СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Россия - Родина моя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Россия - Родина моя"»

Цели: Способствовать формированию и воспитанию чувства патриотизма; воспитание любви к месту, где ты родился.

Задачи: развивать познавательный интерес к своей Родине;

расширять кругозор учащихся; способствовать развитию эмоциональной сферы; памяти, речи учащихся;

воспитывать чувства любви к своей Родине, уважение к старшим, к традициям своего народа.

Оборудование:

Учитель: Сегодня у нас обычный классный час, но очень важный для каждого человека, большого или маленького. Послушайте стихотворение и скажите, о чём мы будем говорить сегодня.

Учитель : Для кого-то это просто слово,
Для кого-то просто лишь страна.
Нет другого слова дорогого.
Ты, Россия, Родина моя!


Все твои рассветы и закаты,
Все твои бескрайние поля,
Те же, что бывали здесь когда-то.
Ты все та же, матушка Земля!

Ты все та же, но уже другая,
Ты мудрее, старше и родней.
Ты все та же, сердцу дорогая.
И от этого мне на душе светлей.

Высказывания детей:

Учитель: Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Село со своими улицами, домами, тропинками и речкой, маленькой, но родной. Город, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Свою любовь к Родине народ выражал в различных произведениях искусства. Поэты, художники, музыканты – сложили и написали огромное количество стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы, нашей России.

Давайте послушаем замечательную песню «Россия – Родина моя».

Слушаем песню Ансамбль песни и пляски имени А. В. Александрова – Россия - Родина моя



Учитель: А как ВЫ понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас? (С этими словами учитель передаёт веточку березы ученику, и они, передавая эту веточку друг, другу, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину)

(Высказывания детей)

Учитель: А сейчас ребята выразят своё отношение к Родине, через стихи, которые они подобрали и выучили с родителями.

Ученик 1: Жура, Жура, Журавель!

Облетел он сто земель,

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он пролетая:

- Лучше нет родного края!

П. Воронько


Ученик 2: Где зеленой тучей тополя

Застят неба голубой простор,

С ясным солнцем повстречалась я,

С ясным солнцем начала свой разговор.

- Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот.

Где всего прекрасней на земле,

И какой понравился народ?

 - Каждый, - шепчет солнышко, - хорош.

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растешь,

Там, дружок, прекраснее всего.


Ученик 3.

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

З. Александрова


Ученик 4. Горы, море или ширь полей…

Родина! Она всего милей!

Сколько ты в себе таишь богатства,
В людях твоих страсть есть и покой.
Сколько нам навязывали рабство,
Народ непокорённым будет твой.

Родина моя, любимая Россия,
Статная, великая страна.
Предками воссозданная сила,
Словно неприступная стена.


Ученик 5. Ты в веках прославилась свободой,
Широтой души своих людей.
Манящей, да загадочной природой,
И песней длинношеих лебедей.

Мы знаем, кто назвал тебя немытой,
Он пожалел об этом много раз.
И ложью откровенной, неприкрытой,
Тебя полощут недруги сейчас.

Страна моя, любимая Россия,
Врагами не надломленная Русь.
Ты по земле шагаешь как мессия,
Тебе я в вечной верности клянусь.


Ученик 5. Российская земля,- любимые просторы,
Нет ничего роднее и милей!
Российская земля,- леса, поля и горы,
Любуюсь чистотой озёр, рек и морей!
Нет ничего нежней берёзки белоствольной,
И пенья соловья в заутренней тиши!
Я, дома у себя, безумно всем доволен,
И эти строки льются из души.

Учитель:  А вот К.Д. Ушинский так написал, что значит для него слово Родина.

(На доске проектированы слова К.Д. Ушинского. Дети выразительно читают их вслух.)

Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов...

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Учитель: А как вы думаете, почему я в помощницы сегодня взяла берёзовую веточку?

Высказывания детей о символах России. (Берёза, матрёшка, медведь- это символы России)

Учитель: Назовите самые главные символы любой страны.

Высказывания детей о Гербе, Флаге и Гимне России

Игра: «Найди Флаг и Герб России». (Среди множества флагов (гербов), изображённых на интерактивной доске дети находят символы России, рассказывают об их обозначениях).

Учитель (обращает внимание детей на карту России). Россия - самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до тёплых рек

Раскинулась она.


Учитель: А кто назовёт полное название нашей огромной Родины?

Ученики: Российская Федерация.

Учитель: Столица России –…… ? Москва. Это древний город, ему уже больше 850 лет. И все же самый большой город в нашей стране и один из красивейших городов в мире. Почему Москва - столица? ……… Она занимает удобное географическое положение, хранит исторические памятники архитектуры, включает три величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский (демонстрация фотографий – виды Москвы)

Учитель: У русского поэта Федора Глинки есть замечательное стихотворение о Москве. Его для нас подготовила мама Карины Фроловой.(слушание стихотворения с демонстрацией видов старой Москвы)

Родитель: Москва Федор Глинка

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!


Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах:

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..


Исполинскою рукою

Ты, как хартия, развит,

И над малою рекою

Стал велик и знаменит!


На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных…

Эта матушка Москва!


Кто, силач, возьмет в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьет златую шапку

У Ивана-звонаря?..


Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернет?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?!


Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!


Учитель: Говоря о России, нельзя не сказать о её несметных богатствах. Россия – страна, богатая полезными ископаемыми. В своих недрах она родит: золото, алмазы, каменный уголь, горючие газы, железные руды и другие ископаемые. Природных ресурсов нашей Родины не перечесть.

Сейчас Виолетта, продолжит рассказ о богатствах нашей Родины.

(с демонстрацией видеозарисовок о природе России)

Ученик: Дружно, рядами, уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи.

В их глубине изумруд и топаз

Уголь, руда, природный газ.

В рощах, дубравах, в местах таежных

Много куниц и лисиц осторожных;

Рыбой полны наши реки, моря

В лес по грибы люди ходят не зря.

Степи, озера, бескрайние поля -

Это Россия – родная земля!

Учитель: о России можно говорить долго. Россия была любима и остаётся таковой для своего народа. Из далёких времён к нам пришли пословицы и поговорки о Родине. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Собери пословицу».

Игра 1. (Игра в группах: дети должны первую часть пословицы стрелкой соединить со второй частью)
Родина
 любимая — мать родимая.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Счастье Родины  дороже жизни
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Родина краше солнца, дороже золота.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.



Высказывания детей

Игра 2. (Игра в группах: дети должны собрать пословицы из разрозненных слов).

долг Родине Кто служит, тот исполняет примерно верно.

тому Кто в долгу Родину, не будет она любит

крепка велика- будет Родина Если дружба.
сила дерётся Кто за, тому даётся двойная Родину.

Высказывания детей


Учитель: Все молодцы. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Что мы оставим в своём сердце о сегодняшнем занятии?

Итак, следующая игра «А это я возьму с собой!»

Высказывания детей

Учитель: Я хочу вам сказать, что наша страна, самая любимая. Многие народы хотели бы иметь такую страну. А мы здесь родились. Цените то, что вы живёте здесь, что для вас поют свои песни птицы, для вас растут и радуют своим цветением растения. Для вас российская земля растит, ягоды, фрукты и овощи. Любите и берегите Россию. Для вас её защищали, отдавая свою жизнь наши прадеды. Берегите природу России, преумножайте обитателей.

И в заключении мама Севинч прочитает нам ещё одно стихотворение.

Родитель:

Российская земля,- любимые просторы,
Нет ничего роднее и милей!
Российская земля,- леса, поля и горы,
Любуюсь чистотой озёр, рек и морей!

Нет ничего нежней берёзки белоствольной
И пенья соловья в заутренней тиши!
Я, дома у себя, безумно всем доволен,
И эти строки льются из души.

Российская земля,- божественная доля
Тебе досталась в этом мире бытия.
Смешались у тебя и воля, и неволя,
Но слёзы ты не льёшь, все трудности терпя.

Идут дожди и снег, но их поход не вечен,
Тепло приходит следом в нужный миг.
Ещё мир на Земле не очень безупречен,
Но верю я, что бог от бед нас защитит.

Сергей Прилуцкий,

Учитель: Наше занятие подходит к концу, все вы молодцы. Всем спасибо за подготовку и участие. Но о Родине мы ещё будем говорить на следующих занятиях.

Источники:

Стихи о России

http://www.russlav.ru/aktualno/stikhi-o-rossii.html

https://bestcitations.ru/krasivye-stixi/stixotvoreniya-o-rossii

https://rzn-patriot.ru/patriot/poems_russia.html

https://vk.com/wall-36199013_331153

https://www.culture.ru/poems/44598/moskva

http://www.gidrm.ru/blog/prilutski/post/Stihi_o_Rodine

Пословицы и поговорки о Родине

https://nukadeti.ru/poslovicy/o-rodine


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!