поэзия того времени была антиреалистична, возвышенна, аллегорична, в ней присутствовали разнообразные романтические штампы (такие, как паруса, корабли, острова, замки, свечи и т.п.):

Есть волшебный замок в разноцветных облаках,

С добрыми делами, весь в улыбках и цветах.

Там не бывает ночи, там царит веселье дня,

И замок открыт для всех, но не для меня.

(А. Макаревич "Из конца в конец" Гр.»Машина времени»)


КЛИП Гребенщиков «Город золотой»


Рок-поэзия только становилась на ноги, искала соответствующую форму и содержание. Единственным непререкаемым авторитетом был находившийся на пике популярности Гребенщиков

И мы несем свою вахту в прокуренной кухне

В шляпах из перьев и трусах из свинца.

И если кто-то издох от удушья,

То "отряд не заметил потери бойца".

И сплоченность рядов есть свидетельство дружбы

Или страха сделать свой собственный шаг.

А над кухней-замком возвышенно реет

Похожий на плавки и пахнущий плесенью флаг.

(Б.Гребенщиков "Электрический Пес")


СЛАЙД 5 Все это время (60-е - 70-е гг.) существовало два потока антиофициальной культуры - бардовская (авторская) песня и рок-музыка, которые практически не интересовались друг другом как музыкальными направлениями. Очень близкие по духу, они были противоположны по формам выражения:

1) рок - интернационален (присутствует постоянная оглядка на Запад), бардовская песня - идет от национальных истоков (поэзия Серебряного века, творчество А. Вертинского);

2) в роке на первом месте была музыкальная сторона, в бардовской песне - поэтическая (смысловая);

3) рок-музыка тяготела к концертному исполнению, так как для записи целой группы на магнитофон не было технических возможностей, а бардовская песня распространялась по стране именно как "магнитофонная литература".

К началу 80-х гг. завершился переход от подражания западным образцам к созданию самобытного русского рока. И стало уже можно говорить о русской рок-поэзии.


СЛАЙД 6. 1)Основная особенность рок-поэзии в том, что это поэзия не для чтения с листа, а для исполнения, то есть это в большей степени - звучащая поэзия.

Рок-поэзия сложна для записи на бумаге, так как для этого необходимо выделять паузы различной длины, подчеркивать смену ритма, делать ударения на наиболее значимых словах и т.д., то есть делать именно то, что происходит исключительно благодаря интонации и голосу. Исполнение рок-композиции стоит ближе к декламации под музыку, чем к собственно пению. Рок-поэзия ориентируется не столько на стихотворный размер, сколько на музыкальный ритм, отсюда кажущаяся неровность, обрывистость фраз, прочитанных глазами, без учета звучащего текста.

Каждая группа, помимо электрической программы, практиковала также и акустические выступления. А когда усилились репрессии против рок-музыкантов, лидеры групп давали сольные квартирные концерты, просто под гитару, практически не отличаясь от бардов. И рокеров, и бардов ругали в одних и тех же печатных (и не только печатных) органах одними и теми же словами, выдергивая и перевирая фразы из текстов песен. Именно тогда, в 80-е гг., в сознании рокеров происходит смысловое сближение слов "рок" - вид музыки и "рок" - судьба, неизбежный удел, крест, который надо нести по жизни.

КЛИП А.Башлачев «Время колокольчиков»


2)Еще одной особенностью рок-поэзии является то, что иногда это поэзия не целого произведения, а отдельной строки, ключевой фразы, к которой ассоциативным путем притягивается целая цепочка образов. Они могут не иметь логический связи, но их объединяет то эмоциональное состояние, которое исполнитель проецирует на слушателей.

Все это объясняет некоторое безразличие рок-поэтов к изданию своих текстов в виде сборников. Иногда такие сборники выходят по инициативе энтузиастов (друзей и поклонников), заинтересованных в "пропаганде" поэтического творчества того или иного рок-музыканта (так появились сборники текстов Б. Гребенщикова, К. Кинчева); иногда тексты печатают на вкладыше к альбому (как делают Ю. Шевчук, Д. Ревякин); иногда, к сожалению, такие сборники появляются только после смерти автора (А. Башлачев, В. Цой).

Дело в том, что, по мнению рокеров, невозможно оторвать друг от друга музыкальную форму и словесное содержание, и на бумаге текст выглядит значительно бледнее, чем исполненный автором перед аудиторией.

Прочитать текст песни Машина времени – «Свеча»

Бывают дни, когда опустишь руки
И нет ни слов, не музыки, ни сил.
В такие дни я был с собой в разлуке
И никого помочь мне не просил.

И я хотел уйти куда попало,
Закрыть свой дом и не найти ключа,
Но верил я - не все еще пропало,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

Рок-музыканты не называют себя поэтами но, несмотря на это, все они признают главенство Слова в своих песнях и в русском роке в целом.

Слово заняло свое достойное место только спустя почти два десятилетия существования рок-музыки в нашей стране.


В 1980-1988 гг. - нахлынула вторая волна русского рока: он стал активно впитывать в себя бардовскую традицию - в первую очередь, внимание к тексту. Теперь рокеры ищут свои истоки в творчестве Высоцкого, Окуджавы. То есть это волна не столько временная или возрастная, сколько мировоззренческая, для нее характерен новый тип рок-группы, во главе которой стоит поющий автор слов и музыки:

Майк Науменко - "Зоопарк", Виктор Цой - "Кино", Юрий Шевчук - "ДДТ", Константин Кинчев - "Алиса", Дмитрий Ревякин - "Калинов Мост"...).

КЛИП Д.Ревякин гр. «Калинов мост» Крест деревянный


Рок-музыканты безо всяких сомнений считают Высоцкого первым русским рокером, а Юрий Шевчук даже называет Окуджаву "дедушкой русского рока", своим духовным учителем. Помимо идейной близости, общим у рок-музыки и бардовской песни (и одновременно их отличием от поп-музыки и "самодеятельной" песни - туристской, дворовой и т.п.) является то, что их авторы создают свой самобытный художественный мир, свою систему образов. Поэты несут определенную нравственную концепцию, а не просто рисуют отдельных персонажей и описывают житейские ситуации.

Так как одним из истоков бардовской песни считается поэзия Серебряного века, то неудивительно, что рок-поэзия попадает под влияние богатейших поэтических традиций, когда национальное начинает преобладать над заимствованным. И кажется совершенно естественным исполнение Гребенщиковым песен Александра Вертинского или чтение Кинчевым стихов Николая Гумилева на своих концертах.

Рок-поэзия становится новым явлением в русской культуре.

С осознанием значимости содержания рок-текста начинается поиск новой формы - от ритмов большого города (неоромантизм в песнях Виктора Цоя) до народных корней (наиболее ярко выраженных у Дмитрия Ревякина и Александра Башлачева, но так или иначе проявляющихся в творчестве практически всех музыкантов):

Как ходил Ванюша бережком вдоль синей речки...

Как водил Ванюша солнышко на золотой уздечке...

Душа гуляла, душа летела,

Душа гуляла в рубашке белой

Да в чистом поле все прямо, прямо,

И колокольчик был выше храма...

(А. Башлачев "Ванюша")


У тех рок-поэтов, которые сильнее чувствуют свою связь с поэтическим наследием, тексты становятся более традиционными по форме (к примеру, у Константина Кинчева или у Юрия Шевчука):

Кардиограммы ночных фонарей,

Всхлипы сердечно-сосудистых грез,

Рыбьи скелеты осенних берез

В парандже развращенных восточных дождей...

(Ю. Шевчук "Осенняя урбанистическая")

Рост религиозного сознания в обществе, начавшийся в конце 80-х - начале 90-х гг., нашел свое отражение и в рок-поэзии. Она становится более философской, поэтов все чаще волнуют вопросы веры, проблемы жизни и смерти.

СЛАЙД 7. Процесс эволюции поэтического слова в своем "рок-профсоюзе" Юрий Шевчук описал так: "Раньше мы все были "Маяковские", теперь же - "Достоевские"... СЛАЙД 8. Мы просто перестали рубить в лоб. Каждый постепенно превращается в художника. А художника волнуют те же темы добра и зла, но уже не так плакатно".

КЛИП ДДТ Ю.Шевчук «В последнюю осень»


СЛАЙД 9. Годом зарождения группы, которая позже стала называться Чайф, Владимир Шахрин считает 1976 год.

Первый концерт группы под вывеской Чайф состоялся 1985 году. Зарождением популярности группы Чайф можно считать создание первого магнитного альбома, который назывался «Жизнь в розовом дыму». СЛАЙД 10. В течении всех лет существования группы несколько раз меняется её состав. Появляются альбомы: «Дуля с маком», «Дерьмонтин», «Четвертый стул», «Пусть все будет так как ты захочешь» и другие. Всего 22 альбома. Слушаем рок-поэзию.

КЛИП Чайф «Пусть все будет так как ты захочешь»


Рок – поэзия кричит нам об общественных и нравственных проблемах.

СЛАЙД 11. Поэт, как в зеркале, отражает человеческую жизнь и позволяет увидеть то, что без зеркала незаметно – например, досадные ошибки, которые люди вновь и вновь совершают.

Но лучше всего о том, что хотят молодые, сказал В.Цой

Ночь коротка, цель далека.

Ночью так часто хочется пить.

Ты выходишь на кухню, но вода здесь горька.

Ты не можешь здесь спать.

Ты не можешь здесь жить

Виктор Цой. « Последний герой ».

СЛАЙД 12.

Он не помнит слова «да» и слова «нет».

Он не помнит ни чинов, ни имён,

И способен дотянуться до звёзд,

Не считая, что это сон…

Виктор Цой. «Звезда по имени солнце».


СЛАЙД 13. Современные литературоведы уже анализируют тексты песен рок-музыкантов, потому что это – рок-поэзия

Вместо тепла – зелень стекла.

Вместо огня – дым.

Из сетки календаря

выхвачен день.

Красное солнце сгорает дотла.

День догорает с ним.

На пылающий город падает тень.


Перемен !

Требуют наши сердца.

Перемен !

Требуют наши глаза.

- Обратите внимание на метрический рисунок стихотворения. Разбить его на строки, на стопы невозможно, следовательно, перед нами образец тонической системы стихосложения. Она наиболее приближена к ритму русской разговорной речи.

- Теперь обратите внимание на то, как ключевое слово песни: «Перемен!» - вплетается в ткань её текста. Автор делает каждый слог в этом слове ударным ( что возможно только в тонической системе ) и «привязывает» тем самым это слово к строке с таким же троекратным ударением : «Мы ждём перемен».

Электрический свет

продолжает наш день,

И коробка спичек пуста.

Но на кухне синим цветком горит газ.

Сигареты в руках, чай на столе –

эта схема проста.

И больше нет ничего,

всё находится в нас.

Мы не можем похвастаться

мудростью глаз

и умелыми жестами рук.

Нам не нужно всё это,

чтобы друг друга понять.

Сигареты в руках, чай на столе –

так замыкается круг.

И вдруг нам становится страшно

всё это менять.

Виктор Цой (гр. «Кино»). «Перемен»



Хочется отметить, что для западноевропейского рока ведущей является именно музыкальная, ритмическая сторона. Наш рок в качестве краеугольного камня полагает слово, поэзию. В этом мы только что убедились, проанализировав текст песни Виктора Цоя.

СЛАЙД 14. Константин Кинчев - одна из самых значительных фигур русского рока. Свой первый альбом под названием "Нервная Ночь" он записал в 1984 г. в Ленинграде, где через некоторое время судьба сталкивает его с группой "Алиса", лидером которой он и является до сих пор.

В 1987г. был записан альбом "Блок Ада", в котором проявилось несомненное поэтическое дарование Кинчева. Через два года группа записала сразу два альбома: "Шестой Лесничий" и "Статья 206, часть 2." В 1991 г. выходит альбом "Шабаш", по мнению группы - самый важный и значимый, посвященный памяти Александра Башлачева. "Шабаш" был признан рок-критиками лучшим альбомом в истории русского рока. Следующие альбомы - "Для Тех, Кто Свалился С Луны" – о мистике в жизни людей, "Черная Метка" - о страстях, одолевающих человека, и о борьбе с ними; своего рода попытка исповеди. Композиция «Небо славян» стала не только хитом, но и патриотическим гимном.

КЛИП «Алиса» Кинчева «Небо славян»


Рок может говорить правду во весь голос и не только на рок-концертах. Теперь стало важно не только, о чём поёт рок-группа, но и как она это делает, умеет ли она вести напряжённый диалог со слушателем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!