МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2.
Сила слова.
КЛАССНЫЙ ЧАС
(беседа с элементами дискуссии для учащихся среднего школьного возраста, по направлению этического воспитания школьников)
п. Октябрьский, 2009 г.
-
Вступительное слово.
Учитель. Мы живем среди людей, постоянно общаемся при помощи слов.
Слова мы слышим всюду - по ТV, радио, в кабинете, в столовой, в транспорте и т.д. Некоторые слова мы пропускаем мимо своих ушей, а некоторые остаются в нашей памяти очень долго. Обладая невидимой силой, они воздействуют на нас, влияют на ход нашей жизни. А мы даже и не задумываемся об этом.
Почему слово способно все делать? Что за сила таится в словах? Что такое слово? Как обращаться со словом? – об этом мы с вами сегодня и поговорим.
-
Задание « Значимость слова в жизни человека»
Учитель. Представьте себе, что вы лишены способности говорить в течение 24 часов. Что вам не удастся сделать?
Возможные высказывания ребят:
-получить информацию;
- узнать, как что – либо делается;
- поговорить с друзьями;
-попросить о помощи и др.
Обобщая ответы учащихся, учитель скажет о том, что ребята, таким образом, сказали, для чего служат слова, что они нужны человеку:
- для общения;
- для сообщения информации;
- для побуждения к действию.
-
Учитель читает стихотворение:
Обратимся к стихотворению:
Всему название дано-
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
( А. Барто)
Как вы понимаете строчки: «Вещей вокруг полным – полно, А безымянных – нету!»
(Ответы детей.)
Учитель подводит итог: Слово – название всего, с чем мы встречаемся в жизни: любой предмет, любой признак, любое действие. Ведь чтобы о чем – то говорить и даже думать, надо его как – то называть, именовать.
-
Слова, которые слышит человек, воздействуют на него. Обладая невидимой силой, они могут изменить его образ мышления, и даже его жизнь.
Сейчас внимательно послушайте отрывок из воспоминаний Томаса Эдисона.
(Читает учитель)
«Помню, когда я учился в школе, директор школы вызвал мою мать и сказал: « Ваш сын бездарь! Он тупица и не может учиться с нормальными детьми! Заберите его из школы ». Но моя мудрая мама ответила: « Мой сын – самый гениальный ребенок в мире! Идиоты и тупицы – это вы! ».
Вот такие строчки восхищения поступком своей матери оставил Томас Эдисон. Этот человек, сделал множество гениальных открытий, самое известное из которых – электрическая лампочка. Кроме того, он создал компанию «Jeniral Electric » и стал выдающимся бизнесменом. Томас действительно отставал от своих сверстников, и школьная программа ему не давалась, а в школе он проучился всего 2,5 месяца.
Но его мать своим отношением, своими словами дала ему такой мощный толчок в развитии, что изменила его будущее. Она сделала его будущее великим.
А вот еще один пример:
выдающийся ученый А. Эйнштейн в детстве не проявлял способностей к физике и математике. Его дядя часто повторял: “Ничего, Альберт, не все становятся профессорами, и ты кем-нибудь станешь”. И он добился признания – весь мир восхищается теорией относительности, созданной им.
??? Ребята, вспомните, как воздействовали на вас слова, сказанные другими людьми? Расскажите ваши ситуации.
(Выслушиваются ситуации детей)
Предлагаю выполнить следующее упражнение:
Нас часто спрашивают: «Как дела?», «Как самочувствие?», «Как здоровье?». Вспомните, как вы на них обычно отвечаете? (ничего, так себе, плохо, хорошо, лучше всех, прекрасно, отлично, хуже нет и т. д ).
Представьте ситуацию: дела у вас в школе складываются плохо: по математике 2, домашнее задание по русскому не дали списать, значит еще одна 2, а еще учитель по биологии обещала спросить. А тут приятель со своим вопросом: «Как дела?»
Каким будет ваш ответ? Плохо, хуже нет?
Представьте другую ситуацию: состояние здоровья резко ухудшилось. Вы попали на операционный стол к хирургу, и выжить у вас один шанс из тысячи. Вас спрашивают: «Как вы себя чувствуете?» Каким в этом случае будет ваш ответ? Неважно, очень плохо и т.д.
Отвечать на такие формальные вопросы нужно так: «Хорошо. Прекрасно! Просто замечательно!», как бы вам трудно и тяжело не было. Почему только позитивными словами?
Современная наука доказала, что слово – это материальный носитель информации, мощное энергетическое оружие. Академик Вернадский, выдающийся философ и естествоиспытатель в 40-х годах ХХ века доказал, что, помимо атмосферы, стратосферы, гидросферы и биосферы, у Земли есть ноосфера – энергетическая оболочка, образующаяся из коллективных мыслей человечества. От нее во многом зависит судьба планеты. Люди зачастую не понимают, что в зависимости от того, какие слова они произносят, так и складывается их жизнь. Изменив свой лексикон, можно изменить свою жизнь.
5. Слова, которые мы произносим, воздействуют не только на нас самих, но и на окружающих нас людей.
Попробуем разобраться, в чем заключается сила воздействия слов на окружающих людей. Предлагаю разделиться на группы.
( Группы получают задания и выполняют их. Затем идет выступление и обсуждение предложенных ситуаций.)
Задание для группы №1. Прочитайте внимательно притчу и ответьте на поставленные вопросы.
Притча.
Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии, оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди, собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"
Вопросы к обсуждению:
1. Почему друг оклеветал друга?
2. К чему привела клевета?
3. Как вы считаете, будут отношения друзей такими, какими они были раньше?
Задание для группы №2.
Притча о гвоздях.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Вопросы к обсуждению:
1. Легко ли обидеть, оскорбить человека словом?
2. Почему обиды, причиненные словом, остаются незаживающей раной в душе человека?
3. Легко ли себя сдерживать, чтобы не наговорить плохих слов?
Задание для группы №3.
Составьте сценку к ситуации:
Света радостно говорит подруге о том, что ее мама выздоравливает. «Ну и что?» - отвечает ей подруга. Свету задела подобная реакция. В отношениях между подругами возник рубец.
Вопросы к обсуждению:
1.Почему подруга так ответила? (она не вдумывалась в смысл сказанного, не заметила, как это важно для ее подруги, просто ей не понятно, что можно радоваться и быть счастливой по поводу выздоровления мамы).
2. Как надо изменить слова подруги, чтобы сохранились дружеские отношения? (если есть желание, то составьте сценку и к этой ситуации)
Итак, слово действительно обладает силой.
???В чем заключается сила воздействия слова на окружающих людей? (Ответы детей.)
Учитель подводит итог:
С окружающими нас людьми могут сложиться разные отношения. Отношения людей друг к другу складываются в результате общения, главным образом через слово. С помощью хороших слов мы создадим приятное общение, а значит, между нами возникнут хорошие отношения. Хорошим, добрым словом мы принесем человеку радость, заставим поверить в себя, улучшим его здоровье, принесем счастье, вылечим.
Но бывают такие ситуации, когда одно плохое слово, сказанное в гневе, разрушает хорошие отношения и люди становятся чужими друг другу.
Необдуманное, жестокое слово может стать причиной трагедии, может сломать чью-то судьбу, разрушить чье-то счастье.
Недаром в народе говорят: «Слово ранит, слово лечит, исцеляет и калечит».
Ах, как нам добрые слова нужны,
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
( М. Лисянский)
6. Веками народ создавал мудрые изречения – пословицы и поговорки. В них из поколения в поколение передавались главные мысли о жизни. Они учат нас жить.
Перед вами ребус. Прочитайте в нем пословицу.
Слово - серебро, а молчание – золото.
1.В чем смысл пословицы? (лучше промолчать, чем сказать и потом жалеть о том, что сказал)
2.Чему учит нас пословица? (тщательно обдумывать каждое свое высказывание)
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Другими словами, сказанные, произнесенные слова не вернешь.
Эта поговорка выступает как совет – предупреждение: не говорить необдуманных высказываний, чтобы потом не сожалеть о том, что было произнесено.
Итак, мы с вами выяснили, что слова влияют на нашу жизнь, на наши взаимоотношения.
Каждое слово, которое мы произносим, требует осторожного, бережного, внимательного обращения. Слово, вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему. На слова, которые мы используем в общении друг с другом, надо обращать особое внимание.
???А как вы относитесь к словам, которые произносите?
Посмотрим на результаты опроса:
Обдумываете ли вы слова, которые произносите?
Да, я предварительно обдумываю серьезные разговоры.
Нет, вверх берут эмоции, и я могу сказать лишнее.
Я не задумывалась (ся) над этим.
Бывает по–разному.
Учитель. Послушайте ситуацию.
Огорченная чем-то девочка плачет, кричит, злобно ругается.
— Прекрати, прекрати говорить плохие слова, — увещевает ее мама.
— Я прекращаю, а они не прекращаются, — удивленно отвечает та.
Многим наверное эта ситуация знакома, когда в разговоре люди теряют контроль над своими словами, не хотели говорить, а оно как – то само собой произнеслось.
???Почему человек бывает не властен над своими словами? Каковы причины?
(ответы детей)
Возможно, в качестве причины ребята назовут: гнев, злобу, непонимание другого человека, его мотивов поведения, несправедливость, потребность сорвать плохое настроение, неприязнь, вражда и др.
Здесь можно учителю обратить внимание на то, что сегодня наша страна переживает такой период, когда у многих людей маленькая зарплата, идет сокращение рабочих мест – безработица. Означает ли это, что люди агрессивны и несдержанны, а значит, могут говорить плохие слова, оскорблять друг друга?
7. Учитель. Я думаю, что каждый из вас понял, какую роль играют слова в нашей жизни, как нужно обращаться со словом. Давайте составим памятку по использованию слов.
1. Бережно относиться к русскому слову.
2. Обогащать свою речь хорошими словами, навсегда отказаться от «черных» слов.
3. Помнить о силе воздействия слов на нас и окружающих, что слово способно и возвысить, и причинить боль.
4. Всегда помнить, что сказанное нами слово в большей степени, чем внешний вид, открывает внутренний мир человека.
От себя хочу всем вам сказать:
1) не забывайте, что живем мы среди людей, что каждый наш поступок, каждое сказанное слово отражается на нас самих и на окружающих людях;
2) старайтесь воспитывать в себе тактичность в общении с близкими, говорите побольше добрых, ласковых и вежливых слов, ведь именно от того, какие слова вы произносите, так и складывается ваша жизнь.
Пояснительная записка.
Одна из причин социальных трудностей в стране - это падение нравственного уровня общества. Нравы людей и их ценностные ориентиры в настоящее время изменились, по сравнению с тем, что было, например, лет двадцать назад, изменился уровень воспитанности молодого поколения, изменилась манера общения и поведения.
Работая в школе, я часто сталкиваюсь с проблемой, связанной с конфликтами, которые возникают между учащимися в ходе общения, отношения и обращения друг к другу. Почему возникают проблемы в общении? Причин можно назвать несколько, но одна из них – небрежное отношение к сказанному слову.
Не секрет, что сейчас ребята стали более раскрепощенными в выражении своих чувств, эмоций, мыслей. Если понаблюдать, как они говорят, как общаются и обращаются друг к другу, то становится ясно, что многие не задумываются над произносимыми словами, не вникают в смысл сказанных слов, не задумываются о силе их воздействия. И как результат – непонимание, слезы, драки, разногласия.
Становится понятно, что необходимо формировать у учащихся бережное отношение к слову, относиться к нему как к ценности. Такая работа должна проводиться не только на уроках по развитию речи, но и на внеклассных мероприятиях. Одним из примеров таких внеклассных занятий является данный классный час «Сила слова».
Мероприятие «Сила слова» рассчитано на учащихся подросткового возраста. Именно в этом возрасте особую роль в жизни подростка играет коллектив сверстников и взаимоотношения в нем.
Д.Б.Эльконин полагал, что в данном возрасте «…личное общение становится той деятельностью, внутри которой у подростков оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее». Возможно, данное мероприятие поможет подростку осознать, как важно знать, понимать и думать над смыслом каждого слова, которое произносится. Как слово может отразиться на человеке, который его произносит и человеке, которому оно было адресовано. Возможно в дальнейшем, зная это, им будет легче строить свои отношения и реализоваться в обществе.
Приведенный в разработке сценарий мероприятия, ставит следующие цели и задачи:
-
показать значимость, роль и силу воздействия слов;
-
объяснить необходимость бережного обращения со словом;
-
дать рекомендации по правильному употреблению слов.
Форма проведения: беседа с элементами дискуссии.
Этапы проведения занятия:
1.Подготовительный (проведение анкетирования, подбор материала, обработка результатов анкетирования).
2.Этап реализации (непосредственное проведение занятия).
3.Этап рефлексии (оценка собственного эмоционального состояния учащимися и самим учителем).
Содержание классного часа:
-
Вступительное слово учителя.
-
Значимость слова в жизни человека.
-
Что такое слово?
-
Воздействие слов на человека.
-
Воздействие слов на окружающих людей, на взаимоотношения.
-
Как обращаться со словом.
-
Подведение итогов.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны
- понять, что такое слово и для чего слова нужны человеку;
- увидеть значимость слов;
- почувствовать их уникальность;
- осознать, как слова воздействуют на окружающих и самого человека, как влияют на отношения между людьми;
- понять, каким мощным оружием в руках человека может стать слово;
- почувствовать необходимость работать над улучшением своей речи;
- осознать необходимость бережного отношения к слову как к культурной ценности.
- задуматься над собственными словами.
Полученный результат:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Предварительная диагностика.
Тест на выявление уровня коммуникативных навыков.
-
Как часто Вы применяете слова вежливости в общении с друзьями?
А) всегда б) никогда в) в зависимости от настроения.
2. Как вы устанавливаете контакт со сверстниками?
А) легко, нравится заводить новых друзей
Б) необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу
В) не люблю общения со сверстниками, потому, что сам никогда не выхожу на контакт
3. Как вы ведете себя в разговоре со сверстниками?
А) Внимательно выслушиваю собеседника, но не высказываю свою точку зрения
Б) стараюсь быстро закончить разговор
В) много говорю, перебиваю собеседника
4. Как вы ведете себя по отношению к сверстнику, когда тот чем – то расстроен?
А) стараюсь помочь, успокоить, развеселить.
Б) не обращаю на него внимания
В) раздражаюсь, когда кто – то расстроен.
5. Как Вы ведете себя, когда друг делится чем – то радостным?
А) искренне рад вместе с ним
Б) безразлична его радость
В) вызывает зависть, раздражает.
6. Когда Вы чем – то опечалены, или наоборот, чему – то рады, делитесь ли Вы своими переживаниями с другом?
А) да, всегда
Б) иногда
В) никогда.
7. Можете ли Вы выражать свое настроение словами «Мне грустно», «Мне весело» и т.д.?
а) да
Б) не всегда
В) нет
8. Как чаще всего Вы ведете себя в конфликтной ситуации?
А) пытаюсь разрешить проблему по взрослому, спокойно, без криков и упреков
Б) начинаю плакать, обижаюсь, капризничаю.
В) резко обрываю сверстника, категорически показывая, что тот не прав.
9. Опишите реакцию, если Вы слышите, что в адрес кого – то произносятся не этичные слова, дразнят
А) заступаюсь за обиженного
Б) не обращаю никакого внимания
В) сам начинаю дразниться,
10. Как чаще всего Вы ведете себя, когда Вас кто – то из сверстников оскорбляет, или обзывает?
А) достойно отвечу
Б) промолчу и пойду жаловаться взрослым
В) оскорбляю в ответ
11. Как Вы реагируете на наказание?
А) соглашаюсь с тем, что заслужил его
Б) начинаю плакать
В) спорю, не соглашаюсь с наказанием.
Больше ответов «А»: у Вас хорошие, доброжелательные отношения со сверстниками. Вы общительны, легко налаживаете контакт с новыми знакомыми. Всегда готовы выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Адекватно ведете себя в конфликтных ситуациях.
Больше ответов «Б»: У Вас возникают трудности во взаимоотношении со сверстниками, в силу своей застенчивости, замкнутости, вы всячески избегаете общения с новыми людьми. Не радуетесь вместе со сверстниками, не сочувствуете, не участвуете в спорах, боитесь конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачете.
Больше ответов «В»: на первый взгляд можно сказать, что Вы общительны, активны, но на самом деле зациклены на своих переживаниях.
Вы не идете первыми на контакт, вас раздражает чужое горе или радость. При общении много говорите и требуете, чтобы слушали только Вас. Вы часто попадаете в конфликтные ситуации, дерзите, оскорбляете других. Скорее всего, таким образом, Вы скрываете эмоциональные переживания, показывая, будто у Вас все хорошо, что Вы лучше всех, но в глубине души Вы можете думать совсем иначе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
СЛОВО
-
Слово лечит, слово и ранит.
-
Доброе слово и кошке приятно.
-
Ласковое слово – что весенний день.
-
Кто словом скор, тот в деле спор.
-
От одного слова случиться может на весь век ссора.
-
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
-
Слово – серебро, молчание – золото.
-
От слова – спасение, от слова и погибель.
-
Свари слово во рту, прежде чем его выпустить.
-
Живое слово дороже писанного.
-
Слово горы ворочает.
-
Слово к месту говорится.
-
Слово солома – загорится – не потушишь.
-
Конь вырвется – догонишь, а сказанного слова не воротишь.
-
С добрым словом и черная корка сдобой пахнет.
-
Теплое слово и в мороз согреет.
-
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
-
Доброе слово и железные ворота открывает.
-
Слово не обух, а от него люди гибнут.
-
Ветер рушит горы, а слово – дружбу.
-
Глупым словам – глухое ухо.
-
Малое слово большую обиду творит.
-
Дурное слово – что смола: пристанет – не отлепишь.
-
Слово не стрела, а пуще стрелы разит.
-
На словах и так и сяк, а на деле – никак.
-
На словах – как на гуслях, а на деле – как на балалайке.
-
Не дав слова – крепись, а дав слово – держись.
-
Слово, истекающее от сердца, проникает в сердце.
-
Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
-
Где много сорных трав - там мало хлеба, где много слов - там мало мудрости.