СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час с психологом "История вещей-2" (для 5-х классов)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

продолжение серии мероприятий "История вещей"

Просмотр содержимого документа
«Классный час с психологом "История вещей-2" (для 5-х классов)»

Тема: Весёлые посиделки «История вещей 2»

Цель - создать условия для: - расширения представления детей о знакомых предметах, об истории их происхождения и разнообразии;

- развития памяти, внимания, любознательности, творческого и логического мышления, речи;
- воспитания  бережного отношения к вещам, уважения к своей Родине, её  обычаям и традициям.

Оборудование: атрибутика к заданиям, презентация, музыка.

Ход занятия

1. Встреча гостей (слайд 1)

Кл.рук.: Дела свои все отложи

И к монитору поспеши,

Возьми с собою в чашке чай,

И сладким ум свой угощай,

В беседе будь активен, друг,

Ведь вещи, что у нас вокруг,

Когда-то в жизнь твою пришли,

Но время мы сейчас нашли,

Чтобы узнать об их пути

И в старом новое найти.

Кл.рук.: (слайд 2) Мы гостей сюда собрали, а чтоб гости не скучали, их мы былью угостим, да уютно посидим.

О.Н.: (слайд 3) Доставлялся он караваном в течение 18 месяцев через пустыню, земли Монголии и тайгу. Чтобы долгая дорога не отразилась на вкусе, его упаковывали в специальную тару – цыбики.

ИСТОРИЯ ЧАЯ

Разве возможно отказаться от чашечки бодрящего, ароматного черного чая? А были времена на древней Руси, когда никто про напиток не знал, и даже после его первого появления прошло около ста лет, пока чай не получил массовую популярность. Несмотря на это все, россияне могут претендовать на звание самой «чайной» нации, ведь они попробовали его раньше, чем в Англии.

В древности русичи пили сбитень, медовуху, квас, травяные настои, копорку. В 1638 году высушенные листья чая, около 4 пудов, из Монголии привез русский посол в качестве подарка царю.

Тогда ее при дворе назвали китайской травой. Тому презент неожиданно понравился, но ее запасы вскорости закончились.

Во второй раз чай в Россию привез из Китая посол Иван Перфильев, но напиток не пришелся ко двору до тех пор, пока с его помощью лекарь не избавил царя от сильных болей в желудке. С тех пор чай стали регулярно пить при дворе на Руси, правда, считался он больше лечебным напитком.

Симпатии царственной особы к заморской траве сыграли определенную роль, ведь именно при его правлении начались попытки наладить постоянную доставку чая в Россию.

Только его сын, Алексей Романович, смог заключить договор о торговом сотрудничестве с Китаем. Так началась история великого Чайного Пути. Доставлялся он караваном в течение 18 месяцев через пустыню, земли Монголии и тайгу. Чтобы долгая дорога не отразилась на вкусе заваренного напитка, его упаковывали в специальную тару – цыбики.

Сначала чай доставляли в Кяхту, откуда на ярмарку на Нижнем Новгороде и только после этого его отправляли в столицу. Чай в те времена был напитком аристократов, знати и богатых людей, так как стоил он действительно больших денег.

Знаете ли вы, что изначально чаи гоняли только в Москве? На тот момент, когда там было около сотни чайных лавок, в Питере открылась только первая, а в провинции про него вообще не знали.

В конце XIX века чаепитие на Руси становится доступным для всех, потому что грузы с чаем доставляют морем, по железной дороге. Такая доставка обходилась намного дешевле, но для рабочих и крестьян напиток оставался недоступным. Все изменилось после того, как наладили торговлю с Цейлоном и Индией.

Также были заложены первые чайные плантации на Кавказе, так появился грузинский сорт: для рабочих, крестьян и пролетариата. Уже тогда начали закладываться уникальные традиции русского чаепития.

Запреты во время чаепития

Сахар размешивали ложечкой, но делать это было нужно, не касаясь дна и стенок посуды, чтобы не издавать посторонних звуков. После размешивания ее нельзя было оставлять в чашке, а положить на блюдце или салфетку. Во время чаепития запрещено дуть на чай, чтобы он остыл, или же пить его, зачерпывая ложечкой.

Также дурным тоном считалось с шумом втягивать чай, чавкать. Не следовало спешить, чтобы не подавиться. Чтобы сделать глоток, нужно было поднести чашку ко рту и наклонить ее, и ни в коем случае не делать этого самому.

Считалось вульгарным держать чашку, оттопыривая мизинец. Что касалось купеческих собраний с самоваром, то там правила были не такие строгие.

Кл. рук.: (слайд 4) Внимание на слайд: как Вы думаете, о чем будет следующая история? (ответы детей). ИСТОРИЯ МЫЛА

История создания мыла начинается в Древнем Вавилоне (III тысячелетие до нашей эры). Это доказывают археологические раскопки. В состав мыла древних вавилонян предположительно входило масло кассии, вода и щелочь.

Есть также свидетельства того, что древние египтяне принимали ванны с этим средством. Египетское мыло несколько отличалось по составу от вавилонского: помимо щелочных солей в него входили компоненты животного и растительного происхождения. В арабском мире также использовали это средство гигиены. Там его изготавливали из растительных масел, например, оливкового. Для того чтобы мыло имело приятный запах, в него добавляли ароматические масла. Уже в начале VII века мыло производили на территориях современного Ирака и Палестины.

Отдельно стоит сказать об изобретении аравийского мыла, которое считается прототипом современного. Оно славилось богатством своих ароматов. Причем аравийское мыло делали как жидким, так и твердым. Кроме этого древние аравийцы пользовались специальным мыльным средством для бритья, которое без труда можно было приобрести на любом рынке.

Раньше изготовление мыла считалось опасным производством. Помимо животных жиров, в состав входила очень едкая щелочь, неумелое обращение с которой приводило к химическим ожогам и даже потере зрения.

О.Н.: Само название пришло с востока и в переводе означает «черный камень». Ваши идеи? Что это может быть?

ИСТОРИЯ КАРАНДАША (слайд 5)

Считается, что история создания карандаша началась с XIV века, когда появился «итальянский карандаш», который представлял собой глинистый черносланцевый стержень, завернутый в кожу.

Позднее сланец был заменен порошком из жженой кости, замешанным с растительным клеем. Линии, нарисованные этим карандашом, были насыщены цветом.

А вот прародителями карандаша считаются свинцово-цинковые и серебряные палочки, состоящие из куска проволоки, которую иногда припаивали к ручке, их называли «серебряными карандашами». Писать такими инструментами было тяжело, так как нельзя было исправить уже сделанное, да и линии выходили не особо четкими.

С XVI века в истории карандаша наметились изменения, именно тогда для ведения записей начали использовать графит. За короткое время он стал настолько популярен.

Первое массовое производство деревянных карандашей было организовано в Германии. Нюрнбергские производители стали применять смесь графита, серы и клея. Качество таких карандашей было хуже, чем из чистого графита, зато цена снижалась в разы. Этому также способствовала неоднородность состава стержня, а порой в середине он и вовсе отсутствовал.

История карандаша претерпела кардинальные изменения в конце XVIII века, когда французский изобретатель Николя Жак Конте предложил использовать для производства карандашных стержней смесь, в состав которой входили, помимо графита, сажа, глина, крахмал и вода. После объединения компонентов, их следовало обжечь. При этом изменение пропорций, входящих в состав глины и графита, позволяло получать грифели разной твердости. С увеличением графита стержень становился мягче и темнее, а при возрастании количества глины – тверже и светлее. Всего через полвека существовало почти двадцать способов изготовления черных стержней на основе графита. К примеру, сейчас их двадцать один.

В России к истории создания карандашей приложил свою руку М.В. Ломоносов, именно он организовал производство деревянных карандашей в Архангельской губернии. Он же вывел дневную норму для одного мастера, равную 144 штукам и называемую гросс, которая используется и в наши дни во всем мире.

В 1869 году американец А.Т. Кросс создал первый механический карандаш, поместив графитный стержень в металлическую трубку и создав приспособление для его выдвижения.

Кл. рук.: (слайд 6) История этого предмета насчитывает более 3000 лет. Его родиной считают Китай или Египет. Первоначально он считался символом могущества, богатства и власти. Только правители и приближенные царственных особ могли иметь такую роскошь. Узнали о чем мы?

ИСТОРИЯ ЗОНТА

В древнем мире – в Азии и в Африке – зонты были символом власти и высокого общественного положения. А в Египте зонты полагались также и статуям богов. На Востоке зонт имел важное символическое значение, так, например, индийцы считали, что на крыше небесного дворца сидят обезьяны с огромными белыми зонтами.

В Индии зонт являлся символом величия, власти, богатства. В буддизме зонт – один из восьми знаков счастья, защищающий от дурных помыслов. В Тибете белые и желтые зонты – знак духовного величия, они предназначены тем, кто отдал себя высокому служению.

В Японию зонты попали из Китая, примерно 1500 лет назад. Одним из символов власти японского императора был красный зонт. Древний расписной зонтик продержался в Японии вплоть до конца 1940-х годов. Сейчас традиционный японский зонтик из предмета повседневного обихода превратился в дорогое произведение искусства.

Из Азии зонт попал в Европу – в Древнюю Грецию и Рим, где больше походил на балдахин, чем на привычное компактное изделие.

В Западной Европе зонт появился в Италии в 16 веке, а 100 лет спустя зонт прочно обосновался во Франции и назывался «парасоль».

В начале ХVIII века француз Жан Мариус придал, зонту округлую форму и складную конструкцию, дошедшую до нас. Полезное изобретение распространилось быстро и в конце концов превратилось в желанное дополнение к моде.

В Англии зонт – как средство защиты от дождя – стал популярным в середине 18 века, когда известный коммерсант Джонас Хенвей ввел его в постоянный обиход и произвел сенсацию в обществе. Именно в этот период и произошло разграничение между зонтом от солнца и от дождя, что абсолютно точно отражено и в европейских языках: по-английски зонт от солнца – это «parasol», а от дождя «umbrella».

Зонт, похожий на современный, появился в середине XIX века. Английским механиком Самуэлем Фоксом был изобретен и запатентован зонт с железным каркасом и спицами, а также с водоотталкивающей прочной тканью и ручкой в виде трости.

Музыкально-двигательная разминка. (слайд 7)

О.Н.: (слайд 8) «Шотландский», прозван так за недостаточную липкость.

ИСТОРИЯ СКОТЧА

Скотч – это ещё одно изобретение, появившееся вследствие желания изобрести кое-что другое.

В начале XX века компания «3М», выпускавшая наждачную бумагу, только начала развиваться. Автомастерские начали использовать их наждачку в процессе покраски. Но при покраске возникали некоторые затруднения, сложно было не залезть за края и не покрасить лишнюю область. Тогда изобретатель компании «3М» Ричард Дрю начал работать над изобретением клеящейся ленты, чтобы решить проблему.

Но у команды Дрю получалась то слишком липкая лента, то не липкая вообще. Одна из таких неудавшихся версий и стала известна, как скотч. В переводе это буквально звучит, как «шотландский». Шотландцы известны своей скупостью. Дрю отправил ленту назад команде разработчиков, прозвав её так за недостаточную липкость.

Кл. рук.: (слайд 9) Первые подобные приспособления появились в кремниевых ружьях, при выстреле высекалась искра, и при соприкосновении с порохом, возникало пламя. 

ИСТОРИЯ ЗАЖИГАЛКИ И СПИЧЕК

Зажигалка по сути – часть огнестрельного оружия. Первые подобные приспособления появились в кремниевых ружьях, при выстреле высекалась искра, и при соприкосновении с порохом, возникало пламя. Первые зажигалки назывались лампами Доберайнера, их изобрёл Вольфганг Доберайнер в 1823 году, и были они значительно больше современных Zippo.

Как ни странно, но зажигалки были изобретены до спичек, по крайней мере таких спичек, какими мы их знаем. Вообще спички известны с шестого века до нашей эры. Появились они в Китае, но были не самозажигающимися. Их нужно было чем-то поджигать.

В 1816 году французский ученый Дерсон предложил для получения огня использовать фосфор. Спустя 17 лет немецкий изобретатель Иоганн Каммерер подхватил эту идею и изготовил первые спички в мире с использованием белого фосфора. Данное вещество легко воспламенялось, правда, при этом было очень токсичным. Каммереру удалось даже запустить производство. Спички пользовались большой популярностью, поэтому вскоре появилось и множество других изготовителей. Однако через два года производство спичек попало под запрет по причине их высокой пожароопасности.

В 40-х годах XIX века австрийский химик Шретер открыл красный или аморфный фосфор. Спустя восемь лет — это изобретение использовал немец Бергер. Он изготовил спички, которые воспламенялись в процессе трения о поверхность с содержанием красного аморфного фосфора. В состав головок самих спичек фосфор не входил. Новые изделия были вполне безопасны, поэтому вскоре их производство было разрешено во всех странах Европы. Спустя некоторое время спички появились и в России. В 1837 году здесь начала свою работу первая фабрика по их изготовлению. 

Современные спички изготавливают из осины. Они представляют собой палочки длинной от 3,6 до 4,8 см. Головки спичек состоят из клея, бертолетовой соли и серы. На коробок наносят смесь из клея, сульфида сурьмы и аморфного фосфора. 

О.Н.: Игра «Большой, зеленый, полосатый» (если будет время)

Мы обсудили множество открытий, в тысячи раз больше нам не известны. Некоторые вещи канули в лету, другие появились в результате ошибок… Но, самое главное, что мы живем среди них, используем, иногда не догадываясь о том, как еще можно их применять. Мы желаем Вам любопытства, покорения неизвестного и получения пользы от всего узнанного.

В нашем доме пусто не бывает,

Мы вещами забиваем шкаф,

Мебель папа с мамой расставляют,

Названы предметы на словах.

Но порой, не зная их историй,

Мы не замечаем их совсем.

На диван ложимся в изголовье,

Но «краббатионе» я не съем).

С щелочью не стану чистить зубы,

Не вельможа, хоть я и с зонтом.

А давайте, просто помнить будем,

Что историю у каждого предмета мы найдем. (слайд 10 «Спасибо за внимание!»)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!