СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Симфония мужества блокадного Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Симфония мужества блокадного ленинграда", проведен 05.03.2022 года в день 80 летия первого исполнения великого произведения.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Симфония мужества блокадного Ленинграда"»

Симфония мужества блокадного Ленинграда (05.03.2022 г.)

Классный руководитель

Лукина С.Ю.

Цель:

  1. Познакомить с историей создания Седьмой симфонии Шостаковича

  2. Воспитание чувства гордости за народ-победитель, историю страны.

ИКТ и оборудование: мультимедийный проектор, фрагменты кинофильма «Блокада Ленинграда», выставка книг о блокадном Ленинграде, аудио- фрагменты Седьмой симфонии, презентация «Симфония мужества».


Учитель :

О войне говорили, и всегда будут говорить: художники говорят – красками и образами, поэты – стихами, композиторы – песнями и музыкой. Во время войны композиторы писали не только песни, но и крупные музыкальные произведения. (На экране портрет Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.)

Один из таких композиторов – это Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Советский композитор, годы его жизни – 1906 – 1975. (слайд). Он – коренной петербуржец, учился в Петербургской консерватории. В 18 лет Дмитрий Шостакович окончил Ленинградскую консерваторию. В качестве дипломной работы была представлена Первая симфония. (слайд )

- Учитель: - Седьмая (“Ленинградская”) симфония – одно из наиболее значительных произведений Д.Д. Шостаковича. Симфония написана в 1941 году. В прошлом 2021 году отмечался юбилей 80 как симфония была создана. А сегодня памятный день: 80 как симфония прозвучала. Большая её часть сочинена в осаждённом блокадном Ленинграде. (слайд)

Во время блокады в Ленинграде Шостакович вместе со студентами выезжал за город на рытьё окопов, дежурил на крыше консерватории, а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению симфонии. Иногда работа продолжалась даже во время воздушной тревоги, он, проводив в бомбоубежище жену и двоих детей, возвращался в квартиру и под разрывами бомб продолжал писать. Вскоре оставаться в городе стало совсем опасно и Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в город Куйбышев (ныне Самара). Работа над симфонией шла очень быстро и уже в конце декабря 1941 года он закончил партитуру. На титульном листе композитор написал: «Моему родному городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается». (слайд )Впервые симфония и прозвучала 5 марта 1942 года в Куйбышеве, а 29 марта - в Москве. (слайд)

Симфония транслировалась на всю страну. Тогда и возникла идея исполнения её в Ленинграде. Репетиции часто проходили под грохот разрывов, где оркестранты изнемогали от голода, многие умерли или ушли на фронт. А для исполнения такого сложного произведения нужен большой симфонический оркестр в 100 человек. Дирижер Карл Ильич Элиасберг приложил немалые усилия, чтобы собрать оркестр. Премьеру симфонии очень ждали. И вот в этом полуразрушенном, голодном городе настал день премьеры 9 августа 1942 года. (слайд) Состоялась незабываемая премьера. Зал был полон – очереди за билетами были длиннее, чем в булочные. Все восемьдесят минут пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги.

- Почему это стало возможным, можно ответить стихотворением Николая Савкова. Читает заранее подготовленная ученица.

И не знали они,
что когда в знак начала
Дирижерская палочка
поднялась –
Над краем передним,
как гром, величаво
Другая симфония раздалась:
Симфония
наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу
бить не стал
Чтоб город
Седьмую симфонию слушал.
…И в зале – шквал,
и на фронте – шквал... (слайд)
- Учитель: :- Давайте послушаем один из фрагментов этой симфонии, эпизод нашествия - тема врага.
Слушание «Эпизод нашествия».
Чтение стихотворения на фоне звучания музыки, заранее подготовленная ученица (слайд )
Звук. Лёгкий далёкий звук,
Вдруг, переходящий в стук,
Мягкий игривый стук,
Вдруг, переходящий в шаг,
Мерный тяжёлый шаг,
Шумом сплошным в ушах
За каблуком каблук
Тысяч чужих сапог
Тысячью страшных мук
Через родной порог,
Жизнь, обращая в прах-
ВРАГ!

Учитель: -Что мы услышали в музыке? Какой она была по характеру? Какое настроение вы почувствовали в музыке?
Учащиеся: Тяжелую уверенную поступь. Шаги отбивающие ритм.
Учитель:
- Что вы представили? Какая картина мысленно нарисовалась перед глазами?
Учащиеся: Представилось, как немцы наступают, уверенно идут по нашей стране, занимают нашу территорию .
Учитель:
- Как вы догадались? Какими музыкальными средствами композитор достиг своей цели? Как развивается музыка?
Учащиеся: Было ощущение, что немцы наступают издалека, так как музыка вначале была едва слышной, очень тихой. А потом музыка становилась все уверенней, тяжелей и мощней. В игру вступил весь состав оркестра.
Учитель:
- Какой тип музыки использовал Шостакович в «Эпизоде»?
Учащиеся: Маршевый.
Учитель:
- А почему именно марш?
Учащиеся: Маршевые ритмы встречаются в немецкой музыке чаще, они характерны немецкой музыке.
Учитель:
- 9 августа 1942 г., был самым тихим блокадным днем. Артиллеристы провели огневую операцию «Шквал», уничтожив фашистские укрепления. Это было сделано для того, чтобы музыка ни разу не была прервана сигналами военной тревоги. После концерта ленинградцы укрепились в надежде на победу. Воплощением этой победы была и Дорога жизни, прошедшая по Ладожскому озеру. (слайд )

Повторное прослушивание «Эпизода нашествия».

- Через много лет после окончания войны к Карлу Ильичу Элиасбергу, дирижеру, подошли два немецких туриста: “Мы были тогда в окопах, с той стороны. Слышали ваш концерт и говорили между собой; если уцелеем, обязательно спросим: как это им удалось в голодном, осажденном городе создать такой великолепный оркестр”. (слайд)

- И наверно, есть доля правды в том, что музыка приблизила и день освобождения Ленинграда и день Победы.

- Как сейчас называется город Ленинград в настоящее время? (Санкт-Петербург) В Санкт-Петербурге есть памятник посвященный блокаде Ленинграда. Этот памятник называется «Разорванное кольцо». (слайд: фотография памятника “Разорванное кольцо”.)

- Какие чувства возникли у вас после полученной информации на классном часе? Далее работа идет по технологии ТКМЧИП. Прием «Корзина идей».

Деление на группы по названию городов – Ленинград, Куйбышев, Санкт –Петербург.
Учитель: - Мы собрали полную корзину знаний, фактов, имен событий связанных с темой нашего классного часа. (симфония, Д. Шостакович, «Ленинградская», 9 августа 1942 г., блокада, К. Элиасберг, Куйбышев, 5 марта 1942 г., «Дорога жизни», Ладожское озеро... все ответы фиксируются на доске)

- А теперь этот «урожай» нужно красиво преподнести. Предлагаю вам, опираясь на записи, составить предложения, рассказ – групповая работа)

- Впервые симфония и прозвучала 5 марта 1942 года в Куйбышеве

- Мы узнали, что 9 августа 1942 году в блокадном Ленинграде прозвучала «симфония № 7 (Ленинградская)» под управлением К. Элиасберга.

- Дорога жизни прошла по Ладожскому озеру.

Учитель: -В ноябре 2021 года телеканал «Россия» начал показывать многосерийный фильм «Седьмая симфония». Вот что говорят люди, уже посмотревшие фильм: «Потрясающая работа. Такой трагизм и гордость одновременно за мой родной Ленинград! Не могу сдержать слез второй день". «Я не ленинградка, в нашей семье не было блокадников, но фильм пробирает до слез. Он весь пропитан горечью и страданиями людей". Талантливый актерский состав: Алексей Гуськов играет дирижера Карла Элиасберга, а Елизавета Боярская играет жительницу блокадного Ленинграда, которая теряет ребенка, который умирает от голода.  Я считаю, что фильм нужно смотреть семьями. Ведь то, что показано на экране, – наше общее прошлое, а значит, имеет ценность для каждого.

Рефлексия 1 «ОБЛАКО СЛОВ»(Приложение 1). Подходит к концу наш классный час. Мы, сегодня, о многом узнали, получили очень большой объём информации. И чтобы её закрепить, предлагаю составить ОБЛАКОВ СЛОВ, т.е. ваши ассоциации с музыкальным произведением «Седьмая симфония».

Рефлексия 2 СИНКВЕЙН со словосочетанием «Седьмая симфония».(Приложение 2)

Дети, работая индивидуально, составляют синквейны.

Учитель: - Выскажите ваше отношение к сегодняшнему уроку. Перед вами лежат сотовые телефоны. Напишите другу, несколько слов, ваше отношение к людям, исполнявшим симфонию в осажденном Ленинграде.(Приложение 3)

В завершение сегодняшнего нашего классного часа я хочу прочитать вам 

Стихотворение Людмилы Поповой «Седьмая симфония».

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижёра,

Взмах палочки – и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Уже несут ко всем заставам гордо

Все рупора Симфонию твою…

Учитель: - Заканчивается наш классный час. Вы многое узнали, хочу , чтобы вы рассказали сегодня в семьях о подвиге русского композитора Д.Д. Шостаковича, написавшего Симфонию мужества, которая помогала людям и жить и воевать.



































Приложение 1 Облако слов





Приложение 2 Синквейн

Седьмая симфония

Великая, могучая

Поднимает, звучит, призывает

7 симфония-образец мужества

Величие

Приложение 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!