ТОК- ШОУ «У КАМИНА».
ЦЕЛИ :
_ формировать умение обсуждать проблему;
_ развивать внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные способности;
_ воспитывать такие нравственные качества, как отзывчивость, доброта, скромность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Макет камина со свечами на нём, два кресла, журнальный столик, несколько мягких игрушек, таблица, объясняющая значение слова «ток- шоу», сигнальные карточки, перечень нескольких пословиц, помещенный на доске.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Героями ток- шоу заранее подготовлены проблемные истории.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
Вступительное слово учителя.
Учитель. Сегодня мы поиграем в ток- шоу. Ток- шоу – это телепередача, в которой обсуждается какой-либо вопрос, проблема. В телепередаче принимают участие приглашённые в студию зрители. Наш ток- шоу называется «У камина».(Обращается внимание зрителей на изображение камина и свечей , на стоящие возле него кресла и журнальный столик.) Камин- это символ тепла и уюта. Возле него и разговор становится искренним, доверительным.
![](https://fhd.multiurok.ru/7/1/0/7102df7a80e920072e88948e48ddb492c39f80d5/klassnyi-chas-tok-shou-u-kamina_1.jpeg)
( Учитель демонстрирует таблицу, объясняет значение слова «ток-шоу»)
TALK SHOW (англ.)
говорить показ
беседовать демонстрация
![](https://fhd.multiurok.ru/7/1/0/7102df7a80e920072e88948e48ddb492c39f80d5/klassnyi-chas-tok-shou-u-kamina_2.jpeg)
Учитель. Представьте, что все вы не дети, а взрослые, серьёзные люди, которые имеют достаточный жизненный опыт, умеют слушать, задавать вопросы, высказывать своё мнение, давать советы. Перед вами будут выступать дети, они расскажут о своих проблемах. Ваша задача- высказать своё мнение по данной теме, помочь герою разобраться в ситуации.
А ситуации, в которые попали наши гости, очень непростые. Разговор у нас пойдёт о нравственности, то есть о том, что такое хорошо и что такое плохо. Надеюсь, это ток – шоу поможет вам задуматься о своих поступках, а кому- то и пересмотреть своё отношение к окружающим.
Вы готовы принять участие в серьёзном разговоре?
В ваших руках – сигнальные карточки. С одной стороны их изображён вопросительный знак, что означает «хочу спросить», с другой- восклицательный- «хочу сказать». Если у вас возникает вопрос, то поверните карточку той стороной, где изображён знак вопроса; если захотите высказать свои мысли, дать совет, то поверните её другой стороной, с изображением восклицательного знака.
Я начну передачу с притчи, которая как нельзя лучше подходит к теме нашего разговора.
Чтение и обсуждение притчи «Два ангела».
Два ангела- путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того путники были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стане и заделал её. Когда младший ангел увидел это, то спросил, почему. Старший ответил:
- Вещи не такие, какими кажутся.
На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами скудную еду, которая у них была, и предложили им свои постели, чтоб те могли хорошо выспаться.
Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их корова, молоко которой было единственным доходом семьи, лежала мёртвая в хлеве. Младший ангел спросил старшего:
- Как это могло случиться? Первый мужчина имел всё, а ты ему помог. Другая семья имела очень мало, но была готова поделиться всем , а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?...
- Вещи не такие, какими кажутся, - ответил старший ангел. – Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с золотом. Его хозяин был груб и не хотел сделать добро. Я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден. Когда на следующую ночь мы спали в постелях, пришёл ангел смерти за женой хозяина. Я отдал ему корову.
Вопросы для обсуждения:
- Как повели себя обе семьи по отношению к ангелам? Какие качества проявили?
- Чему , по- вашему, учит эта притча? ( быть добрым, благодарным, платить добром за добро.)
Учитель. Итак, встречаем первого гостя. Знакомьтесь: Даниил.
Учитель предлагает гостю занять место в кресле, выбрать одну из мягких игрушек на журнальном столике и во время рассказа держать её в руках, чтобы она помогла ему справиться с волнением.
![](https://fhd.multiurok.ru/7/1/0/7102df7a80e920072e88948e48ddb492c39f80d5/klassnyi-chas-tok-shou-u-kamina_3.jpeg)
Даниил. Меня зовут Даниил Я хочу рассказать случай, который произошёл около года назад.
У нас дома живёт собака. Она очень умная и особенно любит маму. Собака всегда поджидает маму с работы. Она узнаёт по шагам, хорошее у мамы настроение или плохое. Если хорошее, собака бежит навстречу, плохое – уходит на своё место за шкаф.
Однажды мама пришла очень усталая, сняла туфли.
- Поставь чайник, - попросила она меня.
-Сейчас, - сказал я, а сам стал приклеивать трубу к пароходу.
А собака взяла в зубы одну тапочку, потом вторую и принесла маме.
_ Спасибо, - ласково сказала собаке мама, - умница.
А мне она ничего не сказала.
Сейчас- то я понимаю, что когда человек устал, нужно ему помочь. А тогда не понимал. Прошло много времени, а мне до сих пор не даёт покоя этот случай. Что вы мне можете посоветовать?
Учитель. Проблема ясна. Переходим к обсуждению.
Реплики зрителей
Очень хорошо, Даня, что ты понял: уставшему человеку надо помочь.
Ты должен сказать спасибо своей собаке за то, что она преподнесла тебе такой хороший урок.
После того случая ты всегда был внимателен к маме?
Если тебя до сих пор мучает совесть, расскажи об этом маме. Она тебя обязательно поймёт и успокоит.
(Герой отвечает на вопросы, выслушивает советы, делает вывод. Учитель направляет беседу в нужное русло.)
Учитель. Какая из помещённых на доске пословиц подходит к данной ситуации? (Совесть без зубов, а загрызёт)
![](https://fhd.multiurok.ru/7/1/0/7102df7a80e920072e88948e48ddb492c39f80d5/klassnyi-chas-tok-shou-u-kamina_4.jpeg)
Спасибо тебе, Даниил за то, что ты пришёл к нам на передачу и рассказал о своей проблеме. Нам всем было полезно задуматься над тем, что мы услышали.
Встречаем следующую гостью. Её зовут Даша.
Даша. Здравствуйте. Я расскажу вам историю, которая произошла совсем недавно на моих глазах.
Идут двое мальчишек и хвастаются.
- Я такой сильный, что одной рукой грузовик подниму ! – говорит первый.
А другой ему :
- Подумаешь, грузовик! Я дом могу поднять! Правда, двумя руками.
-Ну, если двумя руками, - засмеялся второй, - так я целый поезд в сто вагонов подниму.
- А я слона подниму да ещё десять раз подкину! – не сдаётся первый.
- Что слон! – махнул рукой второй. _ Я гору подниму одной левой.
Вот какие силачи! Да только поверить трудно. Правда , шла рядом с ребятами старушка с тяжёлой сумкой, но разве это тяжесть для таких силачей? Они и смотреть- то на неё не стали. Пришлось мне, девочке, предложить свою помощь старушке. Я специально сделала это громко, чтоб они слышали. Представьте себе, они только на секунду оглянулись на нас и снова продолжили свой глупый разговор. Какие же мужчины из них них вырастут? !
![](https://fhd.multiurok.ru/7/1/0/7102df7a80e920072e88948e48ddb492c39f80d5/klassnyi-chas-tok-shou-u-kamina_5.jpeg)
Реплики зрителей
Даша, сколько примерно лет этим мальчикам? Может быть, они ещё маленькие и не знают правил этикета?
Возможно, благодаря твоему поступку, они поняли, что вели себя некрасиво, и исправятся.
Интересно, а если бы это была их бабушка, они бы тоже не помогли ей?
Хвастаться всегда некрасиво!
Какая польза от силы, если она никому не делает добра?!
Настоящие мужчины не хвастают своей силой, а просто помогают другим.
Учитель. Какую пословицу мы выберем для этой ситуации?(сила хорошо, ум лучше а доброе сердце всё покрывает.)
Встречаем следующего гостя – Диму.
Дима. Однажды я стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан. К Полкану подбежал маленький мопс и стал на него кидаться и лаять, хватал его зубами за огромные лапы. За морду и , казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
- погоди- ка, вот он тебе задаст, - сказал я радостно, предчувствуя хорошую драку, - проучит он тебя.
Но мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно. – Видишь ли, - вдруг сказал мне отец, - Полкан добрее тебя, Дима. Когда с тобой начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых Отец сказал, что Полкан добрее меня. Мне стало обидно за такие слова. Неужели отец прав?
![](https://fhd.multiurok.ru/7/1/0/7102df7a80e920072e88948e48ddb492c39f80d5/klassnyi-chas-tok-shou-u-kamina_6.jpeg)
Реплики зрителей
Твой отец прав: большому и сильному стыдно обижать обижать маленьких и слабых.
Полкан показал тебе хороший пример, как надо обходиться с малышами.
Наверно , Дима, ты не всегда обижаешь своих братьев и сестёр, но и помогаешь им в чём- то, правда?
Не обижайся на отца за то, что он постыдил тебя. Наверно , по- другому ты не понимал.
Если этот случай так серьёзно задел тебя, значит, у тебя есть совесть и ты обязательно исправишься – не будешь обижать малышей.
Ты молодец, что пришёл на передачу, поделился своей проблемой. Теперь тебе станет легче.
Учитель. Остаётся подобрать подходящую данной ситуации пословицу. (Малый, что глупый, а глупый, что малый.)
Знакомьтесь: Таня . она расскажет нам свою историю.
Таня. Я живу в посёлке.
Недалеко от посёлка находится лес. Через лесную дорожку протекает речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик с перилами. Только прошла я как-то по нему и чуть не упала. У мостика доска оторвалась.
«Какая плохая доска, в следующий раз надо быть осторожней», - подумала я. Вслед за мной прошли по мостику и два дружка – Николка с Петей. Тоже чуть не упали.
- Вот противный мостик!- рассердились они. Пришли к себе в посёлок я, Николка и Петя и всех своих друзей предупредили:
- Не ходите по мостику, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.
- Хорошо сделали, что предупредили,- сказали ребята, - но могли бы сделать ещё лучше!
Не знаю, как Николке с Петей, но мне очень обидно стало: мы их предупредили, а они над нами посмеялись. Вот и делай после этого людям добро! ![](https://fhd.multiurok.ru/7/1/0/7102df7a80e920072e88948e48ddb492c39f80d5/klassnyi-chas-tok-shou-u-kamina_7.jpeg)
Реплики зрителей
Ребята не посмеялись, а только намекнули, как можно было ещё лучше поступить. ты догадалась, Таня, как?
Я почему- то уверен, что мостик уже кем- то отремонтирован. Я прав?
Конечно , это не женское дело- ремонтом заниматься, но ты, Таня, могла бы намекнуть об этом мальчишкам Николке и Пете.
Мостик общий, значит, не надо ждать, пока его отремонтирует кто-то другой. К тому же, это не такая уж странная поломка, с ней сможет справиться любой мальчишка без помощи взрослых.Учитель. Подумаем над пословицей. Какая соответствует ситуации? (Маленькое дело лучше большого безделья.) ![](https://fhd.multiurok.ru/7/1/0/7102df7a80e920072e88948e48ddb492c39f80d5/klassnyi-chas-tok-shou-u-kamina_8.jpeg)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель. Спасибо всем участникам и зрителям передачи.
В заключение продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял…![](https://fhd.multiurok.ru/7/1/0/7102df7a80e920072e88948e48ddb492c39f80d5/klassnyi-chas-tok-shou-u-kamina_9.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/7/1/0/7102df7a80e920072e88948e48ddb492c39f80d5/klassnyi-chas-tok-shou-u-kamina_10.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/7/1/0/7102df7a80e920072e88948e48ddb492c39f80d5/klassnyi-chas-tok-shou-u-kamina_11.jpeg)
Примечание. В качестве ситуаций использованы материалы произведений:
А. Седугин. «Про умную собаку».
Л. Яхнин . «Силачи».
К. Ушинский. «Играющие собаки».
Ю. Ермолаев . «Страшный мостик». Подготовила: Астахова Лидия Дмитриевна
учитель начальных классов