1. Введение в проблему.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?
Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, в космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.
Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающие черты и формы. Сквернословие охватило:
Почти все возрасты. В детском саду подчас не знают, что делать с ребёнком, который учит всю группу «родному языку». У подростков нецензурная лексика приобретает роль важного символа зрелости и независимости.
Все ипостаси речи: его можно услышать не только от пьяного человека. Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными вот, значит, так сказать. Теперь их место занимают грязные постыдные слова или их эквиваленты: блин.
Пропаганда культуры речи - дело государственное. Поэтому школа, как и семья, призвана в момент становления личности формировать культуру учащихся. Исходя из этого, было задумано написание проекта, который, по – моему мнению, должен:
обеспечить воспитание порядочного человека;
соответствовать интересам, потребностям и возможностям ребёнка;
привлечь внимание к эстетической ценности языка.
Для этого должны:
создать условия для самосовершенствования каждого ребёнка;
приобщить максимально большее количество детей к пониманию данной проблемы;
положить начало процессу эстетизации жизни и быта школы и семьи;
объяснить детям значение этого слова;
познакомить их с тем, откуда оно пришло и чем опасно для самого человека и людей
его окружающих;
Проект поможет:
осмыслить и усвоить основные понятия культуры речи;
приобрести навыки, необходимые для общения, бытового и делового;
сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной.
Формы, направленные на решение данной проблемы для наших условий:
«Слово»: стихи, проза, сценарии, пьесы и т.д.
«Этикет»: овладение речевым этикетом, общение со сверстниками, в отношениях с взрослыми.
«Игры»: ребёнок остаётся ребёнком, значит, мы должны с ним играть, когда занимаемся таким серьёзным делом, как обучение русскому языку и культуре речи.
Наглядная агитация: буклеты, листовки, баннеры.
Запланированная работа должна подвести учащихся к пониманию того, что грамотное владение речью – это показатель общей культуры человека, его развития. Вот почему овладение родным языком, культурой речи, постоянное её совершенствование особенно важно для тех, кто стремиться занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих.
Средства внедрения программы:
Уроки русского языка и литературы, истории.
Внеклассные мероприятия.
Сотрудничество с библиотекой, музеем, ДК.
Сотрудничество с детской подростковой организацией «Пульс».
Сотрудничество с социумом.
Сотрудничество с ПДН КДН и ЗП.
Виды деятельности по реализации программы:
Ожидаемый результат.
В результате реализации программы школа выпустит в жизнь выпускника:
Умеющего вступать в общение, вести диалог, используя формулы речевого этикета;
Любящего свой родной язык и владеющего конструктивными методами общения с окружающими;
Не употребляющего в своей речи, нецензурных выражений.
Выпускник школы – это житель села, района, края и страны, который понимает ценность языка и важность владения родной речью. Поэтому, отказавшись от уродливого матерного языка, обретёт здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь близких.
Проект поможет ответить на вопрос -
Что же такое сквернословие? Итак, сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Само слово “сквернословие” происходит от слова “скверна”.
(Слайд 3). Согласно словарю В. Даля “скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.
Что же такое сквернословие – порок или болезнь? Позор или национальная гордость? “Велик и могуч русский язык” - читаем мы в книгах. А какую "литературную" речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров?
Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.
2. из история возникновения сквернословия.
(Слайд 4). История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: “Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает”.
(Слайд 5). Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.
(Слайд 6). Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством.
При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.
3. Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?
(слайд 7-8-9) В нашей школе было проведено анкетирование, в ходе которого было изучено отношение учителей, учащихся и родителей к сквернословию. На вопрос: Существует ли проблема в нашей школе злоупотребления в речи ненормативной лексики? Из 68 опрошенных ответили: да - 47 человек. Поэтому проблема распространения в школе сквернословия среди детей разного возраста существует.
ПРИЧИНЫ:
Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому.
Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему.
Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия.
Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к “своим”.
Скверный характер, вредные привычки.
Неуважение к окружающим.
Отсутствие внутреннего самоконтроля.
Использование для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.
Неправильная трактовка понятия “свобода слова”.
(Слайд 10) Работа над проектом помогла ответить на вопросы:
4. Опасно ли сквернословие?
5. Как влияет мат человека?
Слайд 11. Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.
В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он попытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют не какие-то огромные блоки информации, а простые односложные слова.
Семнадцатилетнее исследование Белявского и его коллег увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на наши гены.
Слайд 12. В диссертации на эту тему с математической точностью доказывалось, что не только человек обладает энергетикой, но и каждое его слово несет собственный энергетический заряд. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость, либо приближая старость. Оказывается, разные слова по-разному заряжены, причем так же, как и в физике, зарядов может быть только два: положительный и отрицательный. Любая матерщина идет со знаком “минус”.
Уже в начале 90-х эта группа ученых выпустила в свет книгу с множеством примеров, связанных с многолетними наблюдениями за конкретными людьми, Все эти люди были одного возраста, но только одна их часть составляла принципиальных сквернословов со стажем, а вторая - противников крепких выражений. Исследования показали, что у матерщинников очень быстро проявляются возрастные изменения на клеточном уровне, которые ведут ко всевозможным болезням. Во второй же группе результаты были противоположными. Одним словом, мат способствует быстрому старению.
Не рискуя экспериментировать на людях, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них “начитывал” грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. На этом основании ученые сделали вывод, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК.
Проведен был и обратный эксперимент: ученые “благословляли” семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись, убитые семена ожили.
Слайд 13. Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев-Смык утверждает, что злоупотребление матом медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин. Косметологи заметили, что те их клиентки, которые не могут жить без мата, больше других страдают от повышенной волосатости конечностей, у них более низкий голос.
Слайд 14. Уже давно проводятся эксперименты с водой. Оказывается, что в воде важен не столько ее химический состав, сколько структура. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело состоит примерно на 80 процентов из неё) начинают выстраиваться в сложные скульптуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.
Слайд 15. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.
(Слайды 16-17-18). Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Глядя на фотографии на слайдах, можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.
Слайд 19. Слова с негативным смыслом даже не способствуют образованию формы, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.
Не по этой ли причине так мало здоровых людей остается, не оттого ли так часто болеют дети, чьи родители постоянно матерятся?
Нецензурная лексика все больше и больше захлестывает современное общество: мат несется на нас из автобусов и такси, из радиоприемников и с телеэкранов, с театральных и эстрадных подмостков, со страниц различных печатных изданий, с высоких трибун. Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.
Слайд 20. Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: “Нет ничего заразнее слова”.
Слайд 21. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Одна из болезней – “копролалия”. Название происходит от греческого “копрос” - кал, грязь и “лалия” - речь. Так в медицине называют болезненное, непреодолимое влечение к циничной, нецензурной брани безо всякого повода.
6. Нужно ли бороться со сквернословием и как?
Слайд 22. Мат – это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? Следующий вопрос, на который предлагала ответить наша анкета, звучит так: Нужно ли бороться со сквернословием? Если да, то как?
7. Как борется с матом закон.
Слайд 23. Ст. 130 “Оскорбление” УК РФ гласит:
“1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
Ст. 20, ч. 1 “Кодекса РФ об административных правонарушениях” предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Слайд 24. Оскорбление – слово среднего рода, не имеет полового разделения и одинаково ранит души и женщин, и мужчин. Но оскорблять женщину вдвойне не прилично, не достойно мужчине.
9. Заключительная часть.
Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения(ВОЗ) состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.
Слайд 25-26. Л.Н.Толстой писал: “Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом, можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей”.
Слайд 27. Завершить наш разговор хочется стихотворением “Слова” Вадима Шефнера.
Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно
полки за собой повести.
Словом можно продать,
и предать, и купить,
Слово можно
в разящий свинец перелить.
Слайд 28. “Всякое слово гнилое да не исходит из уст ваших...”
Закончить свое выступление хочется песней Булата Окуджавы. СЛАЙД 29.
СЛАЙД 30 – СПАСИБО.
Литература. Слайд 31-33.