Открытый (подготовленный) классный час «Русский народный праздник «Кузьминки»»
Цели: способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.
Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.
Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых, школьников.
Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, самовар.
Костюмы: ведущие в русских народных сарафанах, танцевальный девушки – посиделочницы с русскими платками на плечах.
Ход праздника
Вступительное слово учителя:
14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.
Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать.
Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.
В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:
Выходит учащийся (девочка)
Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.
Выходят 2 ведущих ( 2 хозяйки) в русских народных сарафанах.
Хозяйка 1: Тепло и уютно в нашем зале этим холодным ноябрьским днем. За окном гуляет одинoкий ветер, a мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиграть.
Хозяйка 2: Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Все полевые работы закончены, пришла пора и отдохнуть. A назывались эти вечера посиделками.
Выходят соведущие – чтецы ( 4 человека)
1-й чтец. На завалинках, в светелке
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
2-й чтец. При лучине ли сидели
Иль пoд светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
3-й чтец. Добрым чаем угощались
C медом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались –
Без общенья жизни нет.
4-й чтец. А играли как? В горелки!
Их горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
1 -й чтец. Отдых-это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки,
Открываем посиделки
Для друзей и для гостей!
Хозяйка 1 : А что происходило на посиделках, как молодые парни и девчата проводили посиделки, мы постараемся разыграть сейчас и думаем, что вы не будете просто зрителями, а будете веселиться и играть вместе с нами.
Игра « Горелки» ведущий объясняет правила игры, от каждого класса приглашается в зал 6 участников..
Старинная русская народная игра «Горелки» настолько древняя, что истоки ее уходят в то время, когда все славянские народы были еще единым племенем. Ведь игра, правда под разными названиями, присутствует в культуре не только русских, но белорусов, украинцев, чехов, латышей, болгар… – практических всех славянских народов Европы. Игра эта была изначально обрядовой, славила союз земли и солнца, их живородящую силу. Игра стала детской совсем недавно. Еще в конце XIX– начале XX века играла в «Горелки» в основном молодежь 14-18 лет. Да и сегодня эту русскую народную игру можно предложить не только малышам-дошкольникам, но и ребятам подросткового возраста. «Горелки» прекрасно впишутся в любой фольклорный праздник, особенно если он проходит на улице. Но традиционно горелки были частью летних и весенних календарных игр.
Старинная русская народная игра «Горелки»
Считалкой выбирают водящего-горелку. Остальные игроки делятся на пары. Пары встают друг за другом, а перед ними, примерно за три-пять метров от первой пары, встает «горельщик». Это расстояние обозначают чертой. Все дети хором произносят слова:
Гори-гори ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо, направо-налево,
Птички летят, колокольчики звенят!
Гори, не воронь, беги как огонь!
Как только прозвучали слова «беги как огонь!», последняя пара должна рассоединить руки и бежать по разные стороны колонны. Их задача – опять взяться за руки. Но сделать они это могут только после того, как пересекут черту, где стоит «горельщик». «Горельщик» старается не допустить этого и поймать кого-нибудь из пары. Если ему это удается, то он с пойманным игроком становится первой парой, а оставшийся в одиночестве игрок становится новым «горелкой». Если пара смогла соединиться, то она становится первой в колонну, а «гореть» продолжает все тот же водящий. Если «горельщик» долго не может никого поймать, его поддразнивают:
Гори, не спи
Сгоришь, смотри!
В огне стоишь,
Совсем сгоришь!
Хозяйка 1На Кузьминки девушки пели частушки
А мы умницы, мы разумницы,
просто знает нас наша улица!
Девчонки, а ну давайте запоем частушки!
1. У меня на сарафане
Петушки да петушки.
Скоро вырасту большая,
Приезжайте, женишки!
2. Сарафан мой, сарафан,
Огненные маки,
Первый раз из-за меня
На деревне драки.
3. У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи.
4. У меня на сарафане
Голубые бантики.
Меня в этом сарафане
Любят наши мальчики.
Хозяйка 2.
Сяду с вами я на лавку,
Вместе с вами посижу.
Да загадки слушать буду –
Очень уж я их люблю.
Девушки и парни поочередно называют загадки. Зрители отгадывают.
Загадки
· Текло, текло и легло под стекло. (Вода и лед.)
· Чем больше верчусь, тем больше толстею. (Веретено.)
· В огне не горит, в воде не тонет. (Лед.)
· Скатерть бела, весь свет одела. (Снег.)
· Я вода, да по воде и плаваю. (Лед.)
· Бело покрывало на земле лежало.
Лето пришло – оно все сошло. (Снег.)
· Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять. (Клубок.)
· Голубой платок, алый клубок по платочку катается, людям улыбается. (Солнце на небе.)
· Гуляет в поле – да не конь,
Гуляет на воле – да не птица. (Вьюга, метель.)
· Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга.)
· Шкаф большой, дверцы маленькие, кладут белое, вынимают черное. (Печь и дрова.)
· Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит мор-ковку. (Заяц.)
Хозяйка. Порадовали вы меня! Многое знаете! Ну а какой же праздник без игры?! Давайте играть!
Игры проводят ребята сами, где надо – показывают.
Игра «Перышко»
Участвуют 10–20 человек. Играющие образуют 2 круга. По сигналу в каждом круге подбрасывают вверх перышко или пушинку. Игроки начинают дуть на свое перышко, чтобы оно не падало. Выигрывает тот круг, у кого перышко продержалось на воздухе дольше.
Игра «Удочка»
Играющих 10–20 человек. Все становятся в круг. Один идет в середину с веревочкой, к концу которой привязан мешочек с песком или тряпичный мячик. Он начинает крутить «удочку» над полом под ногами играющих. Играющие должны подпрыгивать, чтобы их не задела «удочка». Тот, кого «удочка» заденет, считается пойманным на удочку и выходит на место среднего.
Игра «Петушиный бой»
Двое играющих, заложив руки за спину и прыгая на одной ноге, толкаются плечами и стараются заставить друг друга стать на обе ноги. Тот, кто первым не выдержит и станет на 2 ноги, – проигрывает. Толкаясь, можно увертываться.
Игра «Бой петухов»
(как продолжение предыдущей игры)
Играющие составляют 2 шеренги, которые строятся одна напротив другой, на расстоянии 3 шагов. По знаку руководителя все отделяют одну ногу от земли, пригнув ее назад. Затем, делая подскоки на 1 ноге, каждый старается толкнуть стоящего напротив него игрока другой шеренги. Если тот не сохранит равновесие – станет на обе ноги или упадет, то он выходит из строя.
Та шеренга, которая выведет другую из строя, – выигрывает.
Игра «Уголки»
Участвуют 5 игроков: четверо занимают углы, а один – в центре. Задача ребят в углах – постоянно перемещаться, меняясь друг с другом. Задача центрального – во время перебежки занять место в уголке. Кто прозевает свой угол – становится в центр.
Хозяйка 1. Вот и промчались наши посиделки. Именно так проводили их на Кузьминки парни и девчата. Мы благодарим всех участников за активность, смекалку, веселье!
Хозяйка2
Вот настал момент прощаться,
будет краткой наша речь.
Говорим вам: «До свиданья.
До счастливых новых встреч!»