СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час с элементами тренинга"Искусство быть толерантным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен классным руководителям ко Дню толерантности, он учит ребят видеть индивидуальность окружающих их людей, понимать их состояние, быть милосердными

Просмотр содержимого документа
«Классный час с элементами тренинга"Искусство быть толерантным"»

Классный час с элементами тренинга « ИСКУССТВО БЫТЬ ТОЛЕРАНТНЫМ


Цель: формирование у воспитанников толерантного поведения, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.
Задачи:
Образовательные:
-расширить представление о толерантной личности, попробовать стать более лояльными по отношению к друг другу;
-расширить знания воспитанников о взаимоотношениях детей;
Коррекционно-развивающие:
-научить находить в людях и в самом себе, то что помогает людям быть толерантными;
-развивать речь и умение мыслить;
-развивать умении формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать мнения других.
Коррекционно-воспитывающие:
-воспитывать уважительное отношение к друг другу;
-воспитывать чувство толерантности к окружающим людям

Оборудование:

- мультимедийная презентация;
- бумага, фломастеры, шариковые ручки;
- булавки, камушки, клей;
- 2 конверта (белый, черный);

- шаблоны деревьев;

- рисунок стены здания;

- задания для групп;

- цитаты и афоризмы.

Афоризмы:


Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими (Х.Ягодзиньский)


Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать (Ф.Вольтер)


Давайте согласимся иметь разногласия (Л.Стивенсон)


Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым. (Античный афоризм)

.

Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк).


В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе (Ф. Бэкон)



1. На доске «Чутьё …»


Читаю стихотворение Б. Заходера. Прослушав его, ребята должны догадаться о его полном названии.


Я - собака, всего лишь собака!

В голове у меня пустота, 

Но другую собаку, однако,

Никогда не приму за кота.

Не нужны ни условные знаки, 

Ни слова, потому что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

Мы и так за версту узнаём.

Ни порода, ни масть, ни размеры

С толку нас никогда не собьют

Даже крошечные тойтерьеры

В сенбернарах своих признают.

Мы вступаем и в драки и в браки,

Неизменную веру храня;

Что бы ни было, все мы собаки,

Все мы братья и все мы родня.

Вы же умные, вашего брата

Распознать не способны никак…

Сразу видно - чутьё слабовато, 

В этом вам далеко до собак!

Если брат ваш - не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвете его на части, 

Слово он вам уже и не брат…


Какое же слово отсутствует в названии? Можете его назвать? Дети называют слово. (тот, кто называет правильное слово, добавляет его на доску) Стихотворение называется «Чутьё толерантности» Итак, какова сегодня тема нашего разговора? Верно, сегодня речь у нас пойдёт о толерантности. А тема звучит так «Искусство быть толерантным»



2. А что такое толерантность? Для того, чтобы уточнить понятие «толерантность», разделимся на группы. (на 1,2,3,4 рассчитайсь!) (одинаковые номера садятся за один стол) Задание будет следующее: на каждом столе лежат по два понятия и по два их названия – ваша задача - подобрать одно к другому. Время – 3 минуты. Кто справится раньше, поднимайте руки!

(дети выполняют и читают) Что же вы поняли? (ответы)

Вы поняли, что такое толерантность и познакомились с разными её видами.


Ребята, а почему же так актуальна сегодня тема толерантности?

(дети отвечают)


3. Да, ребята, потому, что в сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.


Как вы думаете, почему это происходит? (ответы)

Да потому, что все мы разные


4. Сейчас мы убедимся в этом (актуализация проблемы)

  • Перед вами лист бумаги. Согните его пополам.

  • Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок.

  • А теперь оторвите нижний левый уголок.

  • Теперь оторвите кусочек в центре.

  • Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же?

(Дети сравнивают листочки.)

- Какой же вывод можно сделать из этого упражнения? (У всех ребят получилось что-то свое.)

Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует.

Люди на свет.

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

5. Тем не менее человек не может жить один. «Человеку нужен человек..»

Толерантность (антоним - интолерантность) проявляется везде: в школе и дома, на улице и во дворе. Сейчас группам такое задание: каждой группе нужно в течение 3 минут написать три самые важные (по мнению всей группы) качества толерантной личности. Если все готовы, то представитель каждой команды пусть прочтёт, что вы написали. Молодцы! А теперь прикрепите свои листочки на стену. Здание какой личности мы с вами построили?

6. Но всегда ли вы с пониманием относитесь к одноклассникам, ровесникам, младшим? В чем причина, на ваш взгляд, возникающих непониманий? (дети отвечают)

На самом деле это происходит потому, что разные люди воспринимают нас по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли – ученик, сын, дочь, друг, покупатель, сосед, одноклассник, пассажир и др. Важно осознавать это и научиться правильно играть эти роли. Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.

Теперь каждая группа получает карточку с описанием жизненных ситуаций, обычно вызывающих неприятные переживания. Ваша задача – найти в предложенной ситуации положительную и отрицательную стороны, для этого вам необходимо закончить предложения. У вас есть на это 2 мин., поэтому поторопитесь. При обсуждении не забывайте о тех правилах, о которых мы сегодня говорили.

После выполнения задания представители каждой группы зачитывают свои варианты ответа.

Рефлексия. Как вы думаете, чему научило вас это упражнение? Какие аргументы давались вам легче – негативные или положительные? Как вы думаете, почему? (Ребята отвечают).

Резюме тренинга: Любые события в жизни не являются ни плохими, ни хорошими – все зависит от того, как мы к ним относимся. Самая распространенная ошибка людей – относиться к событиям плохо потому, что наши ожидания не оправдались. На самом деле, если немного подумать, многие события могут оказаться не такими уж плохими. То же самое можно сказать и о нашем отношении к окружающим людям. Часто мы осуждаем других людей, не принимаем их позиции, не разобравшись в сути дела, причинах того или иного действия.

7. Молодцы, ребята! Теперь выполните еще одно упражнение, которое называется «Пересадка сердца». Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадки сердца. У вас есть одно донорское сердце на 8 человек и 5 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть. Итак, вам в парах необходимо посовещаться и прийти к единому мнению и решить, кому отдать донорское сердце. На обсуждение вам дается 2 мин.

На слайде появляется список кандидатов на операцию

По окончании обсуждения каждая группа озвучивает свое решение и аргументирует его.

Рефлексия. Легко ли вам было принимать решение? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения? (Ребята отвечают).

Резюме тренинга: При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, как вы старались быть справедливыми. И все-таки вы поставили оценку каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются в данном случае только совместимостью донорского органа и реципиента. Принятие решения должно быть основано на объективных факторах, а не на социальных оценках.

Так бывает и в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, стиль жизни, но это нам не нравится, а они имеют право. Мы не должны примерять на себя роль судьи. Решения всегда необходимо принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь толерантными к другим людям

Как вы понимаете следующее высказывания Антуана де Сент - Экзюпери?

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Ребята отвечают).

8. Я думаю, вы тоже умеете дарить друг другу доброту и радость. Я хочу, чтобы мы посадили сегодня «сад добрых поступков»

(на столах шаблоны дерева, маркеры)

-Для этого напишите в кроне дерева свои добрые поступки по отношению к своим товарищам по команде. Время – 3 минуты

- Посадите свои деревья, вырастив сад

9. Ребята, вы знаете, что в мире существует декларация прав человека. Мне очень хочется, чтобы сегодня вы попробовали создать декларацию толерантности нашей команды. У вас на это 5 минут.

10. Упражнение «Жемчужина в раковине»

Ребята, у каждого из вас есть много хороших качеств, то есть каждый из вас - это жемчужина. И я попрошу вас написать на белых листах те хорошие качества, которыми обладает каждый из вас и положить их в белый конверт. Я тоже сделаю это.

11. Игра «Волшебная лавка» - дети должны купить в лавке отсутствующее у них положительное качество.

12. Упражнение « Камешек в ботинке»

А теперь подойдите ко мне по одному человеку от каждой группы. (даю камешки, прошу положить в обувь и пройтись по классу) Удобно вам двигаться? Вы чувствуете неудобство? А боль? Точно так, мои дорогие, вам мешают и доставляют боль ваши отрицательные качества, ведь они есть у каждого из нас. Давайте напишем их на чёрных листках и положим в чёрный конверт. Нам следует избавиться от них, чтобы не страдать.

13. Упражнение «Пазлы»

Ребята, прошу вас создать любую фигуру и з своих тел. Хорошо. А теперь я уберу всего лишь маленькую частицу. Фигура та же?

Кто скажет, что такое пазлы? (Части общей картинки, элементы чего-то целого). Наша команда – это тоже единое целое, а каждый из вас в ней – пазл, составляющая, без которой нет команды. Каждый по-своему важен и нужен. И, если убрать или изменить хотя бы один пазл, то это будет уже другая команда. Но мы только что выяснили, что мы все разные. Может ли у всех быть одинаковое мнение по поводу происходящего вокруг. Конечно, нет! И мы конфликтуем и ссоримся именно потому, что не можем понять, а главное принять друг друга. Ведь быть толерантным – это целое искусство, которым должен овладеть каждый из нас.

14. Сегодня мы осваиваем искусство толерантности. Оно складывается из различных человеческих качеств. Про одно из них я загадаю вам загадку. Вы должны попытаться её отгадать. У вас есть на это 2 минуты (командам)

Она ничего не стоит, но многое дает. Она обогащает тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, но порой в памяти остается навсегда. Она создает счастье в доме, рождает атмосферу доброжелательности в обществе, она – отдохновение для уставших, дневной луч для опечаленных, лучшее противоядие, созданное природой, от неприятностей. Её нельзя купить, выпросить, нельзя одолжить, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не подарили.

   Человек без улыбки-

                        Это струны без скрипки,

                        Это море без чайки,

                        Это дом без хозяйки.

Давайте создадим рекламу улыбке!( дарите улыбки друг другу и окружающим!)

15. Упражнение «Добрые слова для друга»

Толерантность - это, прежде всего, терпимость, бережное отношение к товарищам, родным и близким. Эта бережность должна проявляться, прежде всего, в речи. Мы с вами попробуем написать добрые слова для товарища по команде.


Следи за словами, сердца не калечь,

Жестокий язык острее, чем меч.


Дарите, люди, тёплые слова!
Чтобы от них кружилась голова.
Чтоб сладким был - словесный добрый мёд!
Чтобы слова топили в сердце лёд!

Ведь слово может душу излечить,
А может просто ранить и убить.
Ведь слово может красоту создать.
А может очернить, и оплевать...

(Подарите другу добрые слова, один из команды зачитывает, или забор добрых слов)


16. Толерантные люди – это те, кто терпимо относится к окружающим.

(Притча о терпении)


17. Думаю, что толерантность - это доброе отношение к людям, которые отличаются от тебя. Вот что говорят о доброте поэты:


Не тот богат, кто драгоценности имеет,

А тот, кто ближнего обидеть не посмеет.

Богатство человека - золото души,

Которая добро дарить умеет!


«Добротой не гордятся»


«Добрые люди, на свете все бывает…»

  1. Толерантные люди – это те, которые умеют прощать. Чтобы вы задумались над этой проблемой, расскажу вам притчу.

Притча «Учитель и картошка»

Однажды учитель сказал своим ученикам принести чистый полиэтиленовый пакет и мешок картошки в школу.

Когда они всё это принесли, каждый из учеников набрал несколько картофелин. Они взяли по 1 клубню за каждого человека, на которого они держали обиду за что-то. После этого они написали на каждом клубне имена людей, которых они отказывались прощать, и дату, и положили картофелины в пластиковый пакет. Некоторые из этих пакетов оказались достаточно тяжёлыми.

Затем им было сказано носить эти мешки с собой везде, куда бы они ни шли, в течение нескольких недель, ставя этот мешок рядом с кроватью ночью, а также рядом на сиденье в машине, и рядом с рабочим столом во время занятий.

Проблемы и трудности, связанные с ношением этого мешка с собой повсюду, вскоре стали очевидны. Как стало очевидным и то, какой груз они носили с собой на духовном уровне, и как на самом деле им приходилось всё время уделять этому внимание, чтобы не забыть об этом и не упускать из виду даже в неподходящих для этого местах.

Разумеется, со временем картошка начала портиться и превращаться в отвратительно пахнущую слизь. В свою очередь это привело к тому, что с самими этими людьми было неприятно находиться рядом.

Не понадобилось много времени, ЧТОБЫ ребята поняли, что избавиться от этой картошки было намного важнее, чем таскать её за собой повсюду.

Это превосходная метафора, чтобы проиллюстрировать нам, какую цену мы платим за то, чтобы сохранять нашу боль и тяжёлые негативные переживания!

Так часто мы думаем о прощении как о подарке для другого человека.

На самом же деле прощение нужно именно нам самим!!!

19. Каждый человек должен уметь быть благодарным всем людям, окружавшим его.

«За боль умей благодарить»

20. Видео «Всё оставляет свой след»

21. Создание собственной модели толерантного поведения.

Каждому участнику даётся бумажная модель футболки. Участник должен написать на модели слоган о толерантности (это творческое задание выполняется под музыку).

Получившиеся половинки футболок приклеиваются затем на лист ватмана, соединяясь, чтобы получилась целая футболка. Получившийся коллаж закрепляется на доске.

У вас получились прекрасные модели толерантной личности, и вы сделали большой шаг к тому, чтобы стать добрее, терпимее, уважительнее к окружающим вас людям.



22. В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова: «Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте толерантными!

Ребята, а сейчас я попрошу вас написать отзыв об этом мероприятии.

«Ты проверь или так поверь»

23.Ребята, а сейчас я попрошу вас написать отзыв об этом мероприятии.

24. Диета для тех, кто хочет стать толерантным

Понедельник

Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

Вторник

Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.

Среда

Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идёт от тебя.

Четверг

Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Пятница

Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом

Суббота

Запиши 5 положительных качеств, характеризирующих тебя твоего друга

Воскресенье

Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним



25. Давайте передадим друг другу зажжённую свечу, как символ тепла. Свечи делают мир немного теплее. Сила свечи именно в этом. Возможно в этом сила и каждого человека.

Пусть каждый из вас, наша команда, наша школа, наш город и наша страна всегда будут маленькими Планетами Толерантности для всех!

26. Когда рождается человек, то на небе зажигается звезда. Если звезды зажигаются, то это кому-нибудь нужно. Зажжем и мы свои звезды. При выходе из кабинета отобразите свое настроение в виде звезд на небосводе. Большое всем спасибо!

Зелёная звезда – мне понравилось, было интересно, все понятно.

Синяя звезда – я не все понял, но я доволен, было интересно.

Жёлтая звезда – многое мне не удалось, но кое-что я для себя взял.

Красная звезда – мне было не интересно, я зря потерял много времени.































  • Толерантность в социологии и психологии

 — терпимость, умение спокойно, без враждебности воспринимать чужой образ жизни, признавать право на существование других культур и устойчиво сосуществовать в мультикультурном, мультиэтническом обществе.

  • Иммунологическая толерантность

 — иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема иммунологической толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей.

  • Экологическая толерантность

 — способность организмов жить и развиваться в широком диапазоне условий окружающей среды (в том числе при неблагоприятных факторах).

  • Толерантность в фармакологии, иммунологии и наркологии

 — снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ;

привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта.

  • Толерантность в математике

 — рефлексивное, симметричное бинарное отношение.

  • Инженерная толерантность

 — разность между наибольшим и наименьшим предельными значениями, которая задаётся на геометрические размеры деталей, механические, физические и химические свойства.

  • Звуковая или музыкальная толерантность

 — уважительное отношение к различным музыкальным стилям и их поклонникам, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка

Декларация толерантности


Не стремись подчинить себе другого человека: Толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.


Изучай другого человека: Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.


Прими другого человека таким, какой он есть: Это условие означает, что мы должны не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.


Акцентируй внимание на объединяющих факторах: Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их.


Относись ко всему с чувством юмор: Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.















Содержание карточек:

Карточка 1. Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому, что: 1)…

Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, так как: 1)…

Карточка 2. У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стала меня слушать, и это плохо, потому что: 1)…

У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стала меня слушать, и это хорошо, потому что: 1)…

Карточка 3. Сегодня я узнал, что моя лучшая подруга (друг), с которой мы уже давно дружим, обманула меня, и это плохо, потому что: 1)…

Сегодня я узнал, что моя лучшая подруга (друг), с которой мы уже давно дружим, обманула меня, и это плохо, потому что: 1)…

Карточка 4. Вчера я опоздал на поезд и это хорошо, потому что:1)….

Вчера я опоздал на поезд и это плохо, потому что:1)….















Понедельник

Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

Вторник

Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.

Среда

Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идёт от тебя.

Четверг

Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Пятница

Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом

Суббота

Запиши 5 положительных качеств, характеризирующих тебя твоего друга

Воскресенье

Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним















Не тот богат, кто драгоценности имеет,

А тот, кто ближнего обидеть не посмеет.

Человек человеку-дверь,

Если ключ подобрать сумеешь!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!